Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 1«Лесная сказка»

Конспект урока для 6 класса

«Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима»

(авторская разработка)

Подготовила воспитатель высшей категории

Гришуткина Нина Михайловна

Саров

2012

Тема: Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима».

Цель: приобщение детей к поэзии.

Задачи:

  • стимулировать познавательную активность детей и адекватное понимание смысла художественного текста;

  • уточнять и расширять представления детей о зиме и зимних явлениях;

  • обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений;

  • развивать слуховое восприятие, творческое воображение, зрительно-моторную координацию, память;

  • воспитывать чуткость к художественному слову

Оборудование:

Демонстрационный материал: цветные иллюстрации из детских книг, карточка «Путь снежинки», бумажная снежинка и снежок.

Раздаточный материал: детские художественные книги, карточка с практическим заданием «Путь снежинки», карандаши.

Словарь: пелена, шапка, безветренная.

Предварительная работа:

  1. Экскурсии, наблюдения за зимними явлениями в природе;

  2. Рассматривание пейзажных картин о зиме;

  3. Чтение художественных произведений о зиме;

  4. Заучивание стихов и песен о зиме.

  1. Организационный момент и введение в тему занятия

  1. Вопрос к детям:

— Как называется самое холодное время года? (зима)

  1. Дидактическое задание «Найди картинку»

Инструкция педагога:

Найдите в книжках картинку о зиме

  1. Рассматривание иллюстраций

Вопросы к детям:

— Как ты догадался, что на этой картинке зима? (дети в зимней одежде)

— Чем покрыта земля? (снегом)

— На что похож снег, лежащий на земле? (снег лежит тонким слоем, как тоненькая пелёночка, пелена)

— А тебе что подсказало, что это зима? (много снега)

— На что похож толстый слой снега, большие сугробы? (на теплое одеяло)

— По каким признакам ты догадался, что на картине зима? (снег на деревьях)

— Что напоминает снег, лежащий на деревьях? (шапки)

Педагог выставляет картинки на доску.

— Все картинки о зиме? (да)

Вывод педагога:

Все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами.

  1. Работа по теме занятия

Инструкция педагога:

Послушайте стихотворение «Зима» Ивана Сурикова и представьте себе то, о чем там говорится.

  1. Чтение педагогом стихотворения «Зима»

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро поле

Снегом забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы —

И зима настала.

  1. Беседа по содержанию

— Вам понравилось стихотворение?

— Как поэт сказал в стихотворении о снеге, какой он? (белый, пушистый)

— А еще какой бывает снег? (мягкий, красивый, серебристый, искристый)

— А что делает снег? (кружится, падает, ложится)

— Как падают снежинки в стихотворении? Быстро или плавно, тихо, медленно кружась в воздухе? (тихо, медленно)

— Какая картинка подходит к этой части стихотворения?

— В какую погоду снег падает тихо, кружится в воздухе? (когда нет ветра)

Погода без ветра называется безветренная. Давайте вместе скажем это слово.

  1. Игровое упражнение «Нарисуй порхание снежинки»

Инструкция педагога:

Нарисуйте пальчиком в воздухе, как кружатся снежинки. (сверху-вниз)

Педагог показывает движения, дети повторяют.

  1. Физкультурная минутка «Снежинки»

Инструкция детям:

Выходите на ковер. Сейчас мы с вами превратимся в снежинки, будем слушать отрывок из стихотворения, плавно кружиться и медленно опустимся на землю.

Педагог читает первое четверостишие, дети кружатся и приседают.

Давайте еще покружимся, кто запомнил слова, помогайте.

Второе четверостишие педагог читает, когда дети присели на пол.

IY. Продолжение работы по теме занятия

1. Практическое задание «Обведи путь снежинок»

Инструкция детям:

Нарисуйте движение снежинок на карточке. Обведите дорожку по пунктиру, не отрывая карандаша.

Дети выполняют задание под музыку

2. Экспериментирование «Что легче?»

а) Вопросы к детям:

— Почему снежинки падают плавно, медленно? (они лёгкие)

— Давайте посмотрим, что упадет на пол быстрее снежок или снежинка?

— Что тяжелее? (снежок)

— Какая по весу снежинка? (лёгкая)

б) Вывод:

Снежинка падает медленно, потому что она легкая.

3. Чтение третьего четверостишия.

Вопрос к детям:

— Какая картинка подходит к этому отрывку? Почему? (снег похож на шапки)

  1. Чтение последнего четверостишия.

Мороз умеет рисовать красивые узоры. Где их можно увидеть? (на окнах домов, автобусов, машин)

5.Повторное чтение стихотворения

Давайте послушаем еще раз все стихотворение.

Y. Итог

— О чем это стихотворение? (о зиме)

— Кто его написал? (И.Суриков)

— Как вы думаете, любит ли автор стихотворения зиму, русскую природу зимой? (да)

Вот поэтому Иван Суриков написал такое красивое стихотворение о зиме.

Список использованной литературы:

  1. Волкова И.Н., Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем. Рабочая тетрадь 1 – М.: Школьная Пресса, 2005.

  2. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here