Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Питерка

Питерского района Саратовской области»

Конспект учебного занятия

по литературному чтению во 2 классе

Русская народная сказка

«Дети деда Мороза»

Образовательная система

«Начальная школа XXI века»

Автор: Матузная Лариса Александровна,

учитель начальных классов

с. Питерка

2013 – 2014 учебный год

Матузная Л.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Питерка»

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс.

Образовательная система: «Начальная школа XXI века»

Автор учебника: Л.А.Ефросинина

Тема: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Место урока в теме: изучение произведений о зиме « Снежок порхает, кружится» (5-й урок).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для знакомства с русской народной сказкой, для осознания и осмысления детьми новой информации.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с содержанием русской народной сказки «Дети Деда Мороза»,

— формировать навык беглого, осознанного и выразительного чтения,

-учить пользоваться различными видами чтения: выборочным, по ролям, молча, вслух;

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;

-объяснять поступки героев и своё отношение к ним;

— развивать умение аргументировать свою точку зрения;

— развивать речь, эмоции, мышление, творческую деятельность;

— развивать умение работать самостоятельно, в паре, в группе, формулировать выводы.

— развивать память, кругозор, наблюдательность,

Воспитательные:

— прививать интерес к чтению, любовь к природе, воспитывать такие качества, как доброта, дружба, взаимопомощь, сопереживание.

УУД:

Личностные УУД: самоопределение к деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; дают эмоционально – нравственную оценку поступкам героев.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контроль процесса и результатов своей деятельности, внесение необходимой коррективы; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно сотрудничать в паре и группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметный:

  • имеют представление о художественном произведении, персонажах; связывают заглавие произведения с его содержанием;

  • умеют определять жанр, тему произведения;

  • самостоятельно выделять познавательную цель урока, работают по коллективно составленному плану;

  • уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Метапредметный результат:

  • участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностный результат:

  • обучающиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать новую информацию во время чтения и слушания произведения;

  • принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

  • имеют представление о доброте к людям и всему живому, сочувствию к чужой беде, помощи в трудных ситуациях.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный диалог, моделирование, деятельностный, словесный, практический (чтение), инсценирование.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в паре.

Средства обучения:

для учителя: учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина, М,. Вентана – Граф; рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина; презентация, оформление доски.

для обучающихся: учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина, М,. Вентана – Граф; рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина; шаблоны для моделирования, листы с заданиями для работы в паре, лист с текстом сказки для работы в группе, «шапочки» для инсценирования; «снежинки» и «светофоры» для рефлексии.

Литература:

1) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

2) Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. – Вентана – Граф, 2013. Автор – составитель Л.А.Ефросинина.

3) Литературное чтение 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2009. Автор – составитель Л.А.Ефросинина.

4) Литературное чтение: рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина

5) 1000 загадок. Пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. – М.: ООО «Аквариум – Принт», К.: «Дом печати – ВЯТКА», 2006.

Автор – составитель В.Н. Иванкова.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

2.

Самоопре-

деление к деятельности.

Актуализа-ция знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Создает положительный эмоциональный настрой на урок.

— Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть.

Покажите, с каким настроением вы начинаете урок? Замечательно! Ваши улыбки так и светятся на ваших лицах. Надеюсь, за время урока ваше настроение не испортится. А теперь повернитесь к гостям, поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки. Садитесь.

1. Речевая разминка.

Чем мы занимаемся на уроках чтения? (читаем, отвечаем на вопросы, пересказываем и т. д.) Вам нравится этим заниматься? Наш урок начнем с речевой разминки. Для чего мы ее проводим? (Чтобы наша речь была красивой, правильной, приятной для других). Прочитайте чистоговорку про себя. Определите, с какой интонацией будем читать каждое предложение.

(Слайд 1) Ок – ок– ок – падает снежок.

Ип – ип – ип – слышу снега скрип?

Ре – ре – ре – все деревья в серебре!

(Слайд 2) С неба падают снежинки.

Прочитайте предложение медленно, шепотом; теперь быстро и громко. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

2. Беседа о зиме.

— А вам мороз не страшен? Вам нравится зима? А за что вы любите это время года? Расскажите. (ответы детей)

Учитель подводит итог сказанному.

Любое время года удивительно и красиво по – своему. Зима – не исключение. Это очень красивое время года. (Слайд 3 – 6)

Самоконтроль готовности к уроку;

Реакция на учителя, внимание.

Выполняют задание, тренирующее речевой аппарат

Хоровое чтение чистоговорки с разной интонацией.

Чтение предложения с разным темпом и громкостью

Беседуют о зиме

Самоопределение (Л);

Выполнение логических действий (П)

Осуществление действия по образцу и заданному правилу (Р);

Развитие коммуникативно – речевых навыков (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

3.

4.

5.

6.

Мотивация учебной деятель-ности.

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построенного проекта.

Деревья стоят в серебре. ( Слайд 7) Снег сверкает на солнце разноцветными огнями, будто бриллиантами. Морозный воздух чистый и полезный. В нем почти нет пыли. Им легко дышится, становишься здоровее, бодрее. А как мы радуемся первому снегу! ( Слайд 8) Как красиво, когда в морозной тишине тихо падают пушистые хлопья снега! Мы поднимаем голову вверх, (Слайд 9) снежинки мягко опускаются нам на лицо, на руки и тают. А мы готовы часами смотреть и смотреть на падающий снег. В такую погоду хочется подольше погулять. Конечно, все дети любят зимние игры и забавы.

А в конце декабря все ждут самый веселый праздник – Новый год. (Слайд 10, 11) Дети ждут подарков, новогодних утренников, взрослые верят и надеются, что новый год будет лучше старого, что в новом году обязательно сбудутся все мечты и планы. Вот за это мы и любим зиму. Много художников, композиторов, поэтов и писателей посвятили свои произведения зиме. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений.

Кто является одним из героев, узнаем, разгадав загадку.

Угадайте, что за гость: Иней белый на усах.
В шубе серебристой, Дружно мы его встречаем,
Красный-красный нос его, Мы большие с ним друзья…
Борода пушистая, Но поить горячим чаем
У него в снежинках шапка, Гостя этого нельзя!
Посох и мешок в руках; Он волшебник детворы,
Борода искрится сказкой, Отгадайте – раз, два, три … (Дед Мороз)

(слайд 12)

Как вы думаете, что мы сегодня будем читать? (сказку). Почему так думаете? Верно, мы сегодня побываем в гостях у сказки, которая называется «Дети деда Мороза».

Зная тему, определите цели и задачи урока. (Познакомиться со сказкой, узнать, кто является детьми Деда Мороза, научиться читать сказку выразительно)

Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, обсудим ее героев, определим, чему сказка учит.

Давайте составим план нашей работы. (вывешивается на доску)

План:

1. Послушаем сказку.

2. Прочитаем «про себя», выделим непонятные слова, разъясним их.

3. Прочитаем сказку вслух.

4. Побеседуем по содержанию сказки.

5. Узнаем новое.

6. Поработаем в парах.

7. Самостоятельная работа в тетради.

8. Работа в группах. Оценка групп.

9. Подведем итоги. Оценим свои результаты.

1.Чтение учителем. Проверка первичного восприятия произведения учащимися.

Вам интересно узнать, кто является детьми деда Мороза? Тогда внимательно слушайте. (после чтения)

Вам понравилась сказка? Чем? (необычная, новая, все герои положительные) Сколько детей у деда Мороза? Как их зовут? Встретились ли вам непонятные слова? Объяснение непонятных слов. (Слайд 14) (Иней – осадки в виде мелких кристалликов льда, покрывающий поверхность предметов при их резком охлаждении, т. е. колючий снег, состоящий из ледяных снежинок). Нагнал – собрал в одном месте.

2. Организует чтение учащихся по «цепочке». Беседа по содержанию.

Мы сейчас выразительно прочитаем сказку. А что значит выразительно? (с нужной интонацией, громкостью, темпом, соблюдать все знаки препинания, паузы). Задает вопросы после чтения.

Кто главные герои сказки? Почему слова Ветер, Иней, Лед и Снежинка написаны с большой буквы?

— Зачем дед Мороз собрал своих детей? Ответь словами из текста.

— Что сделал Ветер? (Ветер напомнил людям, что наступила зима, пришли морозы и холода, кто еще не готов к зиме, нужно поторопиться заготовить дрова для печки, иначе люди замерзнут) (Слайд 15 — 16)

— Что сделал для людей Лед? Что значит «мосты на реках построил»? Кому

еще Лед принес пользу? (Ледяная крыша защищает рыб, лягушек, водяных насекомых от сильного мороза). (Слайд 17)

— Что рассказал Иней? В чем польза его дела? (Украсил природу, чтобы она была красивой) (Слайд 18 — 20)

Разгадывают загадку,

анализируют, обобщают знания

Высказывают свои предположения.

Целеполагание

Коллективное составление плана

Слушание

Выделяют непонятные слова,

объясняют

Самостоятельно читают текст

Выборочное чтение

с пояснением

высказывают предположения

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Умение выделять и формулировать познавательную цель (П);

Принятие учебной задачи и следование инструкции учителя (Р);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (составление плана и последовательности действий) (Р)

Ориентировка в речевом потоке (П)

Умение принимать позиции слушателя, читателя, исполнителя в соответствии с учебной задачей (Р);

Эмоциональное восприятие поступков героев (Л);

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев (Л);

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Принимать участие в обсуждении прочи-

танного (К)

7.

8.

Творческое примене-ние получен-ных знаний и умений

Итог. Рефлексия.

Инструк-таж по д/з.

— И, наконец, что сделала Снежинка? (выборочное чтение)

Физминутка «Дед Мороз приглашает на зарядку»

А вам нравится, когда много снега выпадает? Почему? Снег не только приносит радость детям, но и пользу людям. Какую?

Учитель подводит итог сказанному.

Вы все правильно сказали.

Снег действительно служит теплым одеялом для земли. Он укрывает землю и спасает все росточки, все травинки, все корешки, находящиеся в земле от лютого мороза. Но не только травку снег спасает от мороза. Что еще?

4. Совместное открытие нового знания. Рассказ учителя.

Ответить на этот вопрос поможет нам пословица.

Прочитайте пословицу. (слайд 21) Много снега – много хлеба.

Предположите, как хлеб зависит от снега? (ответы детей)

В начале осени на полях сеют пшеницу и рожь. Через некоторое время появляются ростки. Сильный мороз им опасен. (слайды 22 — 23)
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха, и температура под снегом на 9 градусов выше, чем на поверхности земли. Под такой периной растениям хорошо дышится и тепло.

Весной он растает, напитает землю влагой для будущего урожая.

Почему отец больше всех похвалил Снежинку?

(Она больше всех помогла людям, сохранила урожай. Без урожая наступил бы голод).

5. Организует работу в парах. Повторение правил работы в паре.

(Слайд 24)

1.Подберите подходящие качества для Снежинки.

Ненужные слова зачеркните.

Злая Хвастливая

Добрая Скромная

Заботливая Сочувствующая

Какие качества не подходят Снежинке? Проверка по эталону. (слайд 25)

Лексическая работа над словом сочувствующая.

А я подобрала для вас качества. Вы у меня умные, добрые, вежливые, старательные, внимательные. Согласны с такими качествами?

2. Моделирование обложки.

Организует самостоятельное моделирование обложки. Проверка. (слайд 26)

Какая из трех схем подходит к нашей сказке? (третья)

Докажите, что это не стихотворение? (нет рифм) Почему не рассказ?

( в рассказе происходят реальные события)

Почему считаете, что это сказка? (Ветер, Лед, Иней, Снежинка говорят, действуют, как люди).

О чем она? Какую тему определили? ( О природе)

 Каким цветом закрасили круг? (зеленым)

 Кто автор сказки? Народ

Какое название у сказки?

Проверка по эталону.(слайд 27)

У кого получилась такая схема, поднимите карточки вверх. Молодцы!

У кого есть ошибки, исправьте.

Работа в группах. Правила работы в группе.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа выполняет свое задание и выходит выступать. А другие группы оценивают выступление «светофорчиками».

Задание для 1 группы. Прочитать сказку по ролям, передав голосом характер героев. Как говорит Ветер? (быстро, громко, завывающим голосом). Как говорит Снежинка? (тихо, скромно, с нежностью). Как говорит Иней? (восторженно, с восхищением). Лед? (твердым и уверенным голосом). Дед Мороз? (ласково)

Задание для 2 группы. Подобрать подходящие к сказке пословицы и объяснить их.

Задание для 3 группы. В русском языке есть слова, которые украшают нашу речь. Это имена прилагательные. Вспомните, что это за слова такие. В нашей сказке их совсем нет. 3 группе предлагается подобрать имена прилагательные для главных героев, вставить их в текст и прочитать получившийся текст.

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Как по — другому можно назвать эту сказку? Какого цвета эта сказка? Почему?

Кому бы вы ее хотели рассказать?

Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему?

Какие качества вам захотелось в себе воспитывать?

Хороших детей воспитал дед Мороз? Докажите.

В конце сказок часто есть такие слова (слайд28) «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!».

Чему же учит нас эта сказка? Какими надо быть? Надо быть добрыми, внимательными, заботливыми.
Что нового вы узнали на уроке, того чего раньше не знали? Пригодятся вам эти знания в дальнейшей жизни? Где и как вы можете их применить

Вам легко было выполнять задания? Испытывали ли вы в чем — то затруднения?

Вы сегодня оценивали друг друга, а теперь оцените свою работу на уроке. На столах у вас лежат снежинки.

Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям (образец на доске), дорисуйте личико. По вашим снежинкам я вижу, что вы очень хорошо поработали на уроке и заслуживаете самых высоких оценок. Молодцы, ребята, я вами довольна.

А вот и сюрприз! К нам пожаловала сама девушка Снежинка, о которой мы читали сказку.

— Что бы вы ей сказали? (спасибо)

Давайте хором скажем ей «спасибо» за то, что она землю снегом укрыла, урожай нам сохранила. Значит, будем с вами кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек.

Давайте поможем ей в этом добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше укрыла землю.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Д/з по выбору. Нарисовать героя, который больше всего понравился или пересказать сказку по плану.(слайд29)

Урок окончен. Всем спасибо!

Высказывают предположения

Объясняют смысл пословицы

Восприятие новой информации

Отвечают на проблемный вопрос

Работа в паре

с последующей проверкой

Работают в парах

Самостоятельное моделирование обложки с последующей проверкой по эталону

Выступления в группах, оценивание выступлений

Подводят итоги

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Способность воспринимать и учитывать мнения сверстников о прочитанном (К)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р)

Извлечение нужной информации

Монологические высказывания (К)

Выполнение логических действий (П) Отбор нужной информации(П)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

Первоначальное представление о нравственных понятиях (Л);

Умение сотрудничать в паре, умение договариваться и приходить к единому мнению (К)

Использование знаково-символических средств (П);

Выполнение действий по алгоритму (П);

Отбор нужной информации (П)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П)

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

Отбор нужной информации(П)

Контроль, коррекция, оценка (Р);

Умение участвовать в коллективном обсуждении (К)

Достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

умение сотрудничать в паре, умение договариваться и приходить к единому мнению

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П)

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here