Ведрова Т.М. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

ГКОУСО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Урок чтения в 3 классе

Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».

Цели:

  • создать условия для совершенствования и развития навыков сознательного, правильного чтения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка через ознакомление с рассказом «Смородинка»;

  • формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;

  • формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;

  • формировать умение делить рассказ на части, навык связного высказывания. формирование целостного представления о художественном произведении, подвести детей к пониманию необходимости труда.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

  • коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;

Коррекционно-воспитательные:

  • способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся; воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;

  • воспитывать нравственные качества учащихся;

  • формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка

  • формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.

Оборудование:

Учебники у учащихся. Карточки со словарными словами. Выставка книг Е.А.Пермяка.

  1. Организационная часть.

  • При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!

  • Садитесь, сидим правильно, отвечаем громко, чётко.

  • Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.

  • Какой урок? (Ответы детей)

  • Который по счету? (Ответы детей)

  • Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)

  1. Дыхательная гимнастика.

1) Дыхательные упражнения:

Вдох, выдох

Вдох с задержкой дыхания, выдох. «Аромат цветка»

2) Артикуляционная гимнастика:

Чтение слогов.

Чтение слов со стечением согласных на конце.

  1. Проверка домашнего задания.

— Что готовили к уроку? (Ответы детей)

— Прочитайте выразительно стихотворение С.Михалкова «Важные дела». (дифференцированно)

— Почему так названо стихотворение?

Итог.

  1. Сообщение темы и цели урока

  • Сегодня на уроке будем читать произведение Е.А.Пермяка

  • Прочитайте его название на экране. (Дети читают) Слайд №

  • О чем может быть это произведение?

  • Мы продолжим чтение произведений о детях, как они учатся трудиться и

сегодня будем читать рассказ Евгения Пермяка «Смородинка», попробуем разделить текст на части.

  • Рассказ о биографии писателя

( на доске Евгений Андреевич Пермяк (1902—1982).

На зкране фотография Е.А.Пермяка

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Ему не нужно было выдумывать героев. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, духовном богатстве. Евгений Андреевич Пермяк написал для детей и юношества сотни рассказов и сказок, несколько научно-популярных книг, в которых утверждается великое значение труда.

Вот на выставке некоторые книги Евгения Андреевича Пермяка. После урока вы посмотрите их.

  • Когда и где родился Е.А.Пермяк? (Ответы детей ).

  • Кто понял, о чем он писал? (Ответы детей)

  • Правильно, дети. Е.А.Пермяк много писал о необходимости труда, о людях тружениках.

  • Итак, Н. И. Сладков писал произведения о природе.

  1. Работа над текстом.

  1. Послушайте рассказ  Евгения Пермяка «Смородинка» и ответьте на мой вопрос.

  • Почему так названо произведение?

  • Я читаю, вы слушаете.

Чтение учителем текста произведения.

  1. Работа по первичному впечатлению и пониманию смысла рассказа

  • Понравился ли рассказ?

  • Почему так названо произведение?

  • Назовите главного героя произведения. (Ответы детей)

  • С чего все началось? (Ответы детей)

  • Чем все закончилось? (Ответы детей)

  1. Работа над текстом сказки, словарная работа

  • Открываем учебники на стр.

  • Прочитайте рассказ, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. Не забываем, что читаем внимательно, стараемся правильно произносить все буквы.

  • (Дети читают: 3группа – 2 абзаца, 2 группа – 3 абзаца)

  • Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова на карточках)

  • Что за зеленые прутики принес домой Танин папа?

Объясните, что такое — смородиновые черенки, палисадник, проклюнулись, дёрн, Калиниковы?

  • Чтение словарных слов.

  • Чтение трудных слов.

верилось- не верилось, проверять, вырастить – вырастила, репейники, цепкие, полоть – выполоть – выполешь – выдергивать, мягкая, долгожданный.

  1. Физминутка для глаз.

  • Читаем рассказ вслух цепочкой.

  1. Беседа на актуализацию знаний учащихся о кустарниках.

  • Расскажите о смородине. Что это дерево или кустарник? Где растет? За чем его выращивают в саду? (Ответы детей)

  1. Физминутка

  1. Чтение учащимися рассказа цепочкой.

  2. Беседа по содержанию рассказа.

  • Что принес однажды отец?

  • Почему Таня решила вырастить смородинку?

  • Что для этого она сделала? Прочитайте.

повыдергивала лопухи, землю вскопала, дерн сняла, комья разбила, разметила шнуром и колышками, посадила рядками черенки;

  • Кто помогал девочке?

  • Какой была Таня? (Таня была работящей, трудолюбивой девочкой).

  • Какие  слова  говорят о добром отношении к девочке автора рассказа?

Автор пишет о том, что люди радовались, глядя на девочку, говорили о ней, что она настойчивая, работящая. Называли ее «смородинка».

  1. Деление текста на части и составление плана пересказа.

1. Смородиновые черенки.

2. Таня решила вырастить смородинку.

3. Подготовка грядки.

4. Посадка черенков.

5. Долгожданный день.

6. Отношение людей к Тане.

  1. Работа с пословицей

  1. Прочтение пословицы учителем

В труде рождаются герои.

  1. Объясните смысл пословицы.

  2. Чтение пословицы хором и отдельными учениками

В пословицах заключается мудрость, их надо знать, помнить. Они помогают честно и правильно жить.

  1. Выразительное чтение рассказа.

  • Покажите образец выразительного чтения по частям.

  1. Оценка деятельности детей.

  2. Домашнее задание

Дома научиться читать рассказ. Подготовить пересказ текста по плану.

  1. Итог урока

  • Чему научились на уроке? (Ответы детей)

  • О творчестве какого писателя вы узнали?

  • Что же в жизни самое главное?

  • Вот так говорил Е.А. Пермяк: «Только труд делает маленького человека большим. Труд приходит к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».

  • Рекомендую вам почитать и другие Е.А.Пермяка.

  • Понравился ли вам урок?

  • Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и настроение хорошее. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.

  • Спасибо за старание! Урок окончен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here