УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Несветайло Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ «БСОШ №1 им. А.М.Рудого

Тема урока: «Сравнительный анализ сказок разных народов» «Цель: выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской и русской народной сказки

Задачи: предметные

развивать умение анализировать текст;

выявить общие закономерности жанра волшебной сказки в разных национальных традициях;

совершенствовать умение ориентироваться в тексте;

участвовать в анализе и обсуждении;

формировать представление о национальных особенностях сказочного жанра;

развивать устную речь учащихся

метапредметные

совершенствовать технику чтения;

развивать умение анализировать текст с применением литературоведческих понятий;

совершенствовать логические действия сравнения, анализа, построения умозаключений в соответствии с поставленным вопросом;

формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

совершенствовать умение работать в группе, готовность слушать собеседника и вести диалог;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, слова-опоры (жанры сказок), правила работы в группе, рисунок лампы, тесты, задания для работы в группах, аудиозаписи песен «Это было тогда…», «Где водятся волшебники», восточная музыка, выставка книг, флэш,

Ход урока: 1. Настрой на урок

Звучит песня «Это было тогда…»

2. Актуализация опорных знаний

Куда нам предлагают отправиться? (в тогда)

— Что имеется в виду под этим словом?

-Что такое сказка? (литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил)

— Какие виды сказок существуют? (авторские и народные)

-Сейчас я предлагаю вам вспомнить жанры сказок.

3. Игра «Вспомни жанр сказки» (флэш)

Ученик выходит к компьютеру, другой читает задание, а третий называет жанр сказки. Учитель вывешивает на стенд название жанра сказки. (волшебные, о животных, бытовые, богатырские, докучные)

Со сказками все дружат-

И сказки дружат с каждым.

Они необходимы,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

-Что вас привлекает в сказках? (волшебство)

— Какие сказки наиболее любимы детьми?(волшебные)

— Без чего невозможно представить себе сказку? (без волшебных помощников)

-Назовите признаки народных сказок? (зачин, магическое число, испытания героев, волшебные слова и предметы, помощники, счастливая концовка)

4. Игра «Верни герою волшебного помощника»

(по слайду)

— Предположите о какой сказке мы будем говорить на уроке? (Аладдин и волшебная лампа)

Она полюбилась нам, несколько уроков подряд мы наслаждались чтением этой сказки. Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили некоторые эпизоды из этой сказки, выполнив тест.

5. Тест по сказке (ученики сидят за столом по 6 человек- 4 группы)

Лист с тестом передаётся от ученика к ученику, каждый отвечает на 1 вопрос, можно принимать помощь друга.

Проверка тестов (1 ученик от группы зачитывает ответы)

Аладдин-герой арабской сказки, а как чаще всего зовут героя русской народной сказки? (Иванушка)

-Какие сказки с его участием вы помните?

ФИЗМИНУТКА

6. Исследовательская работа по сравнению сказок разных народов

— Посмотрите на стол, вы видите книги. В чём их различие? (одни -русские народные сказки, другие- восточные)

Предлагаю вам побыть исследователями и сравнить, работая в группах, две сказки «Сивка-бурка» и «Аладдин и волшебная лампа»

Вам нужно будет выяснить, в чём сходство и в чём различие сказок.

7. Работа в группах

Вспомните правила работы в группах.

Звучит восточная музыка

Отчёт групп, выразительное чтение эпизодов 4-ой группой

Вывод 1-ой группы: у героев много общего

Вывод 2-ой группы: сюжет сказок схож

Вывод 3-ей группы: у каждой сказки свои особенности, способы общения с волшебными предметами, свои волшебные помощники

8. Интеллектуальная минутка

— Напомните, кто придумал сказку «Сивка-бурка?» (русский народ)

— А сказку про Аладдина? (арабский народ)

-Какие различия существуют между этими народами? (говорят на разных языках)

-В этих сказках употребляются слова, различные по национальной окраске

-Посмотрите на слайд и разделите слова на 2 группы. (1- слова из сказки «Сивка-бурка», 2- «Аладдин и волшебная лампа»)

-Найдите значение слов, которые встретились в арабской сказке, в словаре и зачитайте. (после прочтения значения слова оно исчезает и появляются слоги)

Сделаем вывод: сказки разных народов имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности

— Соберите фразу из частей. (Мы- настоящие волшебники)

9. Рефлексия

Скажите, а что бы вы сделали если бы у вас в руках оказалась волшебная лампа?

Кто считает, что на уроке он был добрым волшебником — на лампе напишет своё имя красным фломастером, а кто ещё не смог им стать – синим.

(на доске прикреплён рисунок лампы)

Звучит песня «Где водятся волшебники»

10. Итог урока

Я тоже не волшебница, у меня в руках простая ручка с красной пастой и я ставлю вам всем за работу на уроке «5». Пусть этот урок для всех будет действительно волшебным и подарит вам радость.

11. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Если бы у меня была волшебная лампа…»

Причудлив мир арабской сказки,

Когда бедняк их бедняков

Жениться может на принцессе,

А падишах исчезнуть вовсе из своих дворцов.

Быть может выдумка всё это, может правда,

Но тот , кто ищет мудрости, поймёт,

Что жажда золота, несметного богатства

К хорошему концу не приведёт.

В сокровищах коварных джинов

Взор жадный лампу старую не разглядит,

И только тот, кто чист душой и сердцем – знает

Не всё то золото, что ярче звёзд блестит

Использованные ресурсы:

1.Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Чураковой Н.А. п/р Захаровой В.В.

2. Флэш, картинки и музыка скачаны из интернета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here