Ковтун Елена Михайловна
МОУ «Бегуницкая СОШ»
учитель начальных классов
План – конспект урока чтения в 1 – м классе.
Тема. «Наши друзья и помощники».
(Е. И. Чарушин. «Томка».)
Задачи. 1. Образовательные.
-
Формировать первоначальное представление об образе автора.
-
Работать над навыком чтения.
-
Учить выборочному пересказу.
-
Расширять представления о животном мире.
2. Развивающие.
-
Развитие речи учащихся.
-
Развитие интереса у детей к произведениям Е. И. Чарушина.
3. Воспитательные.
-
Формирование умения выслушивать товарища, помогать ему.
-
Совершенствование санитарно – гигиенических навыков.
Оборудование урока.
-
Учебник «Родное слово» 1 кл. (авторы – составители Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова).
-
Портрет писателя: Евгений Иванович Чарушин.
-
Заготовки силуэтов собак.
-
Восковые мелки.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Стихотворение Б. Заходера «Ёжик», потешка – чтение наизусть
-
Опрос – 3-4 человека. (Удалось передать голосом заботу о ёжике? Удалось передать голосом удивление?).
-
Карточки с индивидуальными заданиями – 4 человека.
-
Итог проверки домашнего задания. (Молодцы …; с желанием подготовили домашнее задание …).
-
Подготовительная работа.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя – Евгения Ивановича Чарушина. (Обращение к портрету писателя.)
Евгений Иванович Чарушин – писатель и художник. Он сам иллюстрирует свои рассказы. (Обращение к выставке рисунков Чарушина.) В рассказах и рисунках Е. И. Чарушина всегда виден человек, знающий и любящий животных. О них он умеет рассказать интересно, по – своему.
Обращение к выставке книг автора: «Медвежата», «Волчишко», «Щур», «Тюпа, Томка и сорока».
Рассказ, с которым мы познакомимся на уроке, «Томка» — один из рассказов цикла «Про Томку». Если вы не знакомы с другими рассказами этого цикла, обязательно познакомьтесь.
-
Лексическая работа.
понятливый – быстро и легко понимающий
толковый – разумный, хорошо усваивающий
почует – начнёт чуять, распознавать чутьём; чутьё – способность замечать, обнаруживать органами чувств (носом)
дичь – дикие птицы и звери как предмет охоты
уговаривает не сердиться
Итог.
Физкультурная минутка.
5. Работа с текстом.
-
Первичное восприятие текста.
Откройте учебник на странице 8. Положите закладку.
-
Прочитайте заголовок. О чём или о ком может быть текст с таким названием?
-
Чтение рассказа «Томка» вслух учителем. (Я буду читать рассказ, а вы следите внимательно пальчиком за моим чтением.)
Понравился ли вам рассказ?
Можете ли вы сказать, о чём или о ком этот рассказ? Как вы поняли?
-
Чтение текста вслух учащимися.
-
Вспомните и расскажите, какие по характеру были щенки?
-
Найдите и прочитайте доказательства в тексте.
-
Внимательно рассмотрите иллюстрацию к тексту. Покажите щенков на рисунке.
-
Подумайте и объясните, почему автор выбрал для охоты именно Томку?
Докажите словами текста, что вы правы.
-
А теперь подумайте и скажите, что хотел сказать автор этим произведением?
Да, собака – друг и помощник человека. Итог…
6.Чтение индивидуальных заданий. (Приложение 1). Итог.
Физкультурная минутка.
7. Творческая работа учащихся. (Приложение 2).
На прошлом уроке чтения вы каждый выбрали себе друга и помощника. Теперь, пожалуйста, покажите цветом, каким вы его себе представляете. Для этого возьмите восковые мелки.
8. Выставка детских работ. Итог.
9. Итог урока.
-
С творчеством, какого автора мы познакомились на уроке?
-
Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
-
Чему учились?
10. Домашнее задание.
-
Подумать над заданием 3 к рассказу Е. И. Чарушина «Томка»;
-
Познакомиться с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок».
Приложение 1.
Есть собаки охотничьи, есть собаки служебные.
Охотничьи – помогают людям на охоте. И здесь у каждой своя специальность.
Таксы – их называют норными собаками – выгоняют зверей из нор.
Сеттер – найдёт дичь по запаху, молча застынет в стойке и тем укажет охотнику, где затаилась птица.
Служебные собаки помогают охранять государственную границу, пасут и охраняют стада, спасают попавших в беду людей.
Сенбернар, колли, эрдельтерьер – служебные собаки.
Во время Великой Отечественной войны собаки выносили раненых из–под огня, работали связными, помогали разыскивать мины, подтаскивали снаряды.
Собаки помогли людям освоить космос!
Приложение 2.
(Картинки взяты из книжки-раскраски, для работы на уроке они были несколько увеличены)