План-конспект урока ИЗО.
(5 класс)
Дата:
Тема урока: «Красота северных узоров».
Вид занятия: Рисование орнамента.
Цель урока: нарисовать варежку с мансийским орнаментом.
Задачи:
Развивающие | Воспитывающие | |
— познакомить с понятием «орнамент», типами орнаментов; — формировать знания орнаментальных мотивов и умения изображать мансийские орнаменты; — познакомить с укладом жизни манси.
| — развивать творческую и познавательную активность; — воспитать творческую фантазию, эстетическое восприятие; — развивать чувство ритма. | — воспитывать чувство толерантности и уважения к другим культурам; — воспитывать любовь к малой родине, к людям живущим рядом. |
Оборудование и материалы:
Для учащихся | |
-таблицы с изображением мансийских орнаментов; -иллюстрации к теме;
| — лист; — карандаш графический; -ластик; — на выбор художественные материалы;
|
Новые термины: орнаменты-полоски, орнаменты-разетки.
Тема урока
Образцы изделий ДПИ народов севера | Новые термины |
— приветствие — проверка готовности к уроку — установка дисциплины
Тема нашего урока «Красота северных узоров», мы познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – орнаментом манси.
Здравствуй, край мансийский, милый, Юван Шесталов –мансийский поэт Сегодня мы познакомимся с родственным народом ханты – манси. И наш округ называется Ханты-Мансийский, что подтверждает родство этих двух народов. — А какие, на ваш взгляд, орнаменты используются и преобладают в прикладном искусстве ненцев? (изображение птиц и животных, как у хантов). Но много орнаментов связанных и с явлением природы и самим человеком. Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры манси. Орнаменты можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня манси украшают свою одежду и предметы быта. Орнамент оживляет вещи, делает их более менее заметным, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства. В очень распространенной лирической мансийской песне поется: Летающая птица Как проведет крылом, Так и я сумею изобразить ее. Ходящий по земле зверь, Как протянет ногу свою, Так и я сумею скопировать – Такая я умелая мастерица.
Кто видел, как работает мансийская мастерица, говорят, что она не вышивает, а рассказывает. И действительно, самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: «лапа лисы», «беличий след», «заячьи ушки», «соболь»; птицы: «хвост тетерева», «гнездо птицы»; растения: «березовая ветка»; явления природы: «рябь воды», «накат волн»; человек: «туловище человека».
Мансийский орнамент имеет два вида: — орнаменты-полоски; — орнаменты-разетки.
В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Название узоров давали по сходству и подобию предмета. Мастерицы старались точно выполнить все узоры, а иначе по поверию, будет беда в семье. На изготовление вещи мастерица затрачивала много времени, от одного до двух лет. А на вышивание сахи уходило 5-6 лет.
Обведите карандашом свою руку, но придайте контуру вид варежки и украсьте вашу варежку мансийским орнаментом. Попробуйте «написать» рассказ узорами, как это делали мансийские мастерицы. Индивидуальный подход к ученикам, помощь при выполнении задания.
Проводится анализ работ, выявляя более удачные по критериям, вывешиваются на доске, выставление оценок.
Детям задаются вопросы на закрепление материала: — Какие виды орнаментов присутствуют у манси? |