Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
г. Бугульма Республика Татарстан
Конспект интегрированного урока
литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе
Тема: А.С.Пушкин об осени. Осень в звуках и красках. Сюжетный рисунок в акварели с элементами наблюдательной перспективы.
учитель начальных классов
Филиппова Светлана Анатольевна
Бугульма 2010 г.
Цели урока:
-
Ознакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина, познакомить с его стихами об осени.
-
Показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства.
-
Показать красоту природы осенью, учить различать характерные признаки осени.
-
Развивать творческие способности.
-
Углубить умение изображать по памяти , по представлению и на основе наблюдения несложные сюжеты из окружающей жизни; учить передавать перспективу.
Оборудование:
-
Стихотворения, загадки об осени, творческие работы учащихся
-
Музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года» (композиция «Осень»)
-
Выставка детских рисунков по теме: «Осень»
-
Слайды с репродукциями картин русских художников об осени.
-
Выставка книг с произведениями об осени.
Предварительная подготовка
Учащиеся:
-
должны нарисовать рисунок на тему «Осень»
-
выучить стихотворение об осени, принять участие в конкурсе стихов
Учитель:
-
приготовить записи композиций об осени, портреты художников, поэтов, композиторов, пишущих о природе
-
провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу, соответствующую их возрасту, по творчеству художников, поэтов и композиторов, пишущих о природе
-
Распределить учащихся заранее по творческим группам:
1 группа – готовит выразительное чтение стихов об осени
2 группа – знакомится с биографией художников – пейзажистов (И.Левитан, В. Поленов)
3 группа – знакомится с биографией П.И.Чайковского
Ход урока.
-
Актуализация знаний учащихся.
Осень… «Что в ней хорошего?» — можно часто услышать. Она многим навевает скуку, кажется унылой. Целый день моросит дождь, прогулки наши становятся всё короче, а часто и вовсе не хочется выходить на улицу.
А давайте внимательно всмотримся в это время года. Сколько интересного нам приносит осень! И, оказывается, это не такое уж плохое время года. Осень очень разнообразна.
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Русская природа с давних времён вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке.
-
Изучение нового материала.
а) знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Осень»;
б) знакомство с репродукцией И.Левитана «Золотая осень».
На доске:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
— Какое слово чаще всего встречается? (шуршит)
— А звук? (Звук [ш])
-Что же шуршит? (опавшие листья)
— Попробуем прочитать это стихотворение по-разному:
-
Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче
-
Шуршит – громче, остальные слова – тише
— Представим себе осень. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.
У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении «Осень» признаётся в своей любви к этому времени года. Приложение 1.(портрет А.С.Пушкина)
— Послушайте произведение А.С.Пушкина, определите, к какому жанру оно относится. (Звучит аудиозапись произведения А.С.Пушкина «Осень»)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
-
Словарная работа.
— Сможете ли вы объяснить значение слов «очей очарование»?
«Очи» — глаза; «очаровать» — произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию; «природы увядание»; «багрец» — багровый, тёмно-красный.
-
Самостоятельное чтение стихотворения.
-
Работа над выразительным чтением стихотворения.
— Как нужно читать это стихотворение? ( с грустью, постараться передать любовь поэта к этому времени года)
— Где следует сделать паузу?
(В стихотворении последние слова каждой строчки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и эту рифму надо показать).
— У А.С.Пушкина много стихов, посвящено осени. Сейчас мы послушаем стихи, которые приготовила для нас 1 творческая группа. Это стихи А.С.Пушкина об осени.
Приложение 3.(тексты стихов)
-
Работа по репродукции И.И.Левитана «Золотая осень» (выступление 2-ой творческой группы)
Приложение 4.(Портрет И.Левитана, репродукция картины «Золотая осень»)
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых известных картин является «Золотая осень», хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально…
На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.
— Сравните репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень» с описанием осени в стихотворении А.С.Пушкина.
— Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно? («пышное природы увяданье» , «в багрец и в золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса»)
— Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времен года. «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
-
Словесное рисование.
Приложение 5. ( портрет В.Поленова, репродукция картины «Золотая осень»)
— Попробуйте поделиться впечатлениями о картине Поленова «Золотая осень»
— Чудесная картина. На картине показано не просто время года, а любовь к русской природе, к Родине.
— Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега реки . На картине жизнь мирная, тёплая, согретая солнцем.
— Мне кажется, что к картине подходит стихотворение З.Федоровской :
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зардели клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зелёный.
Утешает осень:
«Не жалейте лета!
Посмотрите, роща
В золото одета».
3.Физкультминутка.
(Дети декламируют стихи, и вслед за учителем, повторяют движения, имитируя движения листьев)
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист, цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет –
Лишь ветки видно.
— «Золотая осень» Поленова — символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.
Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника — холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных художником приокских лугов. Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (А.С.Пушкин).
-
Карандашный перспективный набросок рисунка (индивидуальная помощь учителя)
— Родная природа вдохновляла и русских композиторов. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушаем нашу 3 творческую группу. (музыкальное сопровождение: отрывок из альбома «Времена года»), выступление 3-ей творческой группы). Приложение 6. ( портрет П.И.Чайковского) «Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
-
Разбор удачных работ.
5. Подведение итогов урока.
— Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое.
— Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке? ( А.С.Пушкин, И.Бунин, И. Левитан, В.Поленов, П. Чайковский)
— С какими произведениями познакомились? (А.Пушкин «Осень» , И.Бунин «Листопад»)
— В заключении урока послушаем победителей школьного конкурса чтецов. (победители конкурса читают стихи об осени.) Приложение 2.(тексты стихов)
6. Домашнее задание. (задание по чтению даётся на выбор)
-
Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Осень».
-
Написать сочинение-миниатюру «Осенняя картина».
-
Закончить рисунок в цвете.
Приложение 1.
Приложение 2.
Стихи об осени
ВОРОБЕЙ
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется. . ( В. Степанов)
Листопад
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки — невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят…
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад (Е.Трутнева)
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой (И. Бунин)
Приложение 3
Уж небо осенью дышало
А.С. Пушкин
… Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
***
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
***
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной
Приложение 4.
Приложение 5
Приложение 6
Использованная литература
-
Аудиокассета «Музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года» (композиция «Осень»)
-
Пушкин А.С. Сборник сочинений. –Москва 1980.
-
2. Домрина Е.Н. Музыка и поэзия -М.: Просвещение, 1999.
-
3. Куприянова Л.Л., Шамина Л.В. Музыкальный фольклор 1- 4 классы.
-М.: ВАКО, 1992. -
http://greybossner.narod.ru/me.htm — портрет А.С.Пушкина
-
http://funeral-spb.narod.ru/necropols/tihvinskoe/tombs/chaykovsky/chaykovsky.html — портрет П.И.Чайковского
-
http://bryullov.ru/?item=ae26c1df-09c1-4eec-bb0d-df16fda26936&termin=3d5dd50c-4cec-4537-87ea-335759f53b46 – портрет И.И. Левитана
-
http://ilyarepin.ru/?item=0e2504ab-33b1-4552-b51d-3edc9d80ab61&termin=67ae25a4-46f0-4efe-87b4-9fce36ad4293 – Левитан «Золотая осень»
-
http://holst.com.ua/catalog/styles/?page=222 — В.Д.Поленов «Золотая осень»
-
http://msforum.samaradom.ru/lofiversion/index.php/t5987.html — В.Д.Поленов