Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1743

Северо-Западного административного округа г. Москвы

Урок литературы в 11 классе

Литература на современном этапе.

Повесть А. Приставкина

«Ночевала тучка золотая»

подготовила
Янченко Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №1743
СЗАО г. Москвы

Москва 2010

Урок литературы в 11 «А» классе

Учитель: Янченко Т.В.

Тема:

Литература на современном этапе.

Повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Цели:

  1. Показать особенность изображения исторических событий в повести, определив авторскую позицию на роль литературы в уничтожении «белых пятен» истории.

  1. Отработать материал по теме, совершенствуя навыки самостоятельной работы учащихся со справочной и художественной литературой.

  1. Уяснить нравственные уроки Приставкина, определив вечные ценности жизни.

Задачи:

  1. Подготовить учащихся к осознанному восприятию художественного произведения, к комплексному анализу текста.

  1. Осмыслить понимание автором происходящих событий, формируя собственную (ученика) позицию.

  1. Показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияние ее на человека.

Оборудование:

  1. Текст повести

  1. Фрагмент из художественного фильма «Ночевала тучка золотая»

  1. Эпиграф к уроку

  1. Мультимедиа установка.

Методические приемы:

  1. Аналитическая беседа.

  1. Использование межпредметных связей – истории.

  1. Постановка проблемных вопросов для обсуждения.

  1. Развитие речевых навыков.

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей…

Ф.М. Достоевский

Регламент урока

  1. Вступительное слово учителя

Литература конца 80-х годов прошлого века – это начало уникального, исключительного по своей общекультурной значимости периода. Это начало возвращения русской литературы. Основным мотивом становится мотив реабилитации истории и запрещенной – «неподцензурной», «изъятой», «репрессансной» — словесности. В 1988 году, выступая на Копенгагенской встрече деятелей искусства, выдающийся русский литературовед Ефим Эткинд говорил: «Сейчас идет процесс, который для литературы обладает небывалой, феноменальной значительностью: процесс возвращения. Толпа теней писателей и произведений, о которых широкий читатель ничего не знал, хлынула на страницы советских журналов…» Кроме того, выступающие говорили о проблеме правдивости истории советского общества и о роли литературы в уничтожении «белых исторических пятен».

В 1988 г. Критики заговорили о появлении в литературе целого направления, которое обозначили как «новая историческая проза». Опубликованные романы Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» и Владимира Дудинцева «Белые одежды», повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» стали общественным событием этого времени.

Итак, 1987 – 1990 годы – это время, когда сбылось пророчество Михаила Булгакова («Рукописи не горят») и была выполнена программа, намеченная Дмитрием Лихачевым. Страна превратилась во «Всесоюзную Читальню».

Но сегодня мы остановимся с вами на произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», которое всеми своими перипетиями своего сюжета доказывает высокую цену добра и любви Человека к Человеку, независимо от национальности и религии.

  1. Сообщение учащегося.

(На экране портрет Анатолия Игнатьевича Приставкина).

Краткие биографические сведения о писателе:

— Родился в 1931 г. В г. Люберцы Московской области;

— В 1959 г. окончил Литературный институт имени М. Горького;

— Начало литературной деятельности – поэзия;

— В 1959 г. опубликовал «Маленькие рассказы» — новеллы о суровом детстве, о спасенном в дни Великой Отечественной войны поколении;

— Сибирские повести А. Приставкина – «Мои современники», «Три жизни», «Рожденному жить», «Страна Лэпия», роман «Голубка».

— О природе средней России, о ее красоте и истории рассказывают лирические сборники Приставкина «Селигер Селигерович», «Песнь Орфея», «Лирическая книга».

— В 1988 г. опубликовал повесть «Ночевала тучка золотая».

  1. Аналитическая беседа.

— Анатолий Приставкин родом, как все и мы, из своего детства. Но привычная для его сверстников формула «мы родом из детства» предполагает уточнение. А. Приставкин родом из детдома военных лет, где легче было умереть, чем выжить.

— В писателе сильна была ранняя, по определению Ф.М. Достоевского, первая память. Память эта – безотрадно горька, но А. Приставкин ей не изменяет, не ищет в ней утешения, не пытается темные стороны уравновесить светлыми. Сам писатель не без удивления вспоминает свое нищее детство, бродяжничество: неужели так было.

— О чем повесть Приставкина?

(Повесть о войне, не освещенной ни вспышками «Катюш», ни россыпью победных фейерверков. В ней раскрывается тайна, порожденная не фронтовой необходимостью, а гнусностью замысла и осуществления).

— Кто является главным героем?

(Близнецы – братья Кузьменыши, которых отправили из Подмосковья в благодатный край – на Кавказ, где сказочно тепло и сытно).

— Что помогает братьям близнецам выжить?

(Родство по крови переходит в родство душ. Одиннадцатилетние близнецы неразлучны. Это помогает им выжить, сносить все напасти, сообща мошенничать, воровать. Они всегда вместе – четыре руки, четыре ноги, две головы – и до того похожи: никто не отличит – Колька это или Сашка. Близнецы искусно всех морочили, и, даже когда не было необходимости, один выдавал себя за другого. Выручая друг друга, было легче уцелеть в гибельных обстоятельствах).

— Зачем автору повести понадобилась сцена встречи двух эшелонов на станции Кубань?

(На станции Кубань эшелон с беспризорниками встречается с глухо зарешеченным эшелоном, где изнывают взаперти черноглазые люди. Колька, не понимая, что просят воду, протягивает ладонь с ягодами терновника. На естественный порыв способен только мальчишка – беспризорник. Станция живет своей жизнью, не желая слышать крик и плач из запертых теплушек; из репродукторов доносится «Широка страна моя родная…»).

— Как автор описывает эту встречу? (фрагмент кинофильма)

(«Наши поезда постояли бок о бок, как два брата – близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что ехали они – одни на север, другие – на юг. Мы были связаны одной судьбой».)

— О какой связи идет речь?

(Эту связь сам писатель осознал и понял не сразу. И до сих мы связаны со страшными деяниями, которые привели к горю и гибели тысяч и тысяч людей. Экскурс в историю: Сталин, открывший существование народов – изменников, слыл специалистом по национальному вопросу. Им был разработан план борьбы с этим народом, связанный с депортацией отдельных наций. Но покарать целиком все народы за то, что среди них есть предатели и перебежчики, — это антигуманно).

— Что произошло с братьями, когда чеченцы уничтожили детский дом?

(Сашка погиб чудовищной, изуверской смертью. Колька своими глазами увидел, какую смерть принял брат. От увиденного помутился рассудок. Когда Колька везет на тележке умершего брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с гибельного Кавказа. Сашка для него еще живой, и он хочет, чтобы тому было удобно в тележке, а в собачнике, железном ящике над вагоном, не было холодно).

— Зачитайте монолог Сашки с воображаемым убийцей. Что почувствовали вы, читая его?

(«Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем? Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, видишь, как выходит… Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтобы жили?»). (Фрагмент кинофильма).

Как Вы оцениваете появление «нового Сашки», которого зовут Алхузур?

(Алхузур – это чеченец, сверстник Кольки. Он такой же одинокий, неприкаянный сын войны, лишившей его крыши и родителей. В придачу право жить в родимом краю. Они сближаются, когда заболевший в бреду Колька зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском уверяя: я и есть «Саёк». Заботой, смелостью, готовностью делить все испытания Алхузур доказывает свое право стать Колькиным братом, называться Кузьмёнышем).

Как ведут себя Колька и Алхузур?

(Они ведут себя, не сообразуясь с правилами, заповедями, каких придерживаются взрослые. Над ненавистью, жаждой мести возобладала братская любовь. Любовь помогла выжить прежним Кузьмёнышам, помогает и новым).

— Как Вы считаете снял ли груз с себя писатель, создав такое произведение?

(Да, возможно, не весь груз, а только часть груза с собственной души. Но читательские души не облегчил).

— Ваше мнение о произведении Приставкина.

— Какие чувства вызвало у Вас чтение этой повести?

4. Заключительное слово учителя.

Итак, сегодня мы с Вами еще раз убедились в том, что цена добра и любви Человека к Человеку высока. Погружение в данный текст никого не оставило равнодушным. Истина, которая всегда была ясна лучшим людям России, еще раз подтверждена. Независимо от национальности и вероисповедания люди всегда смогут найти общий язык, понять друг друга, если они захотят этого. А произведения русской литературы, наполненные примерами благородства и порядочности, чести и долга, неравнодушия ко всему происходящему, помогут нам в этом.

5. Подведение итогов.

6. Задание на дом:

Написать сочинение: «Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы».

Рекомендации учителям русского языка и литературы.

  1. Выбор произведения того или иного автора должен зависеть не только от темы урока, но и от конкретных целей, поставленных учителем. В данном случае нужно было выбрать произведение, обучающее сопереживанию, толерантному отношению к народам, где постигается равноправность и разновеликость всех национальностей.

  1. По объему желательно, чтобы произведение было небольшое, но с захватывающим сюжетом. Важно, чтобы при анализе данного произведения, учащиеся продемонстрировали не только знания по теории и истории литературы, но и читательские умения и навыки самостоятельной исследовательской работы.

  1. Конкретизировать виды деятельности, способствующие развитию читательских умений учащихся, в зависимости от подготовленности класса. Однако в любом случае они должны быть обращены к тексту и рассчитаны на понимание идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагая свободное речевое высказывание.

  1. При планировании уроков следует учитывать стремление преподавателя использовать на уроках различные виды работ, учитывая при этом, что идейно – художественный анализ любого произведения должен опираться на классические и современные литературоведческие работы.

  1. При разработке уроков должны быть учтены традиционные подходы к литературному образованию, современные достижения в преподавании литературы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here