Урок чтения

в 8 классе ГКОУ школе-интернате станицы Березанской Выселковского района Краснодарского края учителя русского языка и литературы Кривуля Ирины Николаевны

Тема: «Русский характер» А.Н.Толстой

Цель: учить учащихся беглому и осмысленному чтению : близкому к’ тексту и краткому пересказу ; развивать связную речь, память, мышление, пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к Родине, к людям, которым присуще высшее качество русского характера – человеческая красота.

Оборудование: презентация об А.Н. Толстом, СД «Курская битва», «Баллада о солдате», интерактивная доска, портреты Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, маршала Г.К.Жукова, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.

Ход урока :

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель : Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей . (А урок у нас необычный).И я очень хочу, чтобы вы все работали с полной отдачей и показали всё, что вы умеете делать . Проверьте , все ли у вас готово к уроку? Сели правильно, держите спину ровно , ноги вместе . И внимательно слушайте .

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.Н.Толстого

«Русский характер».

Найдите портрет А.Н.Толстого. Кто изображен на втором портрете? Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?

Учитель : Откройте тетради, запишите число, месяц, тему урока. На уроке мы будем читать, пересказывать по плану, работать над содержанием рассказа. А.Н.Толстой создал цикл рассказов, которые так и назывались «Рассказы Ивана Сударева». Летом 1942 года А.Н.Толстой часто встречался с военными людьми и рассказанные ими истории послужили основой для сюжетов его рассказов.

III. Проверка домашнего задания. Ребята, что вам было задано на дом ?

а) выразительно читать 2-ю часть рассказа А.Н. Толстого «Русский характер»;

б) подготовить пересказ II части по плану, записанному в тетрадь;

в) Отвечать на вопросы.

1. Чтение 2 части цепочкой .

Учитель: Давайте прочитаем 2 часть рассказа цепочкой и постараемся передать все чувства и переживания Егора Дремова в родительском доме.

2. Работа по вопросам:

— Какие чувства охватили Егора Дремова в родительском доме?

Почему Егор назвался чужим именем ?

Почему мама (Егора Дремова) не узнала своего сына по голосу? Докажите ответ строками из текста.

Как вы думаете, почему отец, Егор Егорович, так спокойно отреагировал на приезд сына?

А почему за ужином мать пристально следила за его рукой с ложкой?

— Как и где спал Егор Дремов? О чем думал? Ответ найдите в тексте, прочитайте.

Как вы понимаете значение выражение «лежал ничком»

Покажите, как это «лежать ничком». Как прошла встреча Егора с Катей? — -Почему он решил твердо уйти сегодня же?

С каким чувством он покинул родной дом? Ответ прочитайте.

— Подберите синонимы к прилагательным сиплый, родительский.

-А где ваш родной дом, ребята? Как называется ваша Родина? Ваша малая Родина? Назовите столицу нашей Родины, малой Родины.

— Как сказать по-другому : Егор был угнетен?

— Ребята, в тексте встретилось слово «верста». Найдите и прочитайте, сколько верст шел со станции до родного дома Егор Дремов ? Посчитайте, сколько км прошел Егор Дремов? Запишите в тетрадь. Егор Дремов прошел пешком 19 км 206 метров.

3. Пересказ по плану. записанному в тетрадях .

— Как мы ее озаглавили?

— Прочитайте заголовок, план.

В отпуске на Родине.

1. Переживания Егора Дремова.

2. Встреча с родителями .

3. Ужин в родительском доме .

4. Ночь мучений .

5. Встреча с Катей Малышевой .

6. Уход из дома.

Саша, перескажи 2-ю часть рассказа .

Учитель: Хорошо, Саша, ставлю тебе «5» за пересказ.

-Ребята, какой вывод мы сделаем по 2-ой части?

Учитель: Да, ребята, нелегкое выпало испытание на долю Егора Дремова, но это был человек сильного характера. И что было дальше, мы узнаем из нового материала.

Итог домашнего задания. Выставление оценок. Физминутка.

Сейчас проведем небольшую минутку отдыха, закройте глаза, расслабьтесь, спинку откиньте на стул, руки положите на колени. Думайте о хорошем. Постарайтесь представить себе будущую встречу Егора и Кати. Они стоят рядом, смотрят друг на друга любящими глазами, говорят ласковые добрые слова. Не могут налюбоваться, не могут поверить в то, что они преодолели все тяготы разлуки и теперь всю жизнь будут вместе, неразлучно.

А теперь откройте глаза, вдохните, выдохните, встряхнитесь. Продолжаем работать.

4. Новый материал.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сейчас мы с вами будем читать заключительную 3-ю часть рассказа А.Н.Толстого «Русский характер». В чем заключается великая сила русского характера ?

2. Чтение детьми 3 части про себя .

3. Работа над содержанием, по вопросам.

В какое время происходят действия, описанные в рассказе? В каком году началась и в каком году закончилась война? Запишите в тетрадях годы войны. Назовите эти годы. Сколько дней шла война? Кто напал на нашу Родину?

Посчитайте и скажите, сколько лет прошло со Дня победы над Германией? Гена считает у доски, а вы в тетрадях.

Во время какого побоища был подбит танк Егора Дремова? Покажите на карте город Курск. Посмотрите документальную хронику «Курская битва» и послушайте историческую справку о Курской битве.

— Запишите в тетрадях .

Курская битва началась 5 июля и закончилась 23 августа. Ребята, наши кубанцы тоже внесли достойный вклад в дело разгрома врага. Об этом расскажет нам Антон.

В Краснодарском крае действовали 86 партизанских отрядов. Наиболее известен был отряд под командованием Петра Карповича Игнатова. Его сыновья — Евгений и Гена погибли, выполняя задание на железной дороге. На Кубани зверствовала зондеркоманда СС, в поселке Заречном впервые были задушены 400 больных в душегубках, замучены и убиты 61 тысяча кубанцев, около 32 тысяч юношей и девушек угнали в Германию на каторжные работы. 1 февраля исполнилось 69 лет со дня освобождения Выселковского района от фашистов.

Нельзя не вспомнить наших женщин – летчиц: Полину Осипенко, Евгению Жигуленко, Елену Бершанскую. которых называли немцы «ночными ведьмами». Эти женщины тоже участвовали в Курской битве. Не смотря на все трудности войны, мы выстояли и победили, и вклад кубанцев в победу в Великой Отечественной войне очень весом. Книгу о юных братьях-героях Игнатовых вы можете взять у меня и прочитать.

-А сейчас продолжим работу по прочитанному тексту.

— Куда вернулся Егор после отпуска на Родину?

-Как вы понимаете значение слова «тыл»?

Составьте красивые предложения со словом «тыл».

— Сделаем морфологический разбор существительного «в тылу». Кристина выполнит на доске, а все – в тетрадях.

В тылу (в чем?)–существительное, н.ф. – тыл, нарицательное, неодушевленное, единственное число, мужской род, 2-е склонение.

— Подберите однокоренные слова к слову «тыл». Какой здесь корень?

4. Чтение рассказа учащимися по ролям.

— Слова автора читает Валера, Егора – Антон, слова мамы — Настя, Кати – Катя, солдата – Валера.

-Сделайте вывод: В чем же заключается великая сила русского характера? (Читают учащиеся 2-3 группы, вывод из учебника).

5. Озаглавьте 3 часть.

Эту часть можно озаглавить «встреча с родными», а больше всего, мне кажется, подходит название «Русский характер».- Запишите в тетрадь название 3-ей части » Русский характер».

6. Деление рассказа на части, составление плана, запись в тетради, чтение и озаглавливание каждой части.

План . 1. Возвращение в полк .

2. Письмо от матери .

3. Письмо родителям .

4. Встреча с матерью и Катей.

7. Работа по содержанию.

— О чем писала мать Егору?

Как вы думаете, прав был Егор Дремов, скрывая от близких свое несчастье ? Почему?

Почему Егор сам себя в письме назвал невежей? Что означает слово невежа?

Невежа, невежда — значат одно — незнайка и произведены от одного корня – вед — ведать, знать. Невежа-«грубиян», тот, кто не соблюдает правил обращения . Невежа — несведущий, необразованный .

Чем красивы поступки этих людей?

Слово учителя: Если бы в наше время такое горе случилось с Егором, то ему бы полностью восстановили лицо таким, каким оно и было раньше. У нас в городе Краснодаре и в г. Сочи есть прекрасные клиники, где делают пластические операции. Вспомните случай с Элеонорой Кондратюк, фотомоделью, который произошел несколько лет назад . Ей кислотой сожгли лицо . Но в клиниках Элеоноре уже почти восстановили прежний облик .

-В каких словах рассказа заключается его главная мысль? Прочитайте.

В чьих поступках проявился русский характер?

— В минуту опасности русские женщины самоотверженно сражались с врагом наравне с мужчинами и сегодня нельзя не вспомнить Лизу Чайкину, Зою Космодемьянскую, чьи подвиги навеки остались в памяти людской. Красоту души русских женщин, силу характера русских женщин в своих стихах, поэмах, рассказах воспевают великие русские поэты А.С.Пушкин, Н.А. Некрасов. Послушайте отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос».

Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц, —

Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:

«Пройдет — словно солнцем осветит, посмотрит — рублем подарит !»

Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет .

Но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет,

Цветет красавица миру на диво: румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка …

-А сейчас я вас хочу познакомить с удивительным фильмом «Баллада о солдате». Судьба героя фильма очень похожа на судьбу Егора Дремова. Я

покажу вам самый драматичный эпизод из этого фильма. В этом фильме другие герои, но идея и сюжет очень схожи. И у этих героев очень сильный характер. Посмотрите небольшой отрывок из фильма.

-А теперь, ребята, скажите , в чем же сила русского характера?

— Кто в рассказе проявил русский характер?

Итог урока. Оценки.

Задание на дом: 1,2.3 группа – читать 3 часть рассказа.

1,2 группа — пересказ подробный 3 части по плану, 3 группа – читать, отвечать на вопросы .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here