Петрунина Наталья Викторовна

МОУ «Чойская СОШ»

Учитель начальных классов

Литературное чтение

3 класс

Урок №13. Тема: «Басни». Эзоп. «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград».

Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. – 3-е изд., дораб. М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.: ил. – (Начальная школа 21 века).

Цель урока: формирование теоретических знаний о басне и практическое применение знаний в процессе интерпретации басен Эзопа и И.А. Крылова.

Задачи урока:

  1. познакомить с литературоведческими понятиями: басня, мораль.

  2. учить сравнивать басни Эзопа и И.А. Крылова и выделять их особенности;

  3. развивать умение работать с басней: правильно называть; выделять вступление, рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть басни;

  4. развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

  5. активизировать и расширить словарный запас учащихся;

  6. содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;

Тип урока: комбинированный (повторение и обобщение имеющихся знаний по теме, объяснение нового материала, контроль знаний и практическая работа).

Формы работы учащихся: эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа.

Техническое оборудование: презентация, УМК по литературному чтению (учебник, тетрадь на печатной основе)

План урока:

1 Организационный момент (1 мин).

2 Вызов (пробуждение у учащихся интереса к теме, вызов имеющихся знаний по теме). (1-3 мин).

3 Самостоятельная работа (чтение рубрики «Обрати внимание») (1-2 мин).

4 Сообщение темы урока. Беседа (4-5 мин).

5 Работа с баснями (слушание, выполнение заданий к тексту, чтение басен вслух, беседа, словарная работа, упражнение в выразительном чтении, сравнение басен) (15-20 мин)

6 Самостоятельная работа. (1-5 мин).

7 Выполнение заданий 1, 2 в тетради (3-5мин).

8 Рефлексия (2 мин).

9 Задание на дом (1 мин).

Таблица 1

Ход (сценарий) урока

Этапы урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент.

-Сегодня мы снова отправимся в мир литературы. Познакомимся с новыми авторами, произведениями…

1 мин.

2

Введение в тему.

1, 2

Демонстрация 2, 3 слайда презентации.

-Посмотрите, послушайте и ответьте.

Она большой была, старинной,

Но вдруг беда произошла

В ней буква средняя сбежала,

На место то, другая встала.

Разгадав загадку эту,

Вы все можете узнать,

Что будем с вами мы читать!

Дети рассматривают фотографию, называют то, что увидели, затем меняют среднюю букву на «эс». Получается слово – басня.

1-3 мин.

3

Самостоятельная работа.

Демонстрация 4 слайда презентации.

Чтение текста на слайде, затем чтение в учебнике на стр. 58.

1-2 мин.

4

Сообщение темы урока.

Беседа.

3-6

-Сегодня мы познакомимся не только с новыми произведениями, но и с новыми авторами. Это – Эзоп и И.А. Крылов.

Демонстрация 5, 6 слайда презентации.

Басни возникли в древней Греции. Их сочинял талантливый и мудрый раб – Эзоп. Его басни – это очень краткие рассказы с намеками, скрытым смыслом. Язык басен Эзопа меток, точен.

Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа.

Всем хорошо известны басни Ивана Андреевича Крылова.

Мы с вами прочитаем басни, посмотрим, есть ли какое-то между ними сходство? Действительно ли писатели заимствовали идеи у Эзопа?

Чтение текста слайдов.

4-5 мин.

5

Работа по теме.

Работа с баснями.

7

8

Слушание чтение учителя басни Эзопа «Лисица и виноград».

Словарная работа.

Выполнение заданий к тексту (стр.59 задания № 1-3).

Слушание чтение учителя басни И.А. Крылова «Лиса и виноград».

Словарная работа.

Выполнение заданий к тексту (стр.60 задания № 1-2).

Демонстрация 7 слайда презентации.

-Закройте учебники. Назовите то, что изображено на фотографии. Объясните, их лексическое значение.

Чтение объяснения непонятных слов.

Чтение объяснения непонятных слов.

Рассмотрев и назвав картинки своими именами, обучающиеся раскрывают лексическое значение.

(15-20 мин).

6

Самостоятельная работа.

10, 11

Демонстрация 8, 9 слайда презентации.

Чтение басен вслух, упражнение в выразительном чтении.

Ученики читают выразительно басни вслух (в полголоса)

1-5 мин.

7

Работа в тетрадях на печатной основе.

Выполнение заданий в тетради на стр. 38, 39 № 1, 2, 5. Страницы и задания учитель записывает на доске.

Дети самостоятельно выполняют задания 1и 2, используя учебник. Задание 5 выполняется фронтально – заполняется сравнительная таблица басен.

3-5 мин.

8

Рефлексия.

— Какие картины возникли при слушании басен?

— Как вы думаете, помогла ли нам работа по сравнению басен лучше понять позицию автора, мораль басни, научиться читать басню выразительно?

2 мин.

9

Домашнее задание.

Учебник стр.59 № 4; стр.60 № 3.

Дети записывают задание в дневник.

1 мин.

Таблица 1

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель, и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Пизанская башня, Пиза, Италия

(N 209234)

jpg

Иллюстрация башни

башня

2

jpg

Иллюстрация — обложка книги

обложка

Текст — определение басни.

3

JPEG

Изображение Эзопа

Эзоп

4

Жизнь Эзопа (N 203188)

htm

Текст (биография Эзопа)

Краткая биография

5

Портрет баснописца И.А. Крылова (N 208747)

jpg

Иллюстрация И.А. Крылова

портрет

6

КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ

(N 36478)

htm

Текст (биография И.А. Крылова)

Текст Крылова

7

jpg

Фотография лозы винограда

лоза

8

jpg

Фотография яхонты

яхонты

10

jpg

Иллюстрация к басне Эзопа «Лисица и виноград»

лиса

11

jpg

Иллюстрации басни И.А. Крылова

лиса

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here