Конспект урока для 4 класса «Древнегреческий миф «Дедал и Икар»Урок литературного чтения в 4 классе

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

Цели: открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: 
• познакомить учащихся с мифами; 
• развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы; 
• находить ответы на поставленные вопросы словами текста; 
• давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение. 
Личностные: 
• умение слышать и слушать друг друга; 
• развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); 
• формирование границ собственного «знания» и «незнания»; 
• ориентация на выполнения моральных норм; 
• оценка поступков. 
Метапредметные. 
Познавательные УУД: 
1) Общеучебные: 
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
• поиск и выделение необходимой информации; 
• структуирование знаний; 
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; 
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; 
2) Логические универсальные действия: 
• формируем умение представлять информацию в виде схемы; 
• анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков; 
• построение логической цепи рассуждений; 
Коммуникативные УУД: 
• формирование умений работать в группах; 
• умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками; 
Регулятивные УУД: 
• формировать умение определять цель деятельности на уроке; 
• принимать и сохранять учебную задачу; 
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 
• адекватно воспринимать оценку учителя; 
• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, часть2, 4 класс, рабочая тетрадь № 1, мультимедийная презентация, схема-кластер.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация.

На слайде запись «Дедал и Икар»

Ах, мифы, мифы! Им начало,
Конечно ж, положил НАРОД!
Потом МОЛВА их обтесала, 
Перенося из РОДА в РОД.

Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!

— Какие мысли появились?

III. Актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы/

— Какие задачи мы будем решать на сегодняшний урок?

  • Что такое миф с точки зрения литературы;

  • Выяснить чему учит миф;

  • Выяснить значение мифов для общечеловеческой культуры.

(на слайде)

-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор изучаем мифы?

-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)

-Что мы должны сегодня извлечь из мифов? ( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)

— Мы сегодня будем работать с древнегреческим мифом «Дедал и Икар». Читать его мы будем с «остановками», постоянно «отгадывая», что же будет дальше.

-Пред чтением проведем словарную работу.

Афины – город-государство в Аттике , которое с V века до н.э. играло наряду со Спартой  ведущую роль в истории Древней Греции . 

Акрополь – скалистый холм высотой 156 метров над уровнем моря находится в центре котловины Аттики . Крутой с трех сторон, он имеет подъем на вершину только с западной стороны.

Остров Крит  самый большой  греческий  остров , пятый по величине остров в Средиземном море . 

(на слайде иллюстрация древнего изображения и современного)

Чтение текста учителем.

1 часть — учебник с. 142 закончить 1 абзацем.

— Что произошло дальше?

2 часть — учебник с. 143 закончить 7 абзацем.

Могла ли эта попытка увенчаться успехом? Почему?

3 часть – учебник с. 144 до первого абзаца.

Каким хочется видеть финал мифа?

Интересно ли было читать миф? Чему удивлялись?

IV. Первичное закрепление.

— Где жил Дедал?

— Что он высекал из мрамора?

-Чему он научил людей?

-Кто помогал Дедалу?

— Что с ним случилось?

-Что пришлось делать Дедалу?

-Куда он добрался?

— Что выстроил мастер для критского царя?

-Выполним задание 2 в тетради на странице 83.

— Был ли Дедал свободным на острове?

— О чем он стал мечтать?

— Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?

Работа в группах. Составление кластера.

Кем был Дедал? Что он изобрел?

VI. Самостоятельная работа.

Дедал

— Для кого он делал крылья?

— Как Дедал учил сына?

— Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?

— В какое время суток герои оказались над морем?

— Нравился ли Икару полет?

— Что случилось с юношей?

— Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба

летящего сына? Какие строки говорят, что Дедал очень любил своего сына?

VI. Введение нового знания в систему знаний.

— Почему люди запомнили полет Икара? Как об этом написано в мифе?

— Как вы думаете, была ли смерть Икара напрасной, бесполезной?

— Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?

(Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху).

Я предлагаю вам составить синквейн. Тема– миф. Напоминаю вам правила составления синквейна.

Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

 Вторая строка — характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

 Третья строка — характерные действия или состояния предмета (три глагола).

 Четвёртая строка — что автор думает? (Фраза из четырёх слов).

Пятая строка — новое звучание темы (синоним) или ассоциация.

VII. Домашнее задание предлагается двух вариантов.

  1. Составить инструкцию пользования крыльями.

  2. Написать письмо Дедалу.

VIII. Рефлексия.

— Давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока. Удалось ли нам решить эти задачи?

  • Что же такое миф с точки зрения литературы?

  • Чему научил древнегреческий миф «Дедал и Икар»?

  • Какое значение имеют мифы для общечеловеческой культуры?

У вас на партах лежат таблички. В ней три столбика и цифры 1, 2, 3. Мы с вами сейчас должны оценить, как мы справились с поставленными задачами.

Если, прочитав задачу, вы можете сказать себе:

«Знаю хорошо» — поставьте в табличке ! (восклицательный знак);

«Имею представление» — знак «+»;

«Остались вопросы» — знак «?».

Например:

1

2

3

+

!

!

— Покажите мне ваши таблички. Молодцы!

— Я благодарю вас за урок. Встретимся на внеурочном занятии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here