Конспект урока чтения
3 класс
Тема: «Гроза в лесу» Л.Толстой
Цель: Раскрыть содержание произведения; совершенствовать технику и выразительность чтения; сообщить сведения о грозе как о явлении природы, правилах поведения в лесу во время грозы; формировать навык анализа текста и распределения его по пунктам плана; способствовать эмоциональному воспитанию (обратить внимание на изменение эмоционального состояния главного героя до, во время и после грозы);
Оборудование: Картина «Гроза», портрет Л.Толстого, карточки – загремело, затрещало, очнулся; учебник, план рассказа: 1.) В лесу во время грозы. 2.) В лесу после дождя.
Ход урока
-
Орг. момент
-Здравствуйте. Я рада вас видеть вновь. Подравнялись и тихонечко садимся.
-Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как будто через лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, при выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
-
Проверка домашнего задания
— Проверим, как вы выполнили домашнее задание.
-Откройте учебники на стр.205, какой текст мы читали вчера («Лето в лесу», И.Соколов – Микитов)
— Каких птиц и зверей можно увидеть в лесу летом? (пересвистываются иволги, кукуют кукушки, поют соловьи, бродят медведи, пасутся лоси, резвятся белочки, скрывается рысь, свили гнездо тетеревятники-ястребы)
-Перескажите второй и третий абзац близко к тексту.
— Какая главная мысль рассказа? (Летом в лесу хорошо и привольно птицам и зверям) Выставление оценок
III. Сообщение темы урока
— О каком времени года мы сейчас читаем произведения на уроках чтения? (о лете)
-Отгадайте загадку: Нашумела, нагремела,
Всё помыла и ушла.
И сады, и огороды –
Все округи полила. ( Туча и дождь)
— Сегодня прочитаем рассказ «Гроза в лесу», которое написал Л.Толстой.
IV. Вводная беседа
-Рассмотрите портрет Л.Н. Толстого.
— Лев Николаевич Толстой прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по несколько раз перерабатывал, по 10 – 12 раз переписывал, чтобы сделать их хорошими.
Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.
Очень долго Толстой жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. Он много времени проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.
V. Чтение текста учителем с нацеливающим вопросом.
— Послушайте и скажите о ком рассказывает автор?
(учитель читает рассказ)
— О ком рассказывает автор? ( о себе, когда он был маленький)
VI. Повторное чтение текста учащимися и анализ произведения
-
Чтение трудных слов
— Вначале прочитаем трудные слова.
загремело, затрещало, очнулся
— Прочитайте шепотом, читаем хором, читают 1-2 ученика.
— Понятны ли вам слова? (очнулся – пришёл в чувства)
2. Тихое чтение
3. Чтение вслух и анализ
1.) Первый абзац читает ученик, остальные следят
— Куда ходил мальчик? ( Мальчик ходил в лес.) Зачем он ходил? (Он ходил за грибами)
— Что случилось в лесу? Найдите в тексте предложение. Прочитайте.
— Где спрятался мальчик от грозы? (Он сел под большой дуб)
— Что случилось потом? (Его что-то ударило в голову)
2.) Второй абзац читает ученик, остальные следят
— Что происходило в лесу, когда мальчик очнулся? ( В лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко)
— Что случилось с большим дубом? Найдите описание в тексте.
— Почему во время грозы нельзя находиться под большими деревьями. (Молния может попасть в дерево, дерево сломается и может убить человека)
— Как выглядел мальчик? (Одежда на нём была мокрая, на голове была шишка)
— Как вы думаете, какое состояние было у мальчика? ( Ему было больно, страшно от того, что могло случиться)
Физминутка
Гриша шёл – шёл – шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
4. Упражнения в технике чтения
— Будем читать целыми словами. Читаем по предложению, по «цепочке».
— Прочитаем на оценку по абзацам целыми словами.
— Найдите в рассказе отрывок, который можно было озаглавить «В лесу во время грозы», прочитайте; «В лесу после дождя», прочитайте
VII. Обобщение прочитанного
— Посмотрите иллюстрации к тексту, придумайте подписи к иллюстрациям (Началась гроза. Гроза закончилась, выглянуло солнышко)
— Представьте ситуацию, что вас застала гроза в лесу. Как вы поступите?
— Помните, что нельзя вставать под отдельно стоящие деревья и под большие деревья в лесу.
VIII. Домашнее задание
— Прочитайте рассказ и подготовьте пересказ по плану 1. В лесу во время грозы. 2. В лесу после дождя.
— Отгадайте загадки на стр.208
IX. Итог урока
— О каком явлении природы мы прочитали рассказ?
— Когда бывают грозы?
Выставление оценок
Урок окончен. Спасибо!