Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Подготовила и провела
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Васильева Наталья Рудольфовна
IV. Развитие речи учащихся. Словарная работа.
1. Эвристическая беседа.
Учитель: Ребята! Начинаем урок внеклассного чтения. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к приятному общению.
Наш язык богат словами, их много. Они запоминаются постепенно.
Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваши личные словари пополняются двумя – тремя словами.
Ребята, а вы задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые подсчитали, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где же можно найти ответ на возникший вопрос».
Подумайте и ответьте на вопрос — где, по вашему мнению, «хранятся» слова?
(Ответы детей: В специальных книгах, которые называются словарями).
Учитель: Какими словарями вы уже умеете пользоваться?
(Ответы детей: Школьным орфографическим словарем, словарем «Говори правильно»).
Учитель: Верно, ребята! Одни словари помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют наш кругозор, приобщают к культуре.
А есть еще словарь, который помогает людям растолковать значение того или иного слова. Подумайте и скажите — какое бы вы дали название такому словарю?
(Ответы детей).
Учитель: Правильно, ребята. Это — Толковый словарь. Его прямое назначение – толковать слова. Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово, дает его формы и приводит пример употребления в речи. Существует несколько толковых словарей: школьный толковый словарь, Толковый словарь С.И.Ожегова, в котором 50 тысяч слов. Самый большой Толковый словарь объясняет 120 000 слов, в нем 17 томов.
(Учитель демонстрирует словари).
2.Знакомство со словарной статьей
Учитель: Давайте попробуем самостоятельно объяснить значение слова «КОМПЛИМЕНТ», а потом обратимся за разъяснением к словарю и сравним свои ответы со словарной статьей.
(Ответы детей).
Учитель: А вот о чем рассказала словарная статья:
Комплимент — а, м. р. (фр. compliment), похвала, лестные, приятные слова. Сказать кому-нибудь комплимент.
3. Игра «Комплименты».
Учитель: А сейчас мы с вами поиграем. Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?
(Ответы детей).
Учитель: А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите вот это сердце (показываю мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят.
Принявший комплимент благодарит вас и передает следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т. д.
(Дети играют)
Учитель: закончить игру хочу словами поэта Бокова:
Следуйте хорошему примеру –
Продлевайте добрым словом жизнь людей!
V. Работа в группах со словарями.
(У каждой группы в «Толковый словарик русского языка»).
Учитель: Послушайте внимательно задание. Итак, задание для первой группы. Объясните с помощью словаря значение слова «авторитет». Составьте с данным словом распространенное предложение, назовите главные члены предложения.
Задание для второй группы – найдите и дайте объяснение слову «корысть». Составьте с данным словом распространенное предложение, назовите главные члены предложения.
(Дети работают со словарями).
ПРОВЕРКА
Дополнительные вопросы для учащихся первой группы:
-Какой человек пользуется авторитетом?
-О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?
Дополнительные вопросы для учащихся второй группы:
-В корыте много ли корысти? Из какого произведения этот пример?
-Кому принадлежат эти слова?
-Какой была старуха? А старик?
(Ответы детей).
VI. Знакомство с фразеологизмами.
Учитель: Одним из лучших украшений нашей речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. С одним только словом «НОС» их в языке более десяти. Я думаю, что все они вам очень знакомы: зарубить себе на носу, дальше своего носа, из-под самого носа, оставлять с носом, комар носа не подточит и т.д.
Слышали такие выражения? Где? Как вы их понимаете?
(Ответы детей).
Учитель: Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной.
Обратите, пожалуйста, свое внимание на экран и по иллюстрациям – подсказкам узнайте и назовите известные фразеологизмы. Объясните, что они обозначают.
VII. Развитие памяти. Промежуточный контроль знаний. (Слайд 16)
Учитель: Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик:
Поссорились на перемене ребята.
— Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
— Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
— Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
А дежурный вдруг как крикнет:
— Стойте, ребята! Разгадайте – ка свои загадки!
Учитель: О каких загадках спросил дежурный? Кто назовет?
(Ответы детей).
Учитель: Запишите в тетрадь услышанные фразеологизмы, подчеркните в словах известные орфограммы. По окончании работы обменяйтесь тетрадями со своим соседом и поставьте друг другу отметку карандашом.
VIII. Работа с пословицами. Кубановедение. Особенности кубанского говора. (Слайд 18)
-
Эвристическая беседа.
Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык — самый богатый язык в мире. Одно из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков. В народе говорят: «Речь без пословицы – все равно, что еда без соли». Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит образцы народных изречений: «Хто присказки старинные знает, тот в жизни много понимае».
У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности. Ведь здесь селились казаки – запорожцы, казаки – линейцы, а потом и крестьяне – переселенцы из центральных губерней России. И каждый из них принес свой фольклор, свой запас пословиц и поговорок. Среди пословиц и поговорок Кубани немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте.
Вот сейчас мы с вами и попробуем к диалектным фразеологизмам подобрать соответствующие им литературные нормы.
2. Работа в парах.
(На столах лежат конверты, в которых карточки со словами. Из данных слов надо составить пословицу).
«Байдыки бить». «Где родился, там и пригодился.»
«Хто любэ трудиться, «Бить баклуши».
Тому бэз дила нэ лэжыться».
«Дэ птычка вылупилась, «По Сеньке и шапка».
Туды и носик стоить».
«Якый Сенька, така его и «Кто любит трудиться, тому без
шапка». дела не сидится».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
IХ. Самостоятельная работа.
Учитель: Несмотря на то, что язык существует очень давно, дети и взрослые допускают ошибки в устной и письменной речи.
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Прочтите внимательно, найдите, где на ваш взгляд, допущены ошибки и запишите правильно.
(Работа проводится по карточкам. В каждой карточке два предложения).
Проверка работы.
-
Я одел пальто и пошел гулять. (Правильно – на себя — надел).
-
Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Правильно – известен всей школе).
-
Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Правильно – проиграла из-за …).
-
Она уверена в свои силы. (Правильно – в своих силах).
Х. Проверка рефлексивной деятельности учащихся в процессе обучения.
Учитель: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята,
-
Учите русский язык – годы кряду.
-
С душой, с усердием, с умом!
-
Вас ждет великая награда, и та награда в нем самом!