Урок чтения
в 8 классе ГКОУ школе-интернате станицы Березанской Выселковского района Краснодарского края учителя русского языка и литературы Кривуля Ирины Николаевны
Тема: «Русский характер» А.Н.Толстой
Цель: учить учащихся беглому и осмысленному чтению : близкому к’ тексту и краткому пересказу ; развивать связную речь, память, мышление, пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к Родине, к людям, которым присуще высшее качество русского характера – человеческая красота.
Оборудование: презентация об А.Н. Толстом, СД «Курская битва», «Баллада о солдате», интерактивная доска, портреты Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, маршала Г.К.Жукова, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.
Ход урока :
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель : Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей . (А урок у нас необычный).И я очень хочу, чтобы вы все работали с полной отдачей и показали всё, что вы умеете делать . Проверьте , все ли у вас готово к уроку? Сели правильно, держите спину ровно , ноги вместе . И внимательно слушайте .
II. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.Н.Толстого
«Русский характер».
Найдите портрет А.Н.Толстого. Кто изображен на втором портрете? Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?
Учитель : Откройте тетради, запишите число, месяц, тему урока. На уроке мы будем читать, пересказывать по плану, работать над содержанием рассказа. А.Н.Толстой создал цикл рассказов, которые так и назывались «Рассказы Ивана Сударева». Летом 1942 года А.Н.Толстой часто встречался с военными людьми и рассказанные ими истории послужили основой для сюжетов его рассказов.
III. Проверка домашнего задания. Ребята, что вам было задано на дом ?
а) выразительно читать 2-ю часть рассказа А.Н. Толстого «Русский характер»;
б) подготовить пересказ II части по плану, записанному в тетрадь;
в) Отвечать на вопросы.
1. Чтение 2 части цепочкой .
Учитель: Давайте прочитаем 2 часть рассказа цепочкой и постараемся передать все чувства и переживания Егора Дремова в родительском доме.
2. Работа по вопросам:
— Какие чувства охватили Егора Дремова в родительском доме?
— Почему Егор назвался чужим именем ?
— Почему мама (Егора Дремова) не узнала своего сына по голосу? Докажите ответ строками из текста.
— Как вы думаете, почему отец, Егор Егорович, так спокойно отреагировал на приезд сына?
— А почему за ужином мать пристально следила за его рукой с ложкой?
— Как и где спал Егор Дремов? О чем думал? Ответ найдите в тексте, прочитайте.
— Как вы понимаете значение выражение «лежал ничком»
— Покажите, как это «лежать ничком». Как прошла встреча Егора с Катей? — -Почему он решил твердо уйти сегодня же?
—С каким чувством он покинул родной дом? Ответ прочитайте.
— Подберите синонимы к прилагательным сиплый, родительский.
-А где ваш родной дом, ребята? Как называется ваша Родина? Ваша малая Родина? Назовите столицу нашей Родины, малой Родины.
— Как сказать по-другому : Егор был угнетен?
— Ребята, в тексте встретилось слово «верста». Найдите и прочитайте, сколько верст шел со станции до родного дома Егор Дремов ? Посчитайте, сколько км прошел Егор Дремов? Запишите в тетрадь. Егор Дремов прошел пешком 19 км 206 метров.
3. Пересказ по плану. записанному в тетрадях .
— Как мы ее озаглавили?
— Прочитайте заголовок, план.
В отпуске на Родине.
1. Переживания Егора Дремова.
2. Встреча с родителями .
3. Ужин в родительском доме .
4. Ночь мучений .
5. Встреча с Катей Малышевой .
6. Уход из дома.
—Саша, перескажи 2-ю часть рассказа .
Учитель: Хорошо, Саша, ставлю тебе «5» за пересказ.
-Ребята, какой вывод мы сделаем по 2-ой части?
Учитель: Да, ребята, нелегкое выпало испытание на долю Егора Дремова, но это был человек сильного характера. И что было дальше, мы узнаем из нового материала.
Итог домашнего задания. Выставление оценок. Физминутка.
— Сейчас проведем небольшую минутку отдыха, закройте глаза, расслабьтесь, спинку откиньте на стул, руки положите на колени. Думайте о хорошем. Постарайтесь представить себе будущую встречу Егора и Кати. Они стоят рядом, смотрят друг на друга любящими глазами, говорят ласковые добрые слова. Не могут налюбоваться, не могут поверить в то, что они преодолели все тяготы разлуки и теперь всю жизнь будут вместе, неразлучно.
А теперь откройте глаза, вдохните, выдохните, встряхнитесь. Продолжаем работать.
4. Новый материал.
1. Вступительное слово учителя.
— Ребята, сейчас мы с вами будем читать заключительную 3-ю часть рассказа А.Н.Толстого «Русский характер». В чем заключается великая сила русского характера ?
2. Чтение детьми 3 части про себя .
3. Работа над содержанием, по вопросам.
— В какое время происходят действия, описанные в рассказе? В каком году началась и в каком году закончилась война? Запишите в тетрадях годы войны. Назовите эти годы. Сколько дней шла война? Кто напал на нашу Родину?
— Посчитайте и скажите, сколько лет прошло со Дня победы над Германией? Гена считает у доски, а вы в тетрадях.
— Во время какого побоища был подбит танк Егора Дремова? Покажите на карте город Курск. Посмотрите документальную хронику «Курская битва» и послушайте историческую справку о Курской битве.
— Запишите в тетрадях .
Курская битва началась 5 июля и закончилась 23 августа. Ребята, наши кубанцы тоже внесли достойный вклад в дело разгрома врага. Об этом расскажет нам Антон.
—В Краснодарском крае действовали 86 партизанских отрядов. Наиболее известен был отряд под командованием Петра Карповича Игнатова. Его сыновья — Евгений и Гена погибли, выполняя задание на железной дороге. На Кубани зверствовала зондеркоманда СС, в поселке Заречном впервые были задушены 400 больных в душегубках, замучены и убиты 61 тысяча кубанцев, около 32 тысяч юношей и девушек угнали в Германию на каторжные работы. 1 февраля исполнилось 69 лет со дня освобождения Выселковского района от фашистов.
Нельзя не вспомнить наших женщин – летчиц: Полину Осипенко, Евгению Жигуленко, Елену Бершанскую. которых называли немцы «ночными ведьмами». Эти женщины тоже участвовали в Курской битве. Не смотря на все трудности войны, мы выстояли и победили, и вклад кубанцев в победу в Великой Отечественной войне очень весом. Книгу о юных братьях-героях Игнатовых вы можете взять у меня и прочитать.
-А сейчас продолжим работу по прочитанному тексту.
— Куда вернулся Егор после отпуска на Родину?
-Как вы понимаете значение слова «тыл»?
— Составьте красивые предложения со словом «тыл».
— Сделаем морфологический разбор существительного «в тылу». Кристина выполнит на доске, а все – в тетрадях.
В тылу (в чем?)–существительное, н.ф. – тыл, нарицательное, неодушевленное, единственное число, мужской род, 2-е склонение.
— Подберите однокоренные слова к слову «тыл». Какой здесь корень?
4. Чтение рассказа учащимися по ролям.
— Слова автора читает Валера, Егора – Антон, слова мамы — Настя, Кати – Катя, солдата – Валера.
-Сделайте вывод: В чем же заключается великая сила русского характера? (Читают учащиеся 2-3 группы, вывод из учебника).
5. Озаглавьте 3 часть.
—Эту часть можно озаглавить «встреча с родными», а больше всего, мне кажется, подходит название «Русский характер».- Запишите в тетрадь название 3-ей части » Русский характер».
6. Деление рассказа на части, составление плана, запись в тетради, чтение и озаглавливание каждой части.
План . 1. Возвращение в полк .
2. Письмо от матери .
3. Письмо родителям .
4. Встреча с матерью и Катей.
7. Работа по содержанию.
— О чем писала мать Егору?
— Как вы думаете, прав был Егор Дремов, скрывая от близких свое несчастье ? Почему?
—Почему Егор сам себя в письме назвал невежей? Что означает слово невежа?
Невежа, невежда — значат одно — незнайка и произведены от одного корня – вед — ведать, знать. Невежа-«грубиян», тот, кто не соблюдает правил обращения . Невежа — несведущий, необразованный .
— Чем красивы поступки этих людей?
Слово учителя: Если бы в наше время такое горе случилось с Егором, то ему бы полностью восстановили лицо таким, каким оно и было раньше. У нас в городе Краснодаре и в г. Сочи есть прекрасные клиники, где делают пластические операции. Вспомните случай с Элеонорой Кондратюк, фотомоделью, который произошел несколько лет назад . Ей кислотой сожгли лицо . Но в клиниках Элеоноре уже почти восстановили прежний облик .
-В каких словах рассказа заключается его главная мысль? Прочитайте.
— В чьих поступках проявился русский характер?
— В минуту опасности русские женщины самоотверженно сражались с врагом наравне с мужчинами и сегодня нельзя не вспомнить Лизу Чайкину, Зою Космодемьянскую, чьи подвиги навеки остались в памяти людской. Красоту души русских женщин, силу характера русских женщин в своих стихах, поэмах, рассказах воспевают великие русские поэты А.С.Пушкин, Н.А. Некрасов. Послушайте отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос».
… Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц, —
Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнцем осветит, посмотрит — рублем подарит !»
Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет .
Но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет,
Цветет красавица миру на диво: румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка …
-А сейчас я вас хочу познакомить с удивительным фильмом «Баллада о солдате». Судьба героя фильма очень похожа на судьбу Егора Дремова. Я
покажу вам самый драматичный эпизод из этого фильма. В этом фильме другие герои, но идея и сюжет очень схожи. И у этих героев очень сильный характер. Посмотрите небольшой отрывок из фильма.
-А теперь, ребята, скажите , в чем же сила русского характера?
— Кто в рассказе проявил русский характер?
Итог урока. Оценки.
Задание на дом: 1,2.3 группа – читать 3 часть рассказа.
1,2 группа — пересказ подробный 3 части по плану, 3 группа – читать, отвечать на вопросы .