Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 1«Лесная сказка»
Конспект урока для 6 класса
«Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима»
(авторская разработка)
Подготовила воспитатель высшей категории
Гришуткина Нина Михайловна
Саров
2012
Тема: Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима».
Цель: приобщение детей к поэзии.
Задачи:
-
стимулировать познавательную активность детей и адекватное понимание смысла художественного текста;
-
уточнять и расширять представления детей о зиме и зимних явлениях;
-
обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений;
-
развивать слуховое восприятие, творческое воображение, зрительно-моторную координацию, память;
-
воспитывать чуткость к художественному слову
Оборудование:
Демонстрационный материал: цветные иллюстрации из детских книг, карточка «Путь снежинки», бумажная снежинка и снежок.
Раздаточный материал: детские художественные книги, карточка с практическим заданием «Путь снежинки», карандаши.
Словарь: пелена, шапка, безветренная.
Предварительная работа:
-
Экскурсии, наблюдения за зимними явлениями в природе;
-
Рассматривание пейзажных картин о зиме;
-
Чтение художественных произведений о зиме;
-
Заучивание стихов и песен о зиме.
-
Организационный момент и введение в тему занятия
-
Вопрос к детям:
— Как называется самое холодное время года? (зима)
-
Дидактическое задание «Найди картинку»
Инструкция педагога:
Найдите в книжках картинку о зиме
-
Рассматривание иллюстраций
Вопросы к детям:
— Как ты догадался, что на этой картинке зима? (дети в зимней одежде)
— Чем покрыта земля? (снегом)
— На что похож снег, лежащий на земле? (снег лежит тонким слоем, как тоненькая пелёночка, пелена)
— А тебе что подсказало, что это зима? (много снега)
— На что похож толстый слой снега, большие сугробы? (на теплое одеяло)
— По каким признакам ты догадался, что на картине зима? (снег на деревьях)
— Что напоминает снег, лежащий на деревьях? (шапки)
Педагог выставляет картинки на доску.
— Все картинки о зиме? (да)
Вывод педагога:
Все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами.
-
Работа по теме занятия
Инструкция педагога:
Послушайте стихотворение «Зима» Ивана Сурикова и представьте себе то, о чем там говорится.
-
Чтение педагогом стихотворения «Зима»
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро поле
Снегом забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы —
И зима настала.
-
Беседа по содержанию
— Вам понравилось стихотворение?
— Как поэт сказал в стихотворении о снеге, какой он? (белый, пушистый)
— А еще какой бывает снег? (мягкий, красивый, серебристый, искристый)
— А что делает снег? (кружится, падает, ложится)
— Как падают снежинки в стихотворении? Быстро или плавно, тихо, медленно кружась в воздухе? (тихо, медленно)
— Какая картинка подходит к этой части стихотворения?
— В какую погоду снег падает тихо, кружится в воздухе? (когда нет ветра)
Погода без ветра называется безветренная. Давайте вместе скажем это слово.
-
Игровое упражнение «Нарисуй порхание снежинки»
Инструкция педагога:
Нарисуйте пальчиком в воздухе, как кружатся снежинки. (сверху-вниз)
Педагог показывает движения, дети повторяют.
-
Физкультурная минутка «Снежинки»
Инструкция детям:
Выходите на ковер. Сейчас мы с вами превратимся в снежинки, будем слушать отрывок из стихотворения, плавно кружиться и медленно опустимся на землю.
Педагог читает первое четверостишие, дети кружатся и приседают.
Давайте еще покружимся, кто запомнил слова, помогайте.
Второе четверостишие педагог читает, когда дети присели на пол.
IY. Продолжение работы по теме занятия
1. Практическое задание «Обведи путь снежинок»
Инструкция детям:
Нарисуйте движение снежинок на карточке. Обведите дорожку по пунктиру, не отрывая карандаша.
Дети выполняют задание под музыку
2. Экспериментирование «Что легче?»
а) Вопросы к детям:
— Почему снежинки падают плавно, медленно? (они лёгкие)
— Давайте посмотрим, что упадет на пол быстрее снежок или снежинка?
— Что тяжелее? (снежок)
— Какая по весу снежинка? (лёгкая)
б) Вывод:
Снежинка падает медленно, потому что она легкая.
3. Чтение третьего четверостишия.
Вопрос к детям:
— Какая картинка подходит к этому отрывку? Почему? (снег похож на шапки)
-
Чтение последнего четверостишия.
Мороз умеет рисовать красивые узоры. Где их можно увидеть? (на окнах домов, автобусов, машин)
5.Повторное чтение стихотворения
Давайте послушаем еще раз все стихотворение.
Y. Итог
— О чем это стихотворение? (о зиме)
— Кто его написал? (И.Суриков)
— Как вы думаете, любит ли автор стихотворения зиму, русскую природу зимой? (да)
Вот поэтому Иван Суриков написал такое красивое стихотворение о зиме.
Список использованной литературы:
-
Волкова И.Н., Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем. Рабочая тетрадь 1 – М.: Школьная Пресса, 2005.
-
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
-
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.