Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3

имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова

города Петровска Саратовской области

ЗНАКОМЫЕ МОТИВЫ

Элективный курс по литературе

для учащихся 10 классов

Автор — Фролова Галина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3 г. Петровска

Саратовской области.

Петровск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 15 учебных часов, адресована учащимся 10 классов социально-гуманитарного профиля средней общеобразовательной школы, является предметным курсом, представляет собой дополнение к программам профильного уровня по литературе. Возможно использование в классах других профилей (филологического, художественно-эстетического).

Концепция программы. Среди заданий, предлагаемых школьникам на государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) по литературе, значительное место занимают вопросы, требующие владения навыками сопоставительного анализа художественных произведений («В чём смысл открытого финала пьесы «Ревизор» и какие произведения русской классики имеют открытый финал?», «В чём главные причины противостояния «отцов» и «детей» в тургеневском романе и в каких произведениях русской прозы присутствует эта тема?» и подобные). Такие задания нередко вызывают у выпускников серьёзные затруднения. Не вызывает сомнений, таким образом, факт, что в процессе изучения литературы выход в широкий литературный контекст необходим, выявление сквозных мотивов в произведениях русской литературы XIX века помогает формировать гуманитарную компетентность, самостоятельность мышления школьников.

Актуальность и значимость. В существующих учебниках литературы для Х класса преобладают монологические (посвящённые творчеству того или иного автора) темы. Чтобы развить навыки анализа и интерпретации сквозных мотивов и тем русской классической литературы, программа стремится систематизировать сведения об изученных произведениях, содержащиеся в учебниках, дополнить их, что не просто вызывает познавательный интерес обучающихся, но и представляет ценность для определения ими дальнейшей образовательной траектории.

Цель данной программы – проследить жизнь некоторых сквозных мотивов в произведениях русской литературы XIX столетия, останавливая преимущественное внимание на тех, которые несут наибольший воспитывающий потенциал, работа с которыми способствует формированию нравственной личности.

Задачи курса:

— систематизировать, актуализировать и дополнить знания учащихся о сквозных мотивах русской классической литературы,

— формировать навыки филологического анализа художественного текста в широком литературном контексте,

— стимулировать интерес учащихся к произведениям «золотого века» русской литературы, саморазвитие и самовоспитание старшеклассников,

— готовить к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.

Новизна: программа данного элективного курса позволяет, опираясь на жизненный опыт учащихся и имеющиеся в учебных пособиях по литературе материалы, расширить круг знаний, подключив к образовательному процессу новые информационные ресурсы, усилить практическую направленность этих знаний.

Общая характеристика учебного процесса. Курс ориентирован на модульное обучение.

Структура курса. Предполагается работа в следующих направлениях:

— наблюдение за мотивом денег в русской литературе XIX века,

— анализ литературных произведений «золотого века», развивающих мотив приданого, шире – брака по расчёту,

— завершающий модуль направлен на практическое применение полученных знаний для подготовки к ЕГЭ по литературе

Межпредметные связи, реализуемые в процессе работы по программе:

— литература и русский язык,

— литература и психология.

Материальные ресурсы. Программа предусматривает наличие типового оборудования (необходимая литература, мультимедийное оборудование).

Основные методические принципы и приёмы.

1.На активные формы обучения (дискуссии, практикумы) отведена наиболее значительная часть времени.

2.Важное место в ходе реализации программы занимает самостоятельная работа учащихся с предложенной литературой, электронными образовательными ресурсами. При этом исключается дублирование разделов общеобразовательных программ по литературе.

3.Все желающие получают возможность углубить знания, приобретаемые в процессе совместной деятельности, в процессе подготовки творческих и исследовательских работ.

4.Подбором индивидуальных заданий обеспечивается дифференцированный подход к работе обучающихся.

5. Высокая степень мотивации к работе по программе, разнообразие видов деятельности способствуют созданию положительного эмоционального настроя.

Планируемые результаты.

1. Формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного текста (прежде всего – проверяемых на государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по литературе).

  1. Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.

  2. Обогащение эмоционального мира старшеклассников, формирование основ здорового образа жизни.

Контроль усвоения материала осуществляется как в процессе учёбы, так и по итогам изучения каждого модуля. Особую роль играют следующие формы контроля: индивидуальные задания на карточках; исследовательские и творческие работы; письменные высказывания в форме ответа на проблемный вопрос; презентации; устные выступления. Измерителем достижений обучаемых должны быть прежде всего показатели, характеризующие изменение умений относительно начального уровня: овладение новыми методами анализа текста; активизация творческих способностей; расширение представлений о литературном произведении как художественном единстве. В процессе занятий обучающиеся могут оценить свои возможности в плане развития речи и владения навыками филологического анализа текста, что поможет им впоследствии осознанно подойти к выбору будущей профессии. Отзыв об успехах каждого обучающегося при изучении курса может быть помещён в портфолио.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ)

ТЕМА

ВРЕМЯ НА ИЗУЧЕНИЕ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Мотив в литературном произведении

Мотив денег в русской литературе XIX века

Мотив приданого в русской литературе ХIX века

Произведение в литературном контексте

Итого

Литературное произведение как художественное единство

Мотив и тема литературного произведения

Сквозные мотивы русской классической литературы

Деньги как литературный мотив и внелитературная реальность

«Век-торгаш» в русской драме (А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В.Гоголь «Ревизор», пьесы А.Н.Островского)

Функции мотива денег в произведениях Н.В.Гоголя («Портрет», «Мёртвые души»)

Мотив денег в рассказах А.П.Чехова

Что такое «приданое»?

Приданое как мотивация женитьбы в комедии Н.В.Гоголя «Женитьба»

Участь бесприданницы в произведениях А.Н.Островского («Бесприданница») и А.П.Чехова («Анна на шее»)

Брак по расчёту – путь к благополучию или в тупик?

Сквозные мотивы русской литературы в экзаменационных заданиях

1 ч

3 ч

15 ч

Лекция, беседа

Составление понятийных словарей

Работа с научной литературой.

Эвристическая беседа, работа с текстами произведений

Словарная работа, творческое задание на материале «Словаря живого великорусского словаря» В.И.Даля

Комплексный анализ текста,

написание статьи для словаря литературоведческих терминов

Работа по вопросам, составленным самими учащимися

Выразительное чтение рассказов. Дискуссия

Словарная работа

Работа с текстом произведения (анализ текста, историко-культурный комментарий)

Подбор ключевых цитат, подготовка к выступлению

Дискуссия

Работа с текстами произведений, составление ответов на вопросы сопоставительного характера в формате ЕГЭ

Работа по карточкам

Устное выступление (обсуждение прочитанного)

Составление опорных схем

Сопоставительный анализ поэтических текстов

Творческая работа «Деньги и некоторые связанные с ними понятия в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля»

Подбор ключевых цитат

Создание письменного высказывания в форме ответа на проблемный вопрос

Участие в дискуссии «Мотив денег в русской литературе XIX века»

Подбор текстов по теме

Инсценирование фрагментов

Подготовка презентаций

Участие в дискуссии (устное выступление, презентация)

Выполнение заданий на сопоставление произведений из банка ФИПИ

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 . Мотив в литературном произведении. Занятия данного модуля можно начать с сообщения учителя о целях всего элективного курса и значении каждого раздела.

1.1.Литературное произведение как художественное единство (1 ч). Во вступительной беседе учитель вместе с учащимися повторяет и систематизирует уже полученные в ходе изучения литературы сведения о литературном произведении как художественном единстве, вводит дополнительную информацию по теме. Работа с научной литературой поможет проконтролировать степень усвоения материала (самоконтроль), расширить представления о мотиве, его роли в художественном произведении.

1.2. Мотив и тема литературного произведения (1ч). В ходе данного занятия целесообразно составление опорных схем, обобщающих представления школьников о роли сюжета, композиции, ключевых мотивов в художественном мире литературного произведения.

1.3. Сквозные мотивы русской классической литературы (1ч). Обсуждение сквозных мотивов в произведениях русской классической литературы расширит представление о литературном процессе в России XIX века. Учитывая огромное значение поисково-исследовательской деятельности обучающихся в процессе работы над курсом, целесообразно на этом занятии (завершающем первый модуль программы) напомнить основные критерии оценки исследовательских и творческих работ, а также требования к их оформлению и содержанию.

Раздел 2. Мотив денег в русской литературе XIX века. Опираясь на имеющиеся знания о мотиве как устойчивом формально-содержательном компоненте литературного текста, важно обратить внимание учащихся на интересные, но не рассматриваемые в учебниках сквозные мотивы русской классической литературы.

2.1. Деньги как литературный мотив и внелитературная реальность (1ч). Выполнение творческого задания «Деньги и некоторые связанные с ними понятия в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля» позволяет расширить словарный запас учащихся. Составление сборника «Литературные афоризмы о деньгах», помогает формировать приоритет духовных ценностей над материальными, реализовать воспитывающий потенциал русской литературы. Важно, что в процессе комментирования и обсуждения получившегося образовательного продукта часть вопросов и заданий может быть предложена самими обучающимися.

2.2. «Век-торгаш» в русской драме (А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», Н.В.Гоголь «Ревизор», пьесы А.Н.Островского) (1ч). Написание статей для словаря литературоведческих терминов позволяет закрепить полученные знания, осуществить контроль степени усвоения материала.

2.3. Функции мотива денег в произведениях Н.В.Гоголя («Портрет», «Мёртвые души») (1ч). Создание письменного высказывания в форме ответа на проблемный вопрос (например, «Как в трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» раскрывается тема мнимой и реальной власти богатства?») с опорой на опыт, полученный учащимися при подготовке их к ГИА по литературе в 9 классе, проводится с целью подготовки их к ЕГЭ, развития речи, самостоятельности мышления, формирования нравственного стержня школьников, умения актуализировать полученные при работе над классическими текстами знания.

2.4. Мотив денег в рассказах А.П.Чехова (2 ч). Дискуссия «Мотив денег в русской литературе XIX века», логически завершающая работу в рамках данного модуля, проводится после выразительного чтения и обсуждения рассказов А.П.Чехова, отобранных самими обучающимися.

Раздел 3. Мотив приданого в русской литературе ХIX века

3.1. Что такое «приданое»? (1ч). Целесообразно предварить анализ литературных произведений словарной работой. Что такое «приданое»? Справочная литература поможет осмыслить слово, не вполне понятное многим современным школьникам. Правильнее всего предоставить им затем возможность самостоятельно подобрать тексты по теме, ключевые цитаты.

3.2. Приданое как мотивация женитьбы в комедии Н.В.Гоголя «Женитьба» (1ч). Составление историко-литературного комментария к комедии Н.В.Гоголя «Женитьба» позволит качественно подготовиться к инсценированию фрагментов и далее – к обсуждению проблемы мотивации вступления в брак. Использование технологии проблемного обучения будет здесь особенно уместным, поможет стимулировать практическую деятельность каждого школьника в изучаемой области.

3.3. Участь бесприданницы в произведениях А.Н.Островского («Бесприданница») и А.П.Чехова («Анна на шее») (1ч). Разговор об участи бесприданницы проводится на материале произведений А.Н.Островского («Бесприданница») и А.П.Чехова («Анна на шее»). С самостоятельного подбора обучающимися ключевых цитат начинается их подготовка к участию в дискуссии «Брак по расчёту – путь к благополучию или в тупик?», завершающей работу в рамках этого модуля. Лучше всего организовать работу по группам, в соответствии с убеждениями школьников, предложить им использовать фрагменты экранизаций произведений, выполнить презентации.

3.4. Брак по расчёту – путь к благополучию или в тупик? (1ч). В соответствии с возникшими потребностями учащиеся могут вернуться к «Словарю живого великорусского языка» В.И.Даля с целью познакомиться с народным представлением о семейном счастье и достатке, выраженным в пословицах и поговорках (например, с ключевым словом «приданое»: «Не бери приданое, бери милу девицу», «Лучше на бедной жениться, чем с богатой браниться», «И большое приданое не сделает мужа» и др.). Таким образом, школьники смогут убедиться, что опыт, накопленный в устном народном творчестве, свидетельствует о том, что и богатое приданое не является единственным условием семейного счастья, нельзя переоценивать рассудочную сторону отношений в семье. Это поможет при формулировании и аргументации своих взглядов в процессе участия в дискуссии.

Раздел 4. Произведение в литературном контексте (3ч) Сквозные мотивы русской литературы в экзаменационных заданиях. Практическая работа направлена на умение использовать полученные знания при подготовке к государственной итоговой аттестации по литературе, поэтому строится на основе материалов, представленных в КИМах на портале www .fipi .ru .

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ

Ключевые понятия. Художественное единство содержания и формы литературного произведения; мотив и тема художественного произведения; контекст (исторический, историко-литературный, биографический и др.); анализ и интерпретация литературного произведения.

Список тем исследовательских работ.

  1. Приданое и бесприданницы в русской литературе.

  2. «Болезненная жажда стяжания…» (на материале поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»).

  3. Мотив курения в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

  4. Мотив дороги в произведениях М.Ю.Лермонова и Н.В.Гоголя.

  5. Мотив метели в произведениях А.С.Пушкина, А.А.Блока и М.А.Булгакова.

Список тем творческих работ.

Литературные афоризмы о деньгах.

Деньги и некоторые связанные с ними понятия (по «Словарю живого великорусского языка» В.И.Даля и другим словарям).

Писатели – за здоровый образ жизни!

Сборник любимых произведений русской классической поэзии, объединённых мотивом пустыни.

Материал для творческой работы «Литературные афоризмы о деньгах»

Не радуйтеся можеству богатств… Только ладья, освобождённая от груза богатств, доплывёт до пристанища вечности безвредно.

(С.Полоцкий «Обед душевный»)

Наличные деньги — не наличные достоинства.

(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)

Когда у золота скупой не ест, не пьёт –

Не домовому ль он червонцы бережёт?

(И.А.Крылов «Скупой»)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки исследовательской работы.

Актуальность (новизна) темы

0-5

Уровень раскрытия проблемы

0-10

Использование источников

0-5

Степень самостоятельности рассмотрения проблемы

0-10

Выводы

0-10

Зачёт получает ученик, набравший не менее 10 баллов. Обучающимся, набравшим наибольшее количество баллов, рекомендуется продолжить исследовательскую деятельность.

Рекомендации по оформлению исследовательской работы.

Объём: 10-15 страниц печатного текста в формате Word для Windows.

Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5.

Требования к содержанию исследовательских работ.

  1. Работа должна содержать изложение фактического материала, результатов исследовательской работы.

  2. Работа должна отличаться новизной, актуальностью, теоретической и практической значимостью, грамотным и логичным изложением материала.

Критерии оценки творческой работы.

Соответствие тематике

0-5

Полнота раскрытия темы в соответствии с целями и задачами

0-10

Ясность и логичность изложения материала

0-5

Степень самостоятельности

0-5

Оригинальность

0-10

Зачёт получает ученик, набравший не менее 10 баллов.

Вопросы для итогового анкетирования обучающихся.

  1. Что в процессе изучения курса Вам особенно понравилось в работе товарищей?

  2. Какие творческие и исследовательские работы, подготовленные в процессе изучения курса, Вам особенно запомнились?

  3. Какой новый опыт Вам показался наиболее интересным?

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Литературная энциклопедия: Понятия. Термины. — М., 2000

  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975

  3. Ветловская В.Е. Мотивы. Их связь и соотнесённость // анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. — М., 2002

  4. Зубрицкий А. Н. Табак и табакокурение: основной библиографический указатель отечественной и зарубежной литературы. — М., 2005

  5. Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб., 1996

  6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — М., 1972

  7. Неминущий А., Бородкина Е. «Янтарь в устах его дымится…» К семиотике мотива курения в русской литературе XIX века — «Звезда» — 2007, №4

  8. Романова Г.И. Мотив денег в русской литературе XIX века. — М., 2006

  9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1995

  10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Литература/ авт.-сост. С.А.Зинин. — М., 2010.

Литература, рекомендованная учащимся

  1. Анализ литературного произведения. Под ред. Л.И.Емельянова и А.Н.Иезуитова. – Л., 1976

  2. Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап.2005 г. 9-11 кл./сост. Л.В.Тодоров, Е.И.Белоусова. – М., 2007

  3. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. — СПб, 2001

  4. Литературный энциклопедический словарь.- М., 1987

  5. Приходько В.А. Постижение лирики. – М., 1988

  6. Прозоров В.В. Другая реальность.: Очерки о жизни в литературе. — Саратов, 2005

  7. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2004

  8. Щемелева Л.М. Мотивы // Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981

Образовательные диски

  1. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. Мультимедиа энциклопедия. – Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, 1999, 2002

  2. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. – «Новый диск», 2004

Сайты

  1. www .fipi .ru

  2. www .philologia .ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here