Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3 «А»
Тема: К. Паустовский. Кот-ворюга.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,
особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим
удивительно разным по своему характеру животным.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,
высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;
воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.
Ресурсы: мультимедийный проектор, флипчарт, видео физминутка, раздаточный материал (кубик, оценочные листы, листы А3, маркеры, стикеры, рисунки).
Ход урока.
Программный материал
| Идеи модулей курса | |||||||
Тренинг
|
«Кувшин счастья» Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. |
Атмосфера сотрудничества, мотивация.
| ||||||
Организационный момент | Сообщение темы, целей урока. — Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Константина Георгиевича Паустовского и познакомимся с произведением «Кот — ворюга» (на доске имя, отчество, фамилия автора полностью и название произведения).
Вы, группы юных исследователей, на протяжении всего урока будете исследовать произведение Кот-ворюга. У вас на столах оценочные листы, не забывайте формативно оценивать свою работу и в конце урока поставите суммативную оценку.
| ИКТ
Оценивание | ||||||
Выставка | Обратите внимание на выставку книг Константина Паустовского. С какими рассказами вы уже знакомы? В нашей библиотеке есть большая коллекция книг Константина Паустовского, вы можете познакомиться с ними.
| ИКТ | ||||||
Повторение | Давайте вспомним биографию К. Паустовского «Кубик». Вопросы на тему Биография К. Паустовского.
1. Где родился Константин Георгиевич Паустовский и с кем провёл своё детство? — К. Паустовский родился в Москве. Годы детства провёл с бабушкой и дедушкой на Украине. 2. Почему судьба Константина Георгиевича Паустовского не была легкой и спокойной? — Был военным корреспондентом газеты 9-ой армии “Защитник Родины”. Был награжден медалью “За отвагу”. 3. Какую светлую память о себе оставил Константин Георгиевич Паустовский? — Такую светлую память о себе он оставил своими произведениями. В Москве и Одессе есть музеи Паустовского. 4. Почему он так часто менял профессии? 5. Какой была любимая тема писателя, и кто становился главными героями в них? — Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные. 6. Какими были герои произведений К. Паустовского? — Все герои произведений были – добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы полны мягкого юмора, лиризма, теплоты.
| Критическое мышление Стратегия «Кубик»
ИКТ | ||||||
Словарная работа | — Перед тем, как познакомимся с произведение, проведём словарную работу (наглядно на доске — учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике). В тексте нам встретятся слова. Давайте научимся их правильно произносить и понимать. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород. Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека. Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот – за ворот, за воротник. Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). Правильные ответы и изображения, появляются на экране после вариантов ответа учащихся.
| ИКТ | ||||||
Объяснение нового материала
| Знакомство с рассказом Кот-ворюга. — Обратим внимание на название. Почему автор назвал так свое произведение? — О ком пойдет речь? — Как вы думаете, по названию он будет отличаться от других котов? — Почему он назвал кота – ворюга? — Главный герой рассказа Паустовского — кот. Подберите к слову “ворюга” синонимы. (Вор, воришка, жулик и т.д.) — Почему автор остановился на слове “ворюга”? (Хотел показать негативное отношение окружающих). Дерево предсказаний — Составьте кластер, каким вы представляете себе кота-ворюгу.
— Сейчас вы послушаете произведение, после скажите, к какому литературному жанру оно относится и почему вы так решили. Чтение рассказа с остановками. Чтение первой части. Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?»)
Остановка во второй части. Чтение второй части до конца. – Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? (Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания.) – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?
Чтение третьей части. — Давайте вернёмся к нашему кластеру, оцените группу, которая, по вашему мнению, была близка к версии автора? (благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый, мирный, кот- хозяин, кот – защитник).
— Какой момент является завязкой? (Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.)
— Давайте определим кульминационный момент в рассказе. (Поимка кота)
— В чём заключается развязка в этом произведении? (Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.) — К какому литературному жанру относится это произведение? — Почему? (рассказ).
— Кто увидел и рассказал эту историю? (в ходе ответов дети приходят к выводу, что рассказчик и автор — одно лицо)
| Критическое мышление Стратегия «Дерево предсказаний»
ИКТ
Критическое мышление Стратегия «Кластер»
Оценивание кластера | ||||||
Работа по содержанию | Работаем по исследованию текста. Проведем работу по исследованию текста и дадим характеристику кота по данному описанию. (на столах у групп карточка: внешний вид, действия и поступки, авторская оценка). 1 –я группа (жёлтых исследователей) внешний вид: рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно – рыжий с белыми подпалинами на животе. Характеристика: (вывод) Видно, что этот кот задира и забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. Ведь это человек довёл его до такого состояния. 2 – я группа (зелёные исследователей) действия и поступки: Обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, уронил колбасу, решился на «отчаянный поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, противно выл, отчаянно упирался, вцепился зубами в рыбешку, вцепился мертвой хваткой. Характеристика по описанию: (вывод) Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган- мальчишка,(олицетворение) т.е. на лицо явное очеловечивание. Нам кот понравился, он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет, ведь ему же надо как – то жить. 3 – я группа (розовые исследователей) авторская оценка: Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит, «ворюга», грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот – беспризорник. Характеристика по описанию: (вывод) Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время ощущаем гордость за то, что он как – то ищет выход из своего «голодного положения». 4 – я группа (оранжевые исследователей) описание дома: – Найдите описание пейзажа. Какую роль играет он в тексте? Почему К. Паустовский начал описывать дом? Какая связь между котом и домом? Дом был маленький. Стоял в заброшенном, глухом саду. К которому было тяжело добраться. Что объединяет с котом-ворюгой: (вывод) Дом такой же одинокий, никому не нужный, никто за ним не ухаживает, стоит сам по себе.
| Исследование текста в группах Саморегуляция
ИКТ | ||||||
Картинная галерея
|
— Рассмотрите нашу «Картинную галерею» на доске. Здесь изображен кот в разные моменты. Посмотрите, в такой ли последовательности происходили события? — Надо навести порядок. Дети указывают на нарушение порядка расположения картинок. Далее следует индивидуальная работа. К доске вызывается ученик, который должен разместить иллюстрации в нужной последовательности. Дети зачитывают сюжеты из текста, относящиеся к данным иллюстрациям. Коллективная проверка правильности выполнения индивидуального задания.
| ИКТ
Критическое мышление «Перепутанные логические цепи» | ||||||
|
1 и 2 группа.
— Почему он был таким? — Кто его мог довести до такого состояния?
3 и 4 группа.
— Почему он стал таким? — Кто ему помог, стать таким?
| Критическое мышление | ||||||
«Ромашка» | Ромашка
Простые вопросы. Какие изменения произошли в поведении кота и как его назвали ребята? Милиционер. Уточняющие вопросы. Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый, мирный, кот- хозяин, кот – защитник). Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему именно за котом шла охота? Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать? Оценочные вопросы. Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот? Практические вопросы. Как бы ты поступил на месте кота? | Критическое мышление Стратегия «Ромашка»
ИКТ | ||||||
«Синквейн» | Составление «Синквейна»
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка — предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. — Напишите синквейн. 1 и 2 группа: Кот – в начале рассказа (до переломного момента).
| Критическое мышление Стратегия «Синквейн»
ИКТ | ||||||
Перекрестная дискуссия | Толстые и тонкие вопросы. Учащиеся по одному читают отрывок. Затем те, кто слушал рассказ, задают вопросы по данному отрывку. Опираясь на текст, прочитавшие отвечают на вопросы.
| Критическое мышление Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»
ИКТ
| ||||||
Рефлексия. (Осознание) | Каждый ученик пишет фразу на стикерах: «Сегодня на уроке …» Было интересно… было трудно… я понял, что… я почувствовал… мне захотелось… я научился… урок дал мне для жизни… я смог…
| Критическое мышление
ИКТ | ||||||
Итог урока | «Корзина мыслей» — Какая проблема поставлена в рассказе? — В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. — Зло можно остановить только добром. — Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.
Продолжить фразы: -Быть добрым- это значит… -Быть добрым легко….. -Быть добрым тяжело….
| Критическое мышление «Корзина мыслей» ИКТ | ||||||
Оценки | Выставление оценок в оценочных листах.
| Оценивание | ||||||
Домашнее задание | -Написать письмо 1 группа – коту-ворюге, 2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору, 4 группа – всем людям.
-Какой совет вы бы хотели им дать? | Критическое мышление «Свободное письмо»
ИКТ
|