Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шушкодомская средняя общеобразовательная школа имени Архипова И.С.
Буйского муниципального района Костромской области
Урок литературы в 11 классе
Тема: «Проблемы нравственности
в пьесе А.Вампилова «Старший сын».
Учитель:
Селезнева Наталия Николаевна
с.Шушкодом
2014 год
Тема: «Проблемы нравственности в пьесе Вампилова «Старший сын».
Цели и задачи урока:
-
показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;
-
разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын»;
-
совершенствовать умения учащихся анализировать драматическое произведение,
-
раскрыть проблему: «поборет ли живая душа рутину жизни»,
-
развивать творчество детей, познавательную и поисково-исследовательскую активность, аналитическое мышление.
Методические приемы: аналитическая беседа, просмотр и анализ фрагментов художественного фильма «Старший сын».
Тип урока: урок-усвоение новых знаний через решение учебных проблем, комбинированный
Форма урока: урок с применением технологии учебного диалога, метода проектов с мультимедийной поддержкой
Оборудование урока: видеофильм «Старший сын», презентация к уроку (по пьесе «Старший сын»; презентации учащихся о жизни и творчестве драматурга; текст пьесы «Старший сын»
Информация: перед уроком учащиеся получают необходимый материал, он разнороден, его следует изучить, систематизировать.
Задания для учащихся:
-
Подготовить сообщение с презентацией по биографии драматурга.
-
Подготовить сообщение об особенностях драматургии Вампилова.
-
Исследовать идейный замысел пьесы «Старший сын», группировку персонажей. Составить композиционную структуру пьесы.
Ход урока.
I Запись эпиграфа. Мотивация и целеполагание (подготовка учащихся к восприятию материала, акцентируя внимание на прогнозируемый результат).
Слово учителя: Трудно представить себе Вампилова семидесятилетним. Он вошел в литературу молодым и молодым в ней остался. Жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете.
( Ученица читает стихотворение П.Реутского «Вспоминайте меня весело»).
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Все мое со мной останется,
И со мной и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моем родном селе.
Будут весны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело, —
Словом, так, каким я был.
2. Первая группа учащихся знакомит с биографией драматурга.
Сообщение ученицы о А.В. Вампилове (сопровождается показом презентации)
А.Вампилов вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался. «Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым»,- написал Вампилов в своей записной книжке. Так и случилось: Вампилов погиб за несколько дней до своего 35-летия.17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…
Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в посёлке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Волею обстоятельств вынужден был расти без отца. Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году. Накануне рождения сына он писал жене Анастасии Прокопьевне: « Вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как я во сне вижу писателей».
Вещий отцовский сон оправдался, родился будущий писатель, драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».
На руках Анастасии Прокопьевны четверо детей, старшему из которых было семь лет.
От неё, от матери, человека удивительной доброты и чистоты, Саня, как звали его родные, перенял самые лучшие свои качества. Этой женщине, так много испытавшей, В.Распутин посвятил рассказ «Уроки французского», опубликованный в годовщину смерти друга.
В юности Вампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.
С большим трудом пробивались пьесы молодого автора к зрителю, принесли ему широкую славу. Но при жизни Вампилов так и не увидел ни одной своей пьесы на столичной сцене.
Вампилов пишет преимущественно об интеллигенции, обращает внимание на её проблемы. Сохранила ли интеллигенция своё высокое предназначение? Следует ли она культурным традициям? Каковы её цели и идеалы в современном мире? Мучают ли её ещё «вечные» вопросы? Что такое для неё свобода?
17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал.
Когда трагически оборвалась жизнь Александра Вампилова, на его рабочем столе лежала неоконченная работа — водевиль “Несравненный Наконечников”…
В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.
Иркутяне по праву гордятся своим талантливым земляком. В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего музея Сибири проходят вечера, посвященные памяти драматурга.
«Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души», — с горечью и болью писал В.Распутин.
Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.
3. Вторая группа учащихся рассказывает о драматургии Вампилова (презентация).
Значимость явления Вампилова подчеркивал В.Распутин, друживший с ним со студенческих времен: «Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю… Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение». На эти вопросы даёт ответы пьеса «Старший сын».
В кинематографе и в театре 70-х оказались популярны сюжеты о возвращении и обретении родного дома, близких, выборе между кровно и духовно родными людьми. Возникла тяга к простым человеческим радостям, к историям любви, к сюжетам обретения счастья и его потери. В орбиту такого рода драматических пристрастий попал «Старший сын».
IIАналитическая беседа. (Сопровождается презентацией).
Учитель: В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предложу две цитаты А.Вампилова: «Всё порядочное — сгоряча, всё обдуманное — подлость…», «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека …»
-Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?Каков сюжет этой пьесы?
Ученик: (примерный ответ)
Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот, и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег. Но им «никто не открывает. Боятся».
Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — его брат и сын Сарафанова.
Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м году у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын.
Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». И, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию — серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, — он решает остаться.
Учитель: Автор так выстроил сюжет, что ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего. На первый взгляд, сюжет прост, но в нем заложен глубокий нравственный смысл. В этом нам и предстоит разобраться. Как вы думаете, какова ключевая реплика пьесы?
Ученик: На мой взгляд, это слова Бусыгина:
«У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.»
Учитель: Давайте познакомимся с героями. В ходе нашего исследования, нужно будет ответить на вопрос: «Почему семья Сарафановых так легко поверила в свои родственные связи с Бусыгиным?
— Что можно рассказать о членах этой семьи?
Ученик: Андрей Григорьевич Сарафанов – глава семьи. Он музыкант, но его уволили из оркестра. Он играет на похоронах и танцах, но скрывает это от детей. Детям всё известно, но они делают вид, что не знают о том, что отец не работает в оркестре. Сарафанов пишет музыкальное сочинение под названием «Все люди — братья». Это для него не просто декларация, а принцип жизни
Учитель: Можно ли его назвать неудачником?
Ученик (примерные ответы): я считаю, что можно назвать неудачником. Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось — пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах.
С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.
Другой вариант ответа: Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Им движут благородство и чистота помыслов. Он один воспитал детей, очень добрый и открытый человек. Поэтому его нельзя назвать неудачником.
Учитель: Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына?
Ученик: Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну».
Учитель: Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?
Ученик: (примерные варианты): Нина – целеустремлённая, взяла на себя заботы хозяйки дома.
Собирается выйти замуж за нелюбимого человека, нечуткая по отношению к Васеньке и отцу. Встреча с Бусыгиным меняет её. Она отказывается от замужества, остаётся с семьёй
Учитель: Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?
Ученик: (примерные варианты): Васенька ведёт себя как ребёнок, его поступки импульсивны. В какой-то мере он эгоистичен… Васенька играет роль влюблённого, непонятого.
Учитель: Что можно сказать об отношении друг к другу в семье Сарафановых?
Ученик: (примерный ответ) Об отце можно сказать, что он мягкий, добрый, немного чудаковатый, на которого ложится бремя материальных забот. Даны они в репликах Васеньки. Тут же мы узнаем, что и в этой семье никто не понимает друг друга, о душах не беспокоятся.
« В а с е н ь к а (Нине). Отстань. (Вырывается.) Что тебе надо? Чего тебе не хватает? Положись на папу, он все устроит.
С а р а ф а н о в. Васенька!
В а с е н ь к а. Зачем ты ходил к ней (к Макарской. – Е.С.) ночью? Кто тебя просил?
В а с е н ь к а. …Сумасшедший! Было лучше, когда ты обо мне не заботился!»
С точки зрения духовного родства самые близкие, кровными узами связанные люди – далеки друг от друга, озлоблены, заняты каждый собою. Сарафанов хочет помочь сыну, но делает это неумело, нелепо. Нина постоянно задирает Васеньку, оскорбляет его чувство к Макарской. Постоянные скандалы, непонимание друг друга.
«С а р а ф а н о в (забегал по комнате). …Пошли отца ко всем чертям. Не станешь же ты со мной церемониться!
Н и н а. Ну, начинается…
Голос С а р а ф а н о в а (из спальни, он кричит). Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С а р а ф а н о в (появляясь). …Я старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства! (Появляется Нина, останавливается у дверей.) Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных».
Учитель: Итак, скандалы, выяснение отношений, как видно, затаенная боль Сарафанова-отца. Нине девятнадцать лет, Васенька — еще школьник, а атмосфера в семье гнетущая, истеричная, невыносимо-безрадостная. Стремление Васеньки и Нины Сарафановых уехать, а честнее, сбежать из дому, желание вырваться на свободу объяснимо. Извечная тема отцов и детей!
«Н и н а. …Ты что, не знаешь, что я уезжаю?
В а с е н ь к а. Я тоже уезжаю.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Н и н а (присев). Слушай, Васька… Гад ты, и больше никто. Взяла бы тебя и убила.
В а с е н ь к а. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.
Н и н а. На меня тебе наплевать – ладно. Но об отце-то ты должен подумать.
В а с е н ь к а. Ты о нем не думаешь, почему я о нем должен думать?
Н и н а. Боже мой! (Поднимается.) Если бы вы знали, как вы мне надоели!»
Учитель: Духовная катастрофа, тема внутреннего распада семьи, притом, что внешне семья как будто бы нормальная – одна из современных опасностей, по мысли Александра Вампилова.
Учитель: Охарактеризуйте Бусыгина и Сильву.
Ученик: (примерный ответ) Герои молоды, энергичны, они характерны для времени и по социальному статусу и по социальному амплуа (студент, пижон), добрый и совестливый Бусыгин, легкомысленный Сильва.
Оба они обделены теплом родного очага, родительского дома. Дом Сильвы – семейный круг, где и намека нет на привязанность родных друг к другу. У Сильвы есть отец – и нет его. Вот кров, куда сыну не только позволяется, а почти приказывается: не возвращайся. Вот отцовская любовь.
«С и л ь в а. Эх! Сидел бы я лучше дома. Тепло, по крайней мере, и весело тоже. У меня батя — большой шутник… Мне говорит, надоели твои безобразия. На работе, говорит, испытываю из-за тебя эти неловкости. На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел…»
Поэтому такая легкость в жестокости, такая искалеченность духа в Сильве, вероятно, берет начало в том доме, куда сына просит не возвращаться родной отец. Сильве легко, поскольку «философия» его такова: «…лучше всего вот что: не думать ни о чем и с ума не сходить. Так оно спокойнее. По-моему». «Душевная подлость», плюс трусость перед правдой, плюс зависть к рождающемуся на глазах теплу (причем, между чужими) заставляет его поступать безжалостно. Нелепо, жалко мстит, пытаясь разрушить, очернить то хорошее, чему стал свидетелем. Он исчезает из комедии подлецом, так как никому не верит, никого не любит и не понимает.
Бусыгин – безотцовщина. Ему вообще неизвестно, что такое сын, отец, любовь отца к сыну, дом, брат и т. д. Поэтому, его желание стать сыном, братом, пускай хоть ненадолго, объяснимо.
Учитель: В драматургическом произведении нет портретных характеристик героев. Мы узнаем о них из реплик, действий, отношений к другим героям пьесы.
— Кудимов, по вашему мнению, положительный или отрицательный персонаж?
Ученик: (примерный ответ) Чересчур рассудительный, «правильный». О нем нельзя сказать, что он хороший или что он плохой.
Учитель: О нем можно сказать, что он равнодушный, ничего не понимающий, самодовольный интеллигент. Губительно опасны такие люди, так как всё проходит мимо сердца, мимо души. А.Вампилов почувствовал, что пустота души, прикрытая «безукоризненной честностью», становится опасностью повседневной. Он разглядел Кудимова и его раздвоение в жизни, чтобы показать, как наглеет, хозяйничает равнодушие, ставшее принципом, нравственной нормой».
Идеальных, положительных героев нет, как, впрочем, и отрицательных. Дело все в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Оказывается, каждому человеку есть, в чем покаяться. Поэтому Сарафанов верит в то, что Бусыгин — его сын – ведь когда-то он оставил любимую женщину.
Учитель:Как Бусыгин из сына – самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение?
Ученик: (примерный ответ) Через шутку-обман открывается простота и сложность правды. Злая шутка пародирует идею всеобщего братства. Сарафанов сочиняет ораторию «Все люди – братья». Бусыгин рассуждает в начале пьесы, что « у людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать, как следует, только тогда поверят и посочувствуют. Их надо напугать и разжалобить». Все врут, но это лишь правило игры. И когда «честный» Кудимов раскрывает обман и настаивает на своем, эта «правда» оказывается никому не нужной, даже жестокой.
То же самое происходит и с Сильвой, когда он «открывает глаза» Сарафанову, признаваясь в обмане. Сарафанов не хочет такой правды и тоже изгоняет из дома Сильву. Парадоксально не то, что Сарафанов поверил выдумке Бусыгина, а то, что Бусыгин повел себя сообразно своей выдумке. Бусыгин назван сыном и ведет себя в дальнейшем как сын. С этого момента поворачивается не только ход интриги, но изменяется и художественная структура пьесы, она перестает быть историей с ложью, она становится историей с превращениями.
Учитель: Что могло произойти с семьей Сарафановых, не появись вовремя Бусыгин?
Ученик: (примерный ответ) Случилось бы то, что семья могла разрушиться. А Бусыгин стал как бы той объединяющей, скрепляющей духовной силой, с которой связан целый круг проблем семьи и дома.
Учитель: Оказывается, как важна духовная сила в семье – это преемственность веры. Духовные связи между людьми оказываются выше кровных, родственных связей – вот вывод, вытекающий в ходе саморазвития идеи «братства». — Почему понятие «старший сын» необходимо было автору? Это как некая весомая сила вносит лад в несчастливый дом, связывает оборванные нити.
Как отнеслась Нина к тому, что Бусыгин признался в том, что он ей не брат?
Ученик: (примерный ответ) Нина ни под каким видом не хочет отказаться от веры. Бусыгин ей втолковывает, что не шутит, правду говорит, а она ему не верит.
Учитель: Того и добивался автор: когда есть в человеке вера, любая, пусть, на первый взгляд, совершенно неправдоподобная,- ее не хотят терять, отпускать. Этот сердечный очаг, если загорелся, не может погаснуть. Нина с трудом уверовала в «брата», но, поверив, ожила и не желает расставаться с внутренним, согревающим и ярким.
Финал пьесы. Кадры из художественного фильма «Старший сын».
Учитель: Что же произошло с нашими героями?
Ученик: (примерный ответ) В финале пьесы Сарафанов, Бусыгин, Нина, Васенька будто стали единым целым. Они все вместе, рядом. Макарская в стороне. В Бусыгине проявляется потребность быть кому-то нужным, быть любимым, быть членом семьи. Поэтому он рядом. Он признается: «Откровенно говоря, я сам уже не верю, что я вам не сын».
Учитель: О чем же хотел напомнить нам автор?
Ученик: (примерный ответ) Он как бы заставлял вспомнить о совести, о человеческих семейных отношениях. По мысли автора, от отца наследуется прочная духовная основа, высокие нравственные ориентиры, которые должны помогать людям жить.
Учитель: Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?
Ученик: Важно не то, что Бусыгин обманул старика Сарафанова, назвавшись его сыном. Важно то, что он полюбил его как отца и стал близок ему как сын.
Учитель: Прочитав пьесу, многие ловят себя на том, чтобы превратиться в старшего сына Сарафанова, чтобы помочь этому доброму, до старости сохранившему светлую душу человека в нашей сложной и запутанной жизни. Какова, на ваш взгляд, главная идея пьесы?
Ученик: Духовное родство людей оказывается надёжней и крепче формальных родственных связей. Бусыгин неожиданно обнаруживает в себе способность к состраданию, любви, прощению: «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем.
Учитель: В чём парадокс пьесы?
Ученик: Парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.
«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека»
Учитель: Вампилов использовал несколько названий для своего произведения: «Мир в доме Сарафанова»,«Предместье», «Нравоучения с гитарой» , «Семья Сарафановых»,
«Старший сын»
Почему «Старший сын» – наиболее удачное название пьесы?
Ученик: Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как её главный герой — Володя Бусыгин — вполне оправдал взятую на себя роль «старшего сына». Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих детей без матери, бросившей семью. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый человек, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.
III Итог урока. Общеизвестное начало «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастлива по-своему».
Так что же должно скреплять семью, чтоб она была счастливой? Любовь, вера, духовное начало. Простые, всем знакомые слова, от которых зависит мир и покой в каждой семье.
IV Домашнее задание.
Написать эссе «Для меня Вампилов – это…»
V. Рефлексия.
В конце урока каждый его участник продолжает фразу:
«Сегодня на уроке я понял, что…»
Нельзя человеку жить расчетом, цинизмом, ненавистью.
Нужно стремиться к духовному сближению, открытости любви к каждому из людей, способности, забыв личный интерес, позаботиться о другом, чужом.
Ученики и учитель поочередно читают стихотворение:
Дороже кровного родства,
Нам в жизни близость душ бывает.
И не нужны тому слова,
Кто нас душою понимает.
Когда достаточно лишь взгляда,
И всё понятно с полуслова.
И громких фраз совсем не надо,
Души тепло — всех чувств основа.
Души к другим расположение,
В нас дружбу крепкую рождает.
Души взаимное влечение,
Любовь нам дав, огнём пылает.
Душою близкий нам — соратник,
Понять всегда сумеет нас.
Развеселить сумеет в праздник,
И успокоит в трудный час.
Дороже кровного родства,
Нам в жизни близость душ бывает.
И целым станут: одним — два,
Когда она любовь рождает.