Урок литературного чтения.
ТЕМА: Случай в лесу в рассказе В. Бианки «Еж-спаситель».
2 класс.
(программа «Начальная школа 21 века)
Подготовила: Краснякова Ирина Владимировна учитель МОУ «СОШ№4» г.Калачинска.
Калачинск-2011
ТЕМА: Случай в лесу в рассказе В. Бианки «Еж-спаситель».
ЦЕЛИ: — познакомить с произведением, рассмотреть поведение героев, их чувства, выяснить причины поступков, раскрыть замысел автора;
— развивать навык чтения, умение ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой, работать совместно с товарищами;
— воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброе отношение к животным.
Оборудование:
-
Иллюстрации ежей (даурский, ушастый, темноиглый (лысый), обыкновенный)
-
Иллюстрация гадюки
-
Портрет В. Бианки
-
Выставка книг писателя
-
Толковые словари русского языка у детей
-
Плакат «О братьях наших меньших»
-
Плеть
Оформление доски:
Доска оформлена в виде лесной поляны, тема урока закрыта, на доске плакат, портрет В.Бианки, написаны слова трудные для чтения.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Орг. момент. | -Сейчас у нас урок литературного чтения. | Доклад дежурного командира о готовности класса к уроку. |
2.Речевая разминка. Актуализация знаний | — Какой раздел учебника мы читаем? — Кого называют братьями меньшими? — Чего ждете от сегодняшнего урока? — А о ком мы будем говорить, скажите когда отгадаем загадку. Он о себе говорит так: У меня торчат кругом Тысячи иголок У меня с любым врагом Разговор короток (Ежик) — Разговор пойдет о ежике.(вывешивается иллюстрация ежа обыкновенного) — Вначале урока проведем речевую разминку. Проговорим скороговорку: Еж под елкою сидит Еж ежихе говорит: «Ежевики дай ежонку Если нарисует елку». — Произнесем с нужной интонацией предложение: Ежик быстро бежит по дорожке! Из чего ежик делает себе гнездо? — Ответьте на свой вопрос — Прочитав тексты на партах, вы узнаете много интересного о ежах. (текст из энциклопедии «Я познаю мир» делится на 4 отрывка, отрывок получает каждый ученик) — Что вы узнали о ежах ? (по ходу ответов на доске появляются иллюстрации ежей разных видов)
| -ответы на вопросы
-отгадывание загадки
-проговаривание скороговорки хором, по рядам, индивидуально
-произношение индивидуально шепотом, вслух, хором.
-чтение отрывков самостоятельно, ответы на вопрос
|
3.Сообщение темы и целей урока. | А сегодня на уроке мы побываем в лесу. — Тема урока: Случай в лесу в рассказе В. Бианки «Еж – спаситель» -Что мы сделаем за урок? Учитель обобщает ответы уч-ся. |
-ответы детей: прочитаем рассказ, поделимся впечатлениями, рассмотрим, какой случай произошел в лесу, узнаем, кого спас еж, рассмотрим иллюстрации, подберем к ним отрывки, выполним задания в тетради, вспомним о творчестве писателя. |
3.Словарная работа. | — Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов. Где можно посмотреть значения слов? — Если нет в конце текста, как узнать значение слова? (в толковом словаре) Дифференцированная работа: Зафуфукал, засеменил – в конце текста Плеть – в толковом словаре -объясним значение слов (показать плеть)
— Прочитаем слова, которые при чтении вызовут затруднение: сорвавшись, опомнилась, поскользнулась, вскрикнула, вскинулась.
| —ответы на вопросы
-сильные обучающиеся работают с толковыми словарями, слабые с учебником
-чтение хором по слогам, целыми словами |
4.Знакомство с текстом. Проверка восприятия. | — Чтение сильными учащимися и учителем. — Поделитесь своими впечатлениями, мыслями, чувствами. — Кто автор рассказа? — Как В. Бианки озаглавил свой рассказ?
| —сильные обучающиеся читают текст, слабые- следят по тексту -ответы на вопросы |
5. Физминутка | Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик встал и потянулся. | -выполнение движений |
6.Работа над содержанием текста. Выборочное чтение. | — Мы с вами рассмотрим содержание рассказа Работа в группах(задание на карточках получает каждая группа) — Прочитаете рассказ самостоятельно. Найдите в тексте строчки: 1 ряд (две группы) – которые относятся к иллюстрации 2 ряд (две группы) – встреча Маши и змеи 3 ряд (2 группы) – как еж сражался со змеей Учитель помогает каждой группе. Проверка выполнения задания. 1 ряд. — Какие строчки относятся к иллюстрации? — Что почувствовала Маша? — Из каких слов видно, что ей больно? — Как художник показал, что Маше больно? — Какие чувства по отношению к Маше вы испытываете?
2 ряд — Прочитайте как Маша встретилась со змеей — Какие слова помогают представить змею? — Посмотрите – это гадюка? (на доске появляется иллюстрация.) — Какие действия совершала змея? — Что испытывала девочка? — Какие слова использует автор, чтобы показать страх девочки? — Как вы понимаете эти слова?
3 ряд — Прочитайте как еж сражался со змеей? — Какие действия совершала змея? — Как понимаете слова «как плетью ударила»? — Как еж отреагировал на её нападение? — О чем это говорит? — Как повела себя гадюка? — Почему? — Обратим внимание на дальнейшее поведение ежа. Прочитаем. — Почему автор использует слово «лапками»? — Как вы думаете, чем закончится эта схватка? — Как повела себя Маша? — Какие чувства вы сейчас испытали?
| -работа в группах: чтение рассказа, поиск отрывков в тексте
-выборочное чтение, ответы на вопросы, работа по иллюстрации, высказывание своих чувств (на вопросы отвечает весь класс) |
7.Работа в тетради. | — Откройте тетради на стр. 12, выполним упр. 2. — Как вы думаете, почему автор так озаглавил свой рассказ? — Понимал ли еж, что он спасает Машу? -Почему же автор так озаглавил рассказ?
| -самостоятельная работа в тетради |
8.Просмотр видеофрагмента | — Что хотел В. Бианки показать нам, написав свой рассказ? — Кому из вас хотелось бы, чтобы у него жил ежик? — Давайте порассуждаем на тему «Хорошо бы ежику жилось дома» — Посмотрим видеофрагмент и узнаем, почему еще нельзя брать ежика домой? (Видеофильм из серии «Биология», млекопитающие, всеядные)
| -ответы на вопросы, высказывание своих мыслей
-просмотр видеофрагмента, ответы на вопрос |
9.Рассказ о В. Бианки | (На доске портрет В.Бианки) -Какой рассказ прочитали? — Вас чему-нибудь научил этот рассказ? — Вспомним, кто написал такой интересный рассказ? — Что вы знаете об этом писателе? -Какие рассказы В. Бианки читали, о ком они? Рассказ учителя о В.Бианки. (Обращение к выставке книг) — Его книги можно взять в библиотеке.
| -ответы на вопросы
—дети показывают книги В.Бианки, говорят о прочитанных рассказах |
10.Итог. | -Подведем итог по схеме Я узнал – Я понял – Мне захотелось –
Отметки.
| -продолжение предложений
-выставление отметок в дневник |
11.Домашнее задание по выбору. |
| -запись домашнего задания |