Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конспект урока литературного чтения для 3 класса на тему «Геннадий Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Разработал:

студентка: Манжула М.А

Учитель: Блинова Е.А_________

Методист: Красноперова Л.М ________

Камышлов, 2015

Тема. Геннадий Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Класс: 3

Цель урока: определить главную мысль произведения, формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, пробудить желание больше читать о музыке и великих музыкантах.

Задачи:

1) Личностные: формирование желания выполнять учебные действия;

2) Метапредметные: формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока; умения производить простые (анализ, синтез, обобщение) логические действия; умения выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи, умения отвечать на поставленный в опрос, аргументировать свою точку зрения; умения оценивать результаты своей деятельности и результаты деятельности своих одноклассников; умения осуществлять необходимую коррекцию при выполнении работы.

3) Предметные: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Оборудование: презентация, учебник, проектор, колонки, аудиозапись

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

УУД

Организационный момент

-Слова и звуки… Звуки и слова,

В них жизни, полной жизни выраженье,

Все, что вмещает сердце, голова

И человека грудь, — все проявленья.

(под музыку)

-Как вы думаете, почему в начале урока прозвучали музыка и именно эти поэтические строки? Как вы их понимаете?

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И он старается передать красоту мира словами, красками или звуками. И люди, которые слушают его музыку или стихи, или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Встреча с музыкой, поэзией, красотой — это всегда праздник. Знаете ли вы, почему люди пишут стихи, книги, картины, лепят скульптуры? Что они хотят нам передать с помощью искусства? Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют не только они, что переживают многие люди.

Закройте глаза , вслушайтесь в эту музыку, подумайте над тем какие картины вы видите, что чувствуете слушая ее?

(звучит фрагмент из цикла “Пер Гюнт” Э. Грига).

-какие картины вы себе представили? Какие чувства испытали, слушая музыку Эдварда Грига?

— а где вы впервые встретились с именем этого музыканта?

— слушают учителя

— выдвигают свои предположения

— представляют и рассказывают, что у них представилось

— ранее проходили его в других произведениях

Беседа, слово учителя

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания

На прошлых уроках вы прочитали рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Что вдохновило норвежского композиторам Эдварда Грига на создание музыки? (Встреча с Дагни Педерсен) её душевная чистота, красота окружающей природы

— дома вы должны были ответить на вопрос № 3 на странице 145?

— давайте проверим, как вы его выполнили

— проверяют домашнее задание

Беседа

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация)

Постановка проблемы

— сегодня мы прочитаем рассказ Г. Цыферов и узнаем о творчестве еще одного волшебника, великим музыкантом и композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом (портрет).

— Может вам, что то известно об этом композиторе

Г. Цыферов очень любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить (а может и не сочинить) маленькие сказки о детстве В. А. Моцарта. Назвал он свою книгу “Тайна запечного сверчка”

Мы с вами прочитаем и подумаем, что же в этом произведении выдумка, а что – может быть правдой, узнаем, как маленький мальчик стал великим музыкантом

Для этого мы перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем тайну запечного сверчка.

Откройте учебник на с. 146 посмотрите на иллюстрацию

— кто на ней изображен?

Кто такие сверчки? ( … )  

Кого напоминает сверчок? (Музыканта.)

Чему сверчок учит маленького мальчика, мы узнаем, прочитав этот текст

— слушают учителя

— рассказывают если им что то известно

— на картинке изображен сверчок

Сверчок – прямокрылое насекомое, издающее крыльями стрекочущие звуки. Сверчок напоминает кузнечика. Известно два вида сверчков: один живет в поле, а другой в домах людей. Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».

Предположения детей

Слово учителя, беседа

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока

Регулятивные УУД — целеполагание

Коммуникативные УУД –формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Чтение «Небольшого вступления»

В тексте много непонятных слов давайте подумаем, как вы понимаете их:

— первую часть под названием Небольшое вступление я вам прочитаю сама, а вы внимательно послушаете и после того как я прочту вы ответите на вопросы

Рассказ о Зальцбурге с демонстрацией презентации с видами Зальцбурга

Попробуем представить себя на улицах Зальцбурга XVIII века.

В те дни он был столицей маленького княжества.

Здесь начинали своё шествие величественные Альпы – одни из самых красивых гор Европы.

Чтобы понять фантастическую прелесть Зальцбурга пройдемся по старому городу: крепостные стены, купола, колокольни, узенькие улочки, внутренние дворики, пышная зелень альпийских предгорий… кажется, что время остановилось, и покой и вечность приняли Вас в свои объятья.

Но не это было самым замечательным в старинном городке.

О Зальцбурге в самой Австрии говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка». И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал (слайд), каждый третий – пел и каждый четвертый – играл на музыкальном инструменте. И все кругом танцевало.

Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.

И отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт задумался: “А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст свое сердце музыке”.

Так и случилось. Время шло. Среди многих записей старшего Моцарта есть такие волшебные строчки: “Этот менуэт Вольфганг сочинил 26 января 1761 г. в половине десятого вечера в возрасте четырех лет за день до своего рождения”.

Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна. Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.

Какие запахи и звуки наполняли ночной Зальцбург?

С кем автор сравнивает музыку

Как выглядит маленький Моцарт?

Что мы будем читать – сказку или рассказ?

— теперь давайте начнем читать вторую часть по абзацам

С кем встретился маленький Моцарт?

Что вас удивило в их диалоге?

— Как сверчок и Моцарт обращаются друг к другу?

— за что стыдит сверчок маленького Моцарта?

— как вы думаете почему автор в произведении обращается к сверчку с большой буквы?

— почему эта часть так называется

Сейчас мы будем читать эту часть по ролям и при этом попробуем найти ответы на  следующие вопросы:

Сколько лет было Вольфгангу?

На что был похож звук, разбудивший мальчика?

О чём мечтал мальчик, слушая сверчка?

Чтение по ролям, ответы на вопросы. 

Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды сверчка?

— ребята третью часть произведения вы начнете читать на уроке, а продолжите дома

На следующем уроке мы продолжим знакомство с произведением и узнаем, когда танцует снег, и при чем здесь серебряная шпага принца.

-Анализируют непонятные слова

— слушают первую часть произведения

Отвечают на вопросы и слушают про город Зальцбург

— запахи фиалок и звуки загулявших гуляк

— музыка выпорхнув из стрельчатых окон, она заблудилась в вечернем саду

— это непонятно

— читают произведение

— со сверчком

— что они разговаривают на вы и с уважением

— за то что мальчик не верит в то что он может стать композитором

-потому что мальчик благодарит сверчка за то, что он помог осознать ему что он может стать композитором

— 4 года

-как будто хрупкий луч луны замерз и сломался, стукнув в окно

— он мечтал стать музыкантом

Пока не знаем. Надо читать дальше.

— слово учителя, наглядно-образное мышление, система вопросов, диалог.

Личностные УУД — формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Итог урока

А сейчас вы разобьётесь на 4 группы и вместе ответите на вопросы, возникавшие в ходе урока:

(Демонстрация слайда с вопросами. Разбиение на группы. Обсуждение. Во время обсуждения негромко звучит музыка.)

1. Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке?

Как вы теперь ответите на этот вопрос?

2. Верите ли вы в историю, рассказанную Геннадием Цыферовым?

3. Какую тайну открыл сверчок Моцарту?

4. Найдите в тексте, как автор описывает Зальцбург?

Разделяются на 4 группы

1) Сверчок, его пение – часть природы, природа вдохновляет на создание музыки.

2) Здесь сказка и быль переплелись.

3) о том, что он может стать великим композитором.

4)тихий, по ночному городу пахнет фиалками

Диалог, работа в группах

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ

Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах

Рефлексия

Достаньте дневники и запишите домашнее задание на странице 150 подготовить ответы на вопросы

С каким настроением заканчиваем наш урок?

— что вам запомнилось на нашем сегодняшнем уроке?

Открывают дневники, записывают домашнее задание

Отвечают на вопросы

Система оценивания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here