Средняя школа №10 имени Сабита Муканова

Открытый урок

Тема: «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения.»

Провела: учительница русского языка и литературы Ткенбаева Галия Дауылбаевна

Атырау

Урок русской речи в 7 «ә» классе

Грамматическая тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения

Лексическая тема: Музыка.

Цели урока:

1.Расширение понятия о грамматической основе предложения, подробно остановившись на подлежащем и способах его выражения.

2. Развитие умения находить подлежащее в предложении и определить его выражение.

2. Воспитание любви к музыке.

Тип урока: урок – повторение.

Методы и приемы урока: диаграмма Венна, кластер, синквейн, стратегия «Знаю, узнал, хочу знать», семантическая карта, опрос.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Психологический настрой на урок:

  • Ребята, я хочу начать урок с психологического настроя – тренинга «Волшебный микрофон». С помощью волшебного микрофона настроимся на урок. Каждый, кто возмет в руки микрофон, пожелает удачи своим одноклассникам перед уроком.

  • Так, что бы вы хотели пожелать друг другу?

Ответы учащихся:

  • Я хочу пожелать всем начать урок с хоршего настроения!

  • А я призываю всех сохранить хорошее настроение до конца урока!

  • Я уверен, что все у нас будет прекрасно!

  • Пусть лучик солнца заглянет к нам в класс и придаст силы, уверенности и аккуратности!

  • Мы будем внимательными на уроке!

  • Я буду помнить, что я не один в классе!

  • Давайте улыбнемся друг другу и подарим добрую улыбку!

Учитель: — Вот мы настроились на урок, у всех на лице улыбка, настроение поднялось. Настроились на активную и плодотворную работу. Давайте начнем урок.

III. Блиц-опрос по пройденному материалу:

  • Из чего состоит грамматическая основа?

  • Что такое подлежащее?

  • Чем может быть выражено подлежащее?

  • Где находится подлежащее при прямом порядке слов в предложении?

  • Что такое сказуемое?

IV. Составление диаграммы Венна:

  • А кто сможет показать это по диаграмме Венна? Что общего и в чем различие подлежащего от сказуемого?

  • Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения. Без них предложение не может быть построено. Поэтому они назыываются главными и составляют основу предложения.

V. Разбор предложений на интерактивной доске:

  1. Играет музыка.

  2. Она звучит громко.

  3. Оперный открылся после реставрации.

  4. Присутствующие аплодировали артистам.

  5. Мать с отцом ушли на концерт.

  6. Три песни были спеты певицей.

VI.Составление кластера по теме «Выражение подлежащего»

  • Вот мы вспомнили, чем выражается подлежащее. Давайте покажем это с помощью кластера. Кто сможет составить кластер?

  • Хочу напомнить. Будьте внимательны на уроке. В конце урока вы сами сделаете вывод по теме под рубрикой «Оставь последнее слово за мной».

VII. Игра «Кто быстро угадает»?

  • Прочитайте запись на доске. Установите, в какой связи находятся слова в первых двух парах. В соответствии с этим определите пропущенное слово в третьи паре. Дайте при этом четкий, указательный ответ. Найдя пропущенное слово, мы определим лексическую тему урока.

Певец – песня,

Учитель – урок,

Композитор — …

  • Я думаю, что спрятано слово – музыка. Потому что слова в левом столбике обозначают название профессии, а правом столбике слова, обозначающие то, чем они занимаются. Певец поет песню, учитель проводит урок, а композитор создает музыку.

  • Таким образом, наша лексичнская тема: музыка. Давайте побеседуем о музыке.

VIII. Беседа о музыке:

  • Зачем музыка нужна человеку?

  • В каком возрасте вам приходилось слушать музыку?

  • А какая бывает музыка?

IX. Работа по тексту.

  • С музыкой связан наш текст в учебнике. Упражнение 1. Стр 144.

  • С этим текстом мы будем работать по принципу «Знаю. Узнал. Хочу знать». Будем заполнять столбики таблиц.. X.Заполнение таблицы «Знаю. Узнал. Хочу знать».

  • Прежде, чем читать текст, заполним 1-ый столбик. Что вы знаете о Курмангазы?

  • Чтобы заполнить 2-столбик, нужно прочитать текст.

  • Что вы узнали из текста? Заполняем 2- столбик.

  • Кто прочтет то, что написал?

  • А что вы еще хотите узнать о нем? Заполните 3-столбик.

XI. Составление синквейна по тексту.

  • Давайте сделаем вывод по прочитанному тексту. Сделаем это в необычной форме. Я предлагаю написать синквейн о Курмангазы и фонетический разбор слово музыка.

XII. Работа по учебнику. Упр.3. Стр.145.

1-ое и 2-ое предложения выполняют 2 учебника у доски.

А по 5-ому предложению мы заполняем семантическую карту, чтобыпроверить ваши знания по частям речи.

XIII.Семантическая карта

Слова

сущ

прил

глагол

мест

нареч

прич

предлог

союз

Глаза

его

остановились

на

девочке,

зачарованной

мелодией

и

сидевшей

неподвижно

XIV. «Оставь последнее слово за мной».

Выводы ученика по уроку.

XV. Задание на дом: написать эссе на тему «Музыка в моей жизни»

Выполнить упр.2, стр.145.

Выучить правила.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here