Тема: «Знакомство со звуком и буквой З з».

Цели: Познакомить учащихся со звуком и буквой З з; научить правильно произносить звук З; определять местонахождение звука З в словах; упражнять учащихся в чтении слогов и слов с буквой З.

Развивать фонематический слух учащихся; развивать и обогащать словарный запас, речь учащихся; развивать и коррегировать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, карточки с изображением элементов букв; демонстрационная карточка; слоговая таблица; касса букв; предметные картинки.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

— Тихо садитесь.

— Урок чтения.

— Ребята, сегодня к нам на урок заглянуло солнышко, но оно почему-то очень печальное, грустное. Давайте его развеселим, сделаем так, чтобы оно улыбалось, светило ярко.

— А для этого вам, ребята, нужно хорошо поработать на уроке, активно отвечать, чтобы солнышку понравилось.

II. Артикуляционная гимнастика

— Выполняем артикуляционную гимнастику

1упражнение.

Открывать и закрывать рот.

2 упражнение.

Язычок стал маляром

Аккуратно красит дом.

— Рот открыть. Проводить широким языком вперёд – назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щёк.

3 упражнение.

Надоели превращенья

Лижет язычок варенье

Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

— Молодцы, ребята, хорошо выполняете артикуляционную гимнастику.

III. Повторение изученных звуков и букв. (слайд №1)

— А сейчас повторим изученные звуки и буквы.

— Я показываю, вы называете.

1. а у м о с х ш л ы н р к п т и

2. а у о ы и

м с х ш л н р п т

— Назовите буквы верхнего ряда?

— Какие звуки они обозначают? (гласные).

— Как произносим гласные звуки? (поём, произносим протяжно, они образуют слог).

— Назовите буквы нижнего ряда?

— Какие звуки они обозначают? (согласные).

— Как они произносятся? (быстро, кратко, глухо, звонко).

— Молодцы, ребята, вы очень хорошо произносите звуки и буквы, знаете гласные и согласные звуки. Солнышко вами очень довольно.

IV. Игра «Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква».

А сейчас поиграем в игру и проверим, как хорошо вы знаете изученные буквы.

— Нужно добавить недостающую часть, чтобы получилась буква.

— Молодцы справились и с этим заданием!

V. Чтение слоговой таблицы. (слайд №3)

— Солнышко посмотрит, как вы умеете читать слоги.

м

с

х

ш

л

н

р

к

п

т

а

ма

са

ха

ша

ла

на

ра

ка

па

та

о

мо

со

хо

шо

ло

но

ро

ко

по

то

у

му

су

шу

лу

ну

ру

ку

пу

ту

ы

мы

сы

лы

ны

ры

кы

пы

ты

и

ми

си

хи

ши

ли

ни

ри

ки

пи

ти

— Молодцы! Солнышку понравилось ваше чтение.

VI. Читаем слог и договариваем недостающий. (слайд №4)

— А теперь следующее задание.

— Нужно прочитать слог, договорить недостающий, чтобы получилось слово.

ум . . Ма . .

у . . ра . .

но . . ша . .

— Итак, какие слова получились?

— Давайте прочитаем их.-

— Молодцы! Правильно!

Физминутка

Девочки и мальчики( руки на пояс )

Прыгают как мячики( ритмичные прыжки)

Ножками топают (топание ногами),

Ручками хлопают (хлопки в ладоши),

Глазками моргают(руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают(руки вниз).

VII. Знакомство со звуком и буквой З.

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой З, научимся правильно произносить звук З, будем определять местонахождение звука З в словах, читать слоги и слова с этой буквой.( слайд N5).

1. Знакомство со звуком З.

Дети, давайте представим себе, что мы с вами пошли в лес.

— Как нужно вести себя в лесу? (нужно вести себя тихо, не шуметь, не ломать деревья, кустарники, не сорить в лесу).

— Правильно! Молодцы!

-В лесу много насекомых.

— Какие насекомые живут в лесу? (комары, мухи, жуки, муравьи).

— Подлетели к нам комарики и запели песни.

— Кто знает песенку комара?

З-З-З-З-З

— Комар звенит, зудит.

З-З-З-З-З

— Подлетел большой комар и сердито звенит.

— Как сердито звенит большой комар?

З-З-З-З-З

— Какой звук мы слышали? (звук З).

— Давайте вместе произнесём этот звук?

З-З-З-З-З

— Приложите ладошку к горлышку.

— Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий).

— Как мы обозначим его на схеме? (синим кружочком).

— А вот подлетел к нам маленький комарик и ласково зазвенел.

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ

— Какой звук услышали сейчас?

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ

— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий).

— Так какой же звук услышали в песенке комара? ( звук з)

Молодцы, ребята, правильно произносите звук З.

— Звук З может находиться в начале слова ,в середине и в конце.

— Послушайте слова и определите место звука в слове.

Зоя азбука зебра роза арбуз

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!

2. Знакомство с печатной буквой З з большой и маленькой. (слайд №6)

Звуки [з], [з’] обозначаются буквой З з (демонстрация карточки).

— Из каких частей состоит буква З з ?(из 2-х полуовалов).

— Обведите пальчиком букву З з( дети обводят букву З з из наждачной бумаги на карточках).

VIII. Работа с кассой букв.

Давайте найдём букву З в большой кассе.

— А теперь найдите место буквы З у себя в кассах.

— Молодцы, дети, солнышко очень довольно вашей работой.

IX. Конструирование буквы из шнурка.

Как вы думаете, из чего можно сконструировать букву З ? ( из проволоки, из ниток, из спичек).

— У вас на парте шнурок. Сконструируйте букву З из шнурка.

— Молодцы! Все справились!

X. Работа с загадкой.

— Ребята, послушайте загадку.

На эту букву посмотри:

— Она совсем как цифра три.

— О какой букве эта загадка?

— Почему буква З сравнивается с цифрой з?

— Чем похожа буква З и цифра з? (состоят из 2-х овалов).

— Чем они отличаются? (у буквы З овалы одинакового размера, у цифры З верхний овал меньше нижнего).

-Напечатайте карандашом на листочке букву З .

Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба)

Руки поднимать,

Приседать и вставать(3-4 раза)

Прыгать и скакать(10 прыжков)

XI. Работа по букварю

  1. Откройте букварь и найдите на странице букву З з

— Большую букву покажите и обведите пальчиком.

— Маленькую букву покажите и обведите пальчиком.

— Что изображено на картинке слева вверху? (замок).

— Для чего нужен замок?

Давайте хором произнесём это слово.

Где услышали звук З в слове?( в начале).

2) Прочитаем букву на странице в правом верхнем углу. ( з-з-з).

А теперь прочитаем слоги .(за ,зо ,зу, зы).

3) –А теперь посмотрите на картинку слева.

-Кто изображён на картинке?(комары).

-Давайте прочитаем предложение под картинкой.( чтение хором).

-Атеперь посмотрите на картинку справа.

-Кто изображён на картинке ?( девочка).

-Давайте хором прочитаем как её зовут?(Лиза).

-Почему это слово написано с большой буквы?

-Что делает Лиза?(любуется цветами).

-Какие цветы изображены на картинке?(розы).

-Что сделала Лиза? (сорвала розу).

-Лизе нравится запах розы.

-А теперь прочитаем слова в столбике.

Чтение слов учителем, дети следят.

Заноза-острый кусочек чего либо,вонзившийся под кожу и причиняющий боль.

Чтение хором.

Чтение по «цепочке».

Беседа.

-Ребята, посмотрите и скажите , как называется этот цветок?(роза)

-Что можно сказать о розе?( красивая, красная ,пахучая).

-А какого цвета бывают розы?(белые, жёлтые,оранжевые,красные).

-Где растут розы?( в саду, на клумбе).

-Как вы думаете, для чего люди сажают розы?( чтобы любоваться ими, дарить другу ).

-Посмотрите,что на веточке у розы?(колючки или шипы).

-Поэтому розы нужно брать осторожно,иначе может быть заноза.

Чтение текста.

Чтение текста учителем.

-О чём этот текст?( о розе).

Чтение текста учащимися по «цепочке»и ответы на вопросы.

-Молодцы,ребята, солнышку понравилась ваша работа.

XII. Работа с разрезной азбукой

Составим в кассе букв слово За-хар (на доске и в кассах индивидуально).

1-й слог — За (1й звук [З] обозначим буквой З, 2й звук [а] обозначим буквой а).

2й слог — хар(1й звук [х] обозначим буквой х, 2-й звук [а] обозначим буквой а, 3й звук [р] обозначим буквой р).

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Солнышко радуется.

Самостоятельное составление слова ро-за в кассе букв после предварительного анализа.

1-й слог-ро (1й звук [р] обозначим буквой р, 2й звук [о] обозначим буквой о).

— 2-й слог-за(1-й звук [з] обозначим буквой з,2-й звук [а] обозначим буквой а).

— Молодцы!

XIII. В названии каких предметов встречается звук З. (слайд №7)

XIV. Игра «Хлопки».

— А сейчас солнышко посмотрит как вы умеете слышать звук З.

Хлопните в ладоши, если услышите звуки З и З.

Резиновую Зину

Купили в магазине

Резиновую Зину

В корзине принесли

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины –

Измазалась в грязи.

Молодцы!

XV. Итог урока.

— Ребята, с каким новым звуком и буквой познакомились сегодня на уроке?

— Что делали сегодня на уроке?

— Ребята, посмотрите на солнышко, оно улыбается. Ему очень понравилась ваша работа на уроке. Все были активными. Солнышко каждому из вас дарит свою улыбку.

Урок окончен. (слайд №8)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here