Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
г. Киров Калужской области
дидактический материал по литературе
в 11 классе
Опорные схемы на уроках литературы при изучении романа — эпопеи
М. Шолохова «Тихий Дон»
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Блохина Елена Викторовна
Различные виды опор я использую при изучении романа М. Шолохова «Тихий Дон»; считаю это целесообразным, так как объем романа составляет более тысячи страниц печатного текста, и учащимся трудно сразу воспринимать текст, где более 700 действующих лиц и охват событий составляет десять лет.
На первом уроке по изучению романа используется словесная опора – конспект. Последующие уроки предполагают использование наглядных опор-таблиц. Составление таблиц дано по мере усложнения задания.
Таблица №2,3 даны в виде словесных опор с указанием глав и выразительных средств. Таблица №4 предполагает подсказку только в виде опорных слов, а материал для таблицы учащиеся отбирают сами.
Такой вид работы способствует пониманию авторской позиции, видению стилистических особенностей произведения и лучшему восприятию текста.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Таблица 1
Жанр: роман-эпопея
сопоставление романов
Л.Н. Толстого «Война и мир» и
М.А. Шолохова:
-
Оба романа – эпопеи.
-
В центре обоих романов – поиски героями истины, своего пути.
-
Интуитивность этих поисков.
-
Идеалы героев: дом, семья, естественность, доброта, трудолюбие.
-
Реализм в изображении войны, ее жестокости и ужасов.
-
Изображение подвига – настоящего и формального.
-
Противопоставление мира и войны.
-
Изображение развивающего действия войны на душу человека.
-
«Диалектика души» — психологизм, герой в развитии.
-
Отсутствие идеализации народа.
Отличия:
Толстой писал роман о событиях 50-летней давности, а Шолохов по горячим следам.
Толстой изображает единственно оправданную войну – за родину. Шолохов – бессмысленную с точки зрения человечности Первую мировую войну без победителей – гражданскую.
События.
С мая 1912 г. – март 1922 г., 700 персонажей.
Споры вокруг романа.
Стиль.
Языковые особенности:
-
тончайшие оттенки цветописи
-
Шолохов опирается на исключительное знание народного языка. Автор нарушает нормы правильной речи, но зато сохраняет оттенок говора, колорит донской речи, подлинность изображаемого.
Стиль Шолохова оригинален тем, что в нем синтезированы устно-поэтические, просторечные и разговорные формы языка и тонко обработанная книжная речь.
Портрет: шолоховский портрет всегда фиксирует важные изменения в человеческой психике, переломные моменты в судьбе героя.
Пейзаж: пейзажи всегда связаны с событийным рядом романа по принципу эпического параллелизма: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток. Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой.
Лирическое начало: пейзажи придают событиям романа еще больший эпический размах и одновременно наполнены лиризмом. Иногда лирическое начало выходит на первый план и тогда со страниц книги начинает звучать голос самого автора.
Массовые сцены: прием создания: коллективный портрет, многоголосый диалог создают образ многоликой народной массы, объединенной общим событием, но состоящей из индивидуальных человеческих характеров. Массовые сцены даны в романе не изолированно, их ритмическое чередование с повествованием об отдельных судьбах придает изображаемым событиям удивительную объемность, стереоскопичность.
Фольклорные элементы:
-
пословицы и поговорки,
-
стилистические фигуры (инверсии, повторы),
-
устойчивые образы, характерные для поэтики фольклора,
-
образный строй шолоховской речи со свойственным ему антропоморфизмом (очеловечиванием явлений природы).
Изображение Мировой войны
Таблица 2
Выразительные средства
Изображение острые пейзажные батальных сцен переживания зарисовки (ч.3 гл.5) героев
показывает, как приводит лирические казаки списывают страницы отступления «молитву от ружья», из дневника (сцены у «молитву от боя», одного из костра — «молитву при набеге» казаков, казаки поют письма с «Поехал казак фронта на чужбину далеку»
голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот послейней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!» |
Все ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны
Гражданская война
Таблица 3
Все рядком лежат – Не развесть межой. Погляди: солдат Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть побелила. М. Цветаева
| |
|
|
-
Предварение (ч.5 гл. I) – пейзажные зарисовки.
-
Изображение реальных лиц.
-
Показаны разные политические течения.
-
Зеркальность композиции:
репрессии и расправы красных расправа над чернецовцами
расправы казаков (отряд Лихачева) казнь Подтёлкова
-
Нет идеализации большевиков.
-
Искания Григория Мелехова.
-
Противоборствующие силы:
Коршунов Бунчук
Листницкий Кошевой чем привлекла
Иван Алексеевич Советская власть?
-
Мирное население.
Григорий Мелехов
Таблица 4
В чем трагедия героя?
любовь, семья
портрет поступки
Григорий
пейзаж внутренние
монологи
поиск правды:
Мировая война
Чубатый Гаранжа
Гражданская война
Изварин Подтелков
новый этап – самостоятельный поиск:
служба у красных,
участие в восстании,
у Будёного,
в банде Фомина
Литература
Литература. №37, 2000
Уроки литературы в 11 классе: Кн. для учителя под ред. В. П. Журавлёва. М: «Просвещение», 2001, с 237
Письменный и устный экзамен по литературе XXвек. Весь школьный курс. Пособие для старшеклассников, абитуриентов вузов и учителей. Ростов – на – Дону: «МарТ», 2004, с 464