Ковтун Елена Михайловна

МОУ «Бегуницкая СОШ»

учитель начальных классов

План – конспект урока чтения в 1 – м классе.

Тема. «Наши друзья и помощники».

(Е. И. Чарушин. «Томка».)

Задачи. 1. Образовательные.

  • Формировать первоначальное представление об образе автора.

  • Работать над навыком чтения.

  • Учить выборочному пересказу.

  • Расширять представления о животном мире.

2. Развивающие.

  • Развитие речи учащихся.

  • Развитие интереса у детей к произведениям Е. И. Чарушина.

3. Воспитательные.

  • Формирование умения выслушивать товарища, помогать ему.

  • Совершенствование санитарно – гигиенических навыков.

Оборудование урока.

  • Учебник «Родное слово» 1 кл. (авторы – составители Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова).

  • Портрет писателя: Евгений Иванович Чарушин.

  • Заготовки силуэтов собак.

  • Восковые мелки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

    1. Стихотворение Б. Заходера «Ёжик», потешка – чтение наизусть

Опрос – 3-4 человека. (Удалось передать голосом заботу о ёжике? Удалось передать голосом удивление?).

    1. Карточки с индивидуальными заданиями – 4 человека.

    2. Итог проверки домашнего задания. (Молодцы …; с желанием подготовили домашнее задание …).

  1. Подготовительная работа.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя – Евгения Ивановича Чарушина. (Обращение к портрету писателя.)

Евгений Иванович Чарушин – писатель и художник. Он сам иллюстрирует свои рассказы. (Обращение к выставке рисунков Чарушина.) В рассказах и рисунках Е. И. Чарушина всегда виден человек, знающий и любящий животных. О них он умеет рассказать интересно, по – своему.

Обращение к выставке книг автора: «Медвежата», «Волчишко», «Щур», «Тюпа, Томка и сорока».

Рассказ, с которым мы познакомимся на уроке, «Томка» — один из рассказов цикла «Про Томку». Если вы не знакомы с другими рассказами этого цикла, обязательно познакомьтесь.

  1. Лексическая работа.

понятливый – быстро и легко понимающий
толковый – разумный, хорошо усваивающий
почует – начнёт чуять, распознавать чутьём; чутьё – способность замечать, обнаруживать органами чувств (носом)
дичь – дикие птицы и звери как предмет охоты
уговаривает не сердиться

Итог.

Физкультурная минутка.

5. Работа с текстом.

  1. Первичное восприятие текста.

Откройте учебник на странице 8. Положите закладку.

    • Прочитайте заголовок. О чём или о ком может быть текст с таким названием?

    • Чтение рассказа «Томка» вслух учителем. (Я буду читать рассказ, а вы следите внимательно пальчиком за моим чтением.)

Понравился ли вам рассказ?

Можете ли вы сказать, о чём или о ком этот рассказ? Как вы поняли?

  1. Чтение текста вслух учащимися.

    • Вспомните и расскажите, какие по характеру были щенки?

Найдите и прочитайте доказательства в тексте.

  • Внимательно рассмотрите иллюстрацию к тексту. Покажите щенков на рисунке.

  • Подумайте и объясните, почему автор выбрал для охоты именно Томку?

Докажите словами текста, что вы правы.

  • А теперь подумайте и скажите, что хотел сказать автор этим произведением?

Да, собака – друг и помощник человека. Итог…

6.Чтение индивидуальных заданий. (Приложение 1). Итог.

Физкультурная минутка.

7. Творческая работа учащихся. (Приложение 2).

На прошлом уроке чтения вы каждый выбрали себе друга и помощника. Теперь, пожалуйста, покажите цветом, каким вы его себе представляете. Для этого возьмите восковые мелки.

8. Выставка детских работ. Итог.

9. Итог урока.

  • С творчеством, какого автора мы познакомились на уроке?

  • Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

  • Чему учились?

10. Домашнее задание.

  • Подумать над заданием 3 к рассказу Е. И. Чарушина «Томка»;

  • Познакомиться с рассказом Л. Н. Толстого «Котёнок».

Приложение 1.

Есть собаки охотничьи, есть собаки служебные.

Охотничьи – помогают людям на охоте. И здесь у каждой своя специальность.

Таксы – их называют норными собаками – выгоняют зверей из нор.

Сеттер – найдёт дичь по запаху, молча застынет в стойке и тем укажет охотнику, где затаилась птица.

Служебные собаки помогают охранять государственную границу, пасут и охраняют стада, спасают попавших в беду людей.

Сенбернар, колли, эрдельтерьер – служебные собаки.

Во время Великой Отечественной войны собаки выносили раненых из–под огня, работали связными, помогали разыскивать мины, подтаскивали снаряды.

Собаки помогли людям освоить космос!

Приложение 2.

(Картинки взяты из книжки-раскраски, для работы на уроке они были несколько увеличены)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here