Ведрова Т.М. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
ГКОУСО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Урок чтения в 3 классе
Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».
Цели:
-
создать условия для совершенствования и развития навыков сознательного, правильного чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка через ознакомление с рассказом «Смородинка»;
-
формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;
-
формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;
-
формировать умение делить рассказ на части, навык связного высказывания. формирование целостного представления о художественном произведении, подвести детей к пониманию необходимости труда.
Коррекционно-развивающие:
-
коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
-
коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
Коррекционно-воспитательные:
-
способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся; воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;
-
воспитывать нравственные качества учащихся;
-
формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка
-
формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.
Оборудование:
Учебники у учащихся. Карточки со словарными словами. Выставка книг Е.А.Пермяка.
-
Организационная часть.
-
При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!
-
Садитесь, сидим правильно, отвечаем громко, чётко.
-
Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.
-
Какой урок? (Ответы детей)
-
Который по счету? (Ответы детей)
-
Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)
-
Дыхательная гимнастика.
1) Дыхательные упражнения:
Вдох, выдох
Вдох с задержкой дыхания, выдох. «Аромат цветка»
2) Артикуляционная гимнастика:
Чтение слогов.
Чтение слов со стечением согласных на конце.
-
Проверка домашнего задания.
— Что готовили к уроку? (Ответы детей)
— Прочитайте выразительно стихотворение С.Михалкова «Важные дела». (дифференцированно)
— Почему так названо стихотворение?
Итог.
-
Сообщение темы и цели урока
-
Сегодня на уроке будем читать произведение Е.А.Пермяка
-
Прочитайте его название на экране. (Дети читают) Слайд №
-
О чем может быть это произведение?
-
Мы продолжим чтение произведений о детях, как они учатся трудиться и
сегодня будем читать рассказ Евгения Пермяка «Смородинка», попробуем разделить текст на части.
-
Рассказ о биографии писателя
( на доске Евгений Андреевич Пермяк (1902—1982).
На зкране фотография Е.А.Пермяка
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Ему не нужно было выдумывать героев. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, духовном богатстве. Евгений Андреевич Пермяк написал для детей и юношества сотни рассказов и сказок, несколько научно-популярных книг, в которых утверждается великое значение труда.
Вот на выставке некоторые книги Евгения Андреевича Пермяка. После урока вы посмотрите их.
-
Когда и где родился Е.А.Пермяк? (Ответы детей ).
-
Кто понял, о чем он писал? (Ответы детей)
-
Правильно, дети. Е.А.Пермяк много писал о необходимости труда, о людях тружениках.
-
Итак, Н. И. Сладков писал произведения о природе.
-
Работа над текстом.
-
Послушайте рассказ Евгения Пермяка «Смородинка» и ответьте на мой вопрос.
-
Почему так названо произведение?
-
Я читаю, вы слушаете.
Чтение учителем текста произведения.
-
Работа по первичному впечатлению и пониманию смысла рассказа
-
Понравился ли рассказ?
-
Почему так названо произведение?
-
Назовите главного героя произведения. (Ответы детей)
-
С чего все началось? (Ответы детей)
-
Чем все закончилось? (Ответы детей)
-
Работа над текстом сказки, словарная работа
-
Открываем учебники на стр.
-
Прочитайте рассказ, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. Не забываем, что читаем внимательно, стараемся правильно произносить все буквы.
-
(Дети читают: 3группа – 2 абзаца, 2 группа – 3 абзаца)
-
Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова на карточках)
-
Что за зеленые прутики принес домой Танин папа?
Объясните, что такое — смородиновые черенки, палисадник, проклюнулись, дёрн, Калиниковы?
-
Чтение словарных слов.
-
Чтение трудных слов.
верилось- не верилось, проверять, вырастить – вырастила, репейники, цепкие, полоть – выполоть – выполешь – выдергивать, мягкая, долгожданный.
-
Физминутка для глаз.
-
Читаем рассказ вслух цепочкой.
-
Беседа на актуализацию знаний учащихся о кустарниках.
-
Расскажите о смородине. Что это дерево или кустарник? Где растет? За чем его выращивают в саду? (Ответы детей)
-
Физминутка
-
-
Чтение учащимися рассказа цепочкой.
-
Беседа по содержанию рассказа.
-
Что принес однажды отец?
-
Почему Таня решила вырастить смородинку?
-
Что для этого она сделала? Прочитайте.
повыдергивала лопухи, землю вскопала, дерн сняла, комья разбила, разметила шнуром и колышками, посадила рядками черенки;
-
Кто помогал девочке?
-
Какой была Таня? (Таня была работящей, трудолюбивой девочкой).
-
Какие слова говорят о добром отношении к девочке автора рассказа?
Автор пишет о том, что люди радовались, глядя на девочку, говорили о ней, что она настойчивая, работящая. Называли ее «смородинка».
-
Деление текста на части и составление плана пересказа.
1. Смородиновые черенки.
2. Таня решила вырастить смородинку.
3. Подготовка грядки.
4. Посадка черенков.
5. Долгожданный день.
6. Отношение людей к Тане.
-
Работа с пословицей
-
Прочтение пословицы учителем
В труде рождаются герои.
-
Объясните смысл пословицы.
-
Чтение пословицы хором и отдельными учениками
В пословицах заключается мудрость, их надо знать, помнить. Они помогают честно и правильно жить.
-
Выразительное чтение рассказа.
-
Покажите образец выразительного чтения по частям.
-
Оценка деятельности детей.
-
Домашнее задание
Дома научиться читать рассказ. Подготовить пересказ текста по плану.
-
Итог урока
-
Чему научились на уроке? (Ответы детей)
-
О творчестве какого писателя вы узнали?
-
Что же в жизни самое главное?
-
Вот так говорил Е.А. Пермяк: «Только труд делает маленького человека большим. Труд приходит к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».
-
Рекомендую вам почитать и другие Е.А.Пермяка.
-
Понравился ли вам урок?
-
Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и настроение хорошее. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.
-
Спасибо за старание! Урок окончен.