Урок внеклассного чтения в 4-А классе

Тема урока : Унылая пора! Очей очарованье!

Цель урока : расширить представление учащихся о неповторимой красоте и обворожительности осени, развивать наблюдательность, речь, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

I орг.м.

∙ Поприветствуем гостей.

∙ Слово учителя : на уроке мы обобщим знания по теме «осень». Об этом прекрасном времени мы говорили не только на уроках чтения,но и на уроках русского языка, изо, труд.об. Сделали книжки – малютки «Осень! Славная пора!» Надеюсь после этих уроков вы с большей любовью будете относиться к родной природе, станете ещё более внимательней и наблюдательней.

∙ «Унылая пора! Очей очарованье!» Так писал А.С.Пушкин. осень – любимое время года поэта. Увидеть осень, услышать ее звуки, уловить запахи помогает нам искусство – живопись, музыка, литература и прежде всего поэзия.

II Актуализация опорных знаний «Мозговой штурм»

— какая сейчас осень?

-назвать осенние месяцы.

-рассмотреть осенние пейзажи(слайды)

-какое настроение вызывают осенние пейзажи?

-чем нравится вам осень?

III Восприятие и осознание учебного материала.

При работе используем прием шести шляп – шляпы Эдварда деБоно.

Белая шляпа – сбор информации. Работа по плакату (ассоциативный куст).

∙ Начинаем с явления «листопад»

Дождь из листьев – просто чудо!

Удивительно хорош!

К нему выходят люди

без зонтов и без калош!

∙ Дни короче стали,

Будто бы устали.

Солнцу прошептали: « спи, спокойных снов.»

Весна красна цветами, а осень – плодами.

По лесам гуляет осень

Краше этой нет поры!

И в лукошко мы уносим

Леса щедрые дары.

∙ Попрятались насекомые

Белка грибы на зиму насушила, хомяк кладовую свою набил.

∙ Осенью дни ненастные.

Скучная картина тучи без конца.

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

∙ Есть время природы особого света, неяркого солнца, нежнейшего зноя. Оно называется бабье лето и в прелести спорит с самою весною.

∙ Холодный воздух так угрюм и так спокойно ароматен.

∙ С гусиными стаями доброе лето в далекие теплые страны летит.

∙ 14 октября — праздник Покрова. После Покрова начинает напоминать о себе зима.

Красная шляпа – это наши чувства , эмоции, впечатления.

∙ Слушание музыки П. Чайковский «ноябрь»

∙ Просмотр видеосюжетов.

∙ Чтение наизусть стихотворений.

Жёлтая шляпа – увидеть лучшее.

Преимущество , выгода, польза.

∙ Осенью природа увядает, начинается ненастье.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Это плохо, но что в этом хорошего?

— Осенние дожди поят, кормят землю, что способствует хорошему будущему урожаю.

∙ Природа увядает, но мы восхищаемся красотой осеннего пейзажа.

— Осень приходит не только с увяданием, но и с урожаем.

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

∙ Птицы улетают в теплые края, покидают родные места.

Что в этом хорошего?

— птицы не погибнут холода и голода. Весной они вновь возвратятся домой.

Черная шляпа –это цвет осторожности, помогает увидеть отрицательные стороны.

∙ Льет дождь холодный точно лед.

— как похолодание сказывается на самочувствие людей?

— назвать простудные заболевания.

— как уберечься от простудных заболеваний?

∙ осенью дни короче, ночи длиннее. Что в этом плохого?

Зеленая шляпа — цвет исследований, новых идей.

— предположим, что в году три времени года, нет осени. (Ответы детей)

— можно ли избежать листопад, ветвепад?

Синяя шляпа – подведение итогов.

Не делите ничего ни в природе, ни в жизни на важное и неважное. Все важно, все нужно, все интересно: и осень, и зима, и весна ,и лето.

IVПереходим к следующему этапу урока.(работа в группах)

Прочитать правила работы в группах.

I группа «синоптики»

Девиз : «У природы нет плохой погоды. Всякая погода – благодать»

-УЧ.-СЯ этой группы называют приметы осени. Проговорить скороговорку: на пруду утка, на утке куртка.

II группа «экологи»

Девиз : «помни прадедов – Заповедного не трогай!» В.Даль.

— уч-ся этой группы работают над текстом рассказа «Жалейкин» учебник русского языка.

— назвать экологические проблемы родного поселка.

— парк в пгт Октябрьское действительно ли это место отдыха?-что бы вы предложили.

Итог : осинки в лесу за зря не срубите,

Корнях родничок, что клад берегите,

На муравейник не наступите,

Любите все живое, живых любите!

III группа «прозаики»

— уч-ся этой группы должны найти и прочитать отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Желтый свет». Описание картин природы и описание голосов осени (учебник по чтению стр.68).

— составить сенкан к слову осень.

IV группа «поэты»

Девиз : «Осень и поэзия, мы знаем, неразлучны с пушкинских времен».

— Недостающее слово

… листья с клена,

Клен от холода …

На дорожке у балкона

… ковер … .

-Восстановить стихотворение А.Фет «Осень»

Ночью ветер злится С вечера все спится ,

На дворе темно На дворе темно.

С вечера все спится Лист сухой валится,

Да стучит в окно Ночью ветер злится

Лист сухой валится Да стучит в окно .

V группа «музыканты»

Девиз : «Отчего так мало музыки и такая тишина?»

-Исполнение уч-ся осенних мелодий (Атаулин С. –скрипка, Алиев С. Гитара).

— осенние частушки.

VI группа «художники»

Это правда! Ну чего же здесь скрывать? Дети любят , очень любят рисовать.

Украсить листьями, цветами, грибами силуэтный рисунок девушки – осени с корзиной.

V Рефлексия урока.

1.На уроке я работал…

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

-Какая группа работала дружно, слажено?

— Хотели бы вы использовать прием работы с помощью шести шляп на других уроках? На каких?

доволен/ не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

VI Оценивание уч-ся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here