Конспект открытого урока по литературному чтению
Тема: О. Пройслер «Неприятности»
Дата проведения: 4 февраля 2014 год
Цели и задачи урока:
-
Введение в раздел, создание психологического настроя на восприятие тематического материала, формирование представлений о творчестве О.Пройслера, совершенствование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения текста и правильного его воспроизведения, обучение составлению краткой характеристики героя сказки по описанию, речи, поступкам;
-
Развитие речи, образного и ассоциативного мышления, внимания, памяти;
-
Воспитание интереса к чтению и ответственного отношения к учебному труду.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, презентация по биографии автора.
Ход урока
Введение в раздел
— Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем они вам сообщили?
В этом разделе будем читать и анализировать произведения о школе, учениках, прилежных и ленивых, порой очень необычных, как и истории, которые с ними приключаются.
Древнегреческое слово схоле, по нашему школа, обозначало свободное время, досуг, отдых. Видимо работа и в древности была столь тяжкой, что ученье казалось отдыхом! В настоящее время учеба – напряженный, упорный труд, и педагоги постоянно думают, как сделать учение веселым, превратить учебу в игру, в удовольствие. Писатели так же не остаются в стороне. Появляются веселые учебники, интересные произведения, в которых заложено много разных сведений из школьной программы. Именно такие книги представлены сегодня на нашей выставке.
И.Токмакова «Может нуль не виноват», «Аля, Кляксыч и буква А».
В.Коростылев «Вовка в тридевятом царстве».
Л.Гераскина «В стране невыученных уроков».
А.Хайт, А.Левенбух «Веселая грамматика «Радионяни».
О. Соболева, В.Агафонов «Тайны страны Акитаммарг, или удивительные путешествия с Запятайкиным».
Э.Успенский «Школа клоунов».
2. Фаза вызова интереса
— Запишите в тетради слово Баба-яга. Что вы представляете себе, когда слышите это слово? Запишите ассоциации.
Чтение ассоциаций.
Эти ассоциации возникли у вас после чтения сказок. Вспомните сказки, в которых есть Баба-яга.
— Читали ли вы сказки, в которых Баба-яга добрая?
3. Целевая установка
— Сегодня мы будем читать и анализировать отрывок из сказочной повести немецкого писателя Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-яга». Обратите внимание на то, какой образ Бабы-яги получился у писателя.
4. Работа над произведением
1. Подготовка к восприятию.
2. Рассказ о писателе.
Знаменитый детский писатель Отфрид Пройслер родился в 1923 году в маленьком, почти сказочном, немецком городке, который «прятался» среди лесов и горных речушек. Казалось, что там обязательно жить водяные, гномы и другие необыкновеннее существа. Родители писателя были учителями. Отец в свободное время увлекался изучением местных сказок и преданий, а бабушка слыла прекрасной рассказчицей и помнила много легенд. Кроме того, в доме была огромная библиотека – около шести тысяч книг! Так, с детства мальчик полюбил читать и слушать сказки.
Взрослая жизнь будущего писателя началась на фронтах Второй мировой войны. В 1944 году он попал в советский плен, где провел пять лет.
Вернувшись домой, Отфрид Пройслер завершил образование, женился и решил стать учителем начальных классов. Директор школы, в которую он поступил на работу, посоветовал молодому педагогу не кричать на детей, если они не слушаются, а рассказать им что-нибудь занимательное. Отфрид Пройслер проработал в школе более 20 лет, даже стал ее директором, и все это время не переставал сочинять для детей волшебные истории. Среди самых популярных сказок немецкого писателя – «Хербе Большая Шляпа», «Гном Хербе и леший», «Маленький водяной», «Маленькое привидение» и «Маленькая Баба – яга»
3. словарная работа
— Первая глава сказочной повести «Маленькая Баба-яга» называется «Неприятности». Как вы понимаете это слово?
4. целевая установка.
— Давайте прочтем главу, чтобы узнать, какие неприятности могут преследовать Бабу-ягу. Во время чтения постарайтесь представить себе главную героиню.
5. чтение текста учителем
6. проверка восприятия
— Какое впечатление на вас произвела сказка?
— Какой вы себе представили Бабу-ягу? Похожа она на Бабу-ягу из сказок?
7. повторное чтение. Анализ.
Учащиеся читают текст по абзацам (до слов «Должен быть дождь!»), отвечают на вопросы. Готовясь к пересказу, дети в каждом абзаце выделяют ключевое слово. Эти слова – опоры записывают в тетрадь.
— Сколько лет было Маленькой Бабе – яге?
— Где она жила? Найди в тексте и прочитай описание избушки Маленькой Бабе-яги?
— Почему без огромной печи избушка не была бы настоящим домом Бабы-яги?
— Кто жил в избушке вместе с Бабой – ягой? Что вы о нем узнали?
-Как Маленькая Баба-яга готовилась стать настоящей ведьмой? Расскажи о е занятиях.
— Какое упражнение пыталась выполнить Маленькая Баба-яга? Почему ворон Абрахас был мрачен?
8. самостоятельная работа.
— У Маленькой Бабы- яги никак не получалось упражнение в вызывании дождя. И ей необходимо было снова и снова повторять урок. Прочитайте текст от слов «Должен быть дождь!» и до конца главы. Подумайте над следующими вопросами:
— Почему Маленькая Баба-яга не смогла вызвать дождь?
— Как в словах и поступках Бабы-яги и ворона Абрахаса раскрываются их характеры?
9. ролевое чтение
Свое понимание характеров, чувств, настроения героев нужно уметь выразить в чтении. Именно такому чтению – выразительному, то есть чтению с пониманием, мы и учимся на наших уроках.
Учащиеся работают в паре, они распределяют роли, отмечают реплики персонажей, изучают авторские ремарки, подбирают верную интонацию.
5. Итог урока
— Из какого произведения вы читали отрывок?
— Кто его автор?
— Как называется прочитанная глава?
— Какую мысль хотел донести до вас автор?
6. Домашнее задание
Пересказ по опорным словам первых пяти абзацев.
Подготовка к выразительному ролевому чтению остальной части главы.