МКОУ «Школа – интернат №3 VIII вида»
Урок чтения и развития речи
1 класс
Тема: Звук и буква Дд.
Составила: Языкова Тамара Степановна
учитель начальных классов
высшая категория
Прокопьевск 2013
Чтение и развитие речи
1 класс
Тема урока: Звук и буква « Д д».
Цели урока:
-
Ознакомить со звуком и буквой « Д д». Учить читать слова с буквой Д.
-
Коррекция фонематического слуха, мелкой моторики, мышления, речи.
-
Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Задачи: Учить применять полученные знания при ознакомлении с новым звуком и буквой. Преодолевать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств.
Ход урока
I.Орг.момент
а).- Садятся дети, чьё имя начинается с гласного звука, с согласного звука.
б). — Какой урок? — Чему учимся на уроке? — Где пригодятся знания?
II.Сообщение целей и плана урока
— Отправимся за новыми знаниями. Познакомимся с новым звуком и буквой, а каким узнаете позже. Закрепим умение в чтении слогов и слов с изученными буквами, стараться правильно говорить.
План урока (Поэтапный, картинный висит на доске).
-
Подготовим наших помощников (картинка с изображением пальцев и лицо с открытым ртом).
-
Проверим домашнее задание (картинка домика).
-
Отдохнём (на картинке дети делают зарядку).
-
Ознакомимся с новым звуком и буквой (вопросительный знак).
-
Поработаем по учебнику (ребёнок с книгой в руках).
III. Психологический настрой
— Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроим на урок. Дети говорят стихотворение (хором).
Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
IV. Упражнения для пальцев рук
( Используются массажные шарики «Су – джок» и сопровождается стихотворением «Пальцы – дружная семья».
Пальцы – дружная семья, друг без друга нам нельзя (сжимаем шарик).
Вот большой! А это средний.
Безымянный и последний – наш мизинчик, малышок!
У-у-у! Указательный забыли (катаем шарик по пальцам).
Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять…
Мы рога козы покажем. И рога оленя даже…
Мы про зайку не забудем — ушками водить мы будем (показывают рога и уши животных).
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить ( выполняют упражнение «Ребро, кулак, ладонь»).
V. Дыхательная гимнастика
Игра «Раз, два, три – без ошибки повтори».
-
Вдох – на выдох – а, у, и.
-
Вдох – на выдох – я, ю, е
VI. Артикуляционная гимнастика (в стихах, сопровождается показом картинок).
-
Круглый рот.
2.Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
3. А теперь слонёнок я — хоботок есть у меня.
4. Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
5. Язык иголочкой потом и потянем остриём.
6.На качелях я качаюсь – вверх, вниз, вверх, вниз.
7.Я лошадка – Серый Бок! (4 раза цокают). Я копытцем постучу (4 раза цокают). Если хочешь – прокачу ( 4 раза цокают).
VII. Проверка домашнего задания
1.Дети задают друг другу вопросы.
-Какие бывают звуки?
-Как определяем гласный звук?
-Как определяем согласный звук?
2.Беззвучная артикуляция а, у, м, и, ц. (Дети сигналами показывают гласный или согласный и говорят).
3.Чтение слогов.
ЛИ – СА – МА – КИ – НО – СИ – ЛА
а) Шепотом.
б) Цепочкой.
в) Хором: медленно – тихо, громко – быстро.
г) Из слогов составьте слова и объясните их значение.
VIII. Физминутка (речевая)
Вот помощники мои. Их как хочешь — поверни.
Так и эдак, эдак – так – не обидятся никак.
Руки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх, в сторону и накрест.
Тук – тук – повернёмся мы вокруг.
I Х. Ознакомление с новым материалом
1.Беседа около экологического букваря.
— Какое время года наступило? Какая стала погода? Правильно. Стало теплее. Дети больше играют на улице, радуются солнцу, поют песни. Мы пришли в лес. Как хорошо, красиво в лесу, хочется петь. Давайте споём песню. (Дети поют и имитируют игру на инструментах).
« Я на дудучке играю – ду – ду – ду. А потом на балалайке – динь – динь – динь». — «Динь, динь. Ду,ду.»
— Какой первый звук?
— Какой звук и букву будем учить?
2.Ознакомление со звуком.
а). Артикуляция звука « д» ( с зеркалом). Определение согласный или гласный, звонкий или глухой.
б). Игра «Поймай звук» (хлопают в ладоши).
В звуках: а, о, м, д, в, п ,д, у, ж, д, ш, з, д.
В слогах: ка, то, да, ты, мы, ки, до, ха, ра, ду.
В словах: дом, парта, помидор, окно, друг, кружка, солдат, стол, дятел.
в). Упражнение «Ленивые восьмёрки» в сопровождении стихотворения о весне. г). Работа у экологического букваря.
— Найдите картинки, в названиях которых есть звук «д» и определите место звука в слове. (Дом, двери, ведро, дерево, дым, радуга, дорога, дети, вода).
— Как нужно относиться к природе? Молодцы! Будьте природе другом.
д).- В песне «Если с другом вышел в путь» услышьте слова со звуком «д».(1 куплет)
Если с другом вышел в путь, веселей дорога
Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями много
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной.
3.Буква Д д.
Картинка ( дятел). Называние слова, определение первого звука. Ознакомление с буквой. Показ буквы. Раздать букву детям под музыку. Заселение буквы в свой домик в кассе букв. Расположение в кассе букв.
— Вы узнаёте новые буквы, запоминаете их, составляете из них слоги, слова. Это всё вам пригодится в жизни. Чтобы лучше запомнить выполним упражнения.
1). На что похожа? – На домик.
2).Тактильное восприятие.
а) Буква из наждачной бумаги.
б) Сделать из проволоки.
в) Выложить фасолью на песке.
3). Показать телом (руки вверх – домик).
4). Напечатать на спине товарища.
5). На полу правой ногой,
6). Упражнение « Носорог».
7). Упражнения для закрепления образа буквы.
Игра « Найди букву».
а) Среди букв на столе.
б) На кубике, на плакате «Звуки и буквы».
в) На таблице
г) « Зашумлённые буквы».
4. Составление слогов ( абаки).
— ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ.
X. Работа в учебнике.
1). — Найдите квадрат. Какого он цвета? Почему? Какая написана буква? Покажите большую букву, маленькую букву. Чем различаются буквы? (Размером).
— Справа от буквы написаны слоги. Прочитайте их.
— Слева, что нарисовано? (Дом). – Прочитаем.
-Что это? ( Дома) (показ картинки).
2). — Сделаем звуко – буквенный анализ слова ДОМА.
3). Чтение слов с.92 . Объяснение значения каждого слова.
XI. Итог.
— С какой буквой познакомились? Какой это звук?
XII. Оценивание работы учащихся.
Пояснение.
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида.
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения. Психологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие.
Нарушение фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, психических процессов у учащихся с нарушением интеллекта приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения: запоминание образа буквы, деление слова на составные части, выявление каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог.
Кроме общих недостатков, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные группам или отдельным ученикам. Встречаются дети с тяжёлыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности. Всё это создаёт дополнительные трудности в усвоении такими первоклассниками навыков чтения.
Для работы с подобными группами детей нужны дополнительные приёмы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков и ориентированные на более длительные сроки обучения.
МКОУ «Школа – интернат №3 VIII вида»,
Т.С. Языкова,
учитель начальных классов
высшей категории.
Литература
«Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе» А.К.Аксёнова Москва «Владос» 2000г.