Конспект урока
Литературное чтение
2 класс
С использованием приёмов технологии.
-
Синквейн
-
Чтение с остановками
-
Предположение
-
Определение причинно-следственных связей
Выполнила работу Шильцова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №9»
г. Златоуста Челябинской области
Литературное чтение
Раздел: «О братьях наших меньших»
Тема: «Как сова старика проучила»
Материал В.В. Бианки «Сова»
Цель Знакомство с новой сказкой по теме раздела и особом виде литературных сказок – сказках-несказках..
Развивать умение определять главную мысль, определять главных и второстепенных персонажей, пересказу близко к тексту.
Продолжить работу по развитию речи: развивать речевой слух при нахождении рифмы, разговорных слов и выражений.
Развивать экологическое воспитание у детей.
Оборудование: портрет В.В. Бианки, рисунки (дед, сова, шмель, клевер, корова), презентация «Сказка», ПК, Мультимедийный проектор, пословица: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»
Ход урока
I. Орг. момент.
-Добрый день, дети. Сегодня продолжаем работать по разделу «О братьях наших меньших».
Использован приём «Синквейн»
(ПК Мультимедийный проектор. Презентация «Сказка»)
1 слайд
-Прочитайте. (Сказка)
-Что скажете? Что оно обозначает? (Имя существительное. Литератур-ное произведение)
-Опишите тему именами прилагательными. Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, докучные )
-Другими словами, что вы сейчас назвали? (Виды сказок)
-Какие виды вам ещё известны? (О животных)
2 слайд
— Сегодня на уроке познакомимся с новым видом сказки.
3 слайд
— Что это за сказки-несказки, о чём они сообщают? (Просветительские сказки. Сообщают новые знания о природе, объясняют какие-то природные явления.)
— Опишите действия со сказкой. Какие виды работ со сказкой? (Читать. Пересказывать. Инсценировать. Читать по ролям.)
4 слайд
— Какой фразой выражает автор сказки своё отношение к ней? (Сказка –ложь, да в ней намёк, добрым молодцам –урок!)
5 слайд
— Какой синоним подходит к слову сказка? (Выдумка, вымысел.)
6 слайд
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ текста «Музыкант» по вопросам учебника
III .Сообщение темы и цели урока.
Упражнение на тренировку распределения избирательности внимания.
-Среди букв найдите слова – названия нового произведения, с которым будем работать на уроке.
МГЛДНПБТСОВАЖВКЕОНЗЭБИАНКИЛОЫЦПХ
-Познакомимся с произведением В.В.Бианки «Сова». Определим глав-ных и второстепенных персонажей. Будем находить в тексте созвучия (рифмы). Учиться подробному пересказу, находить и использовать разговорные слова и выражения.
IV. Работа над произведением.
Используются приёмы технологии «Чтение с остановками» и «Предположение»
-О чём пишет Бианки?
-Прочитайте название произведения.
-Как думаете, о чём будет это произведение?
1. Чтение произведения подготовленными учащимися с остановкой и объяснением непонятных слов и выражений. После чтения каждого фрагмен-та ученики высказывают предположение о дальнейшем развитии сюжета.
-Можно ли назвать эту историю сказкой?
-Это произведение В.В.Бианки поместил в книгу «Сказки-несказки». Что здесь несказочного?
-Старик пьёт чай без молока, потому что сова перестала летать на луга. Это объяснение сказочное или жизненное?
Используется приём технологии «Определение причинно-следственных связей»
Причина – Следствие – Следствие — Следствие.
(Вывешиваются картинки-персонажи сказки-несказки)
2. Вопрос 1,2
3. –Какова главная мысль произведения? (Повторное чтение)
— Найдите в сказке отрывок, в котором коротко передаются все предшествующие события.
-Сравните его с заключительной частью сказки (со слов «Простила Сова старика…») Что в них общего и чем они различаются?
— Найдите в тексте созвучия (рифмы). Какова их роль?
— Найдите в тексте разговорные слова и выражения.
4. – Перескажите сказку близко к тексту, старайтесь употребить созвучные слова и выражения.
V. Итог.
-С каким новым видом сказки вы познакомились? (Сказка-несказка)
— Что нового о жизни природы вы узнали из сказки «Сова»?
— В этой истории есть поучительный смысл. Какой? («Дружно не грузно, а врозь хоть брось»)
— Сказка учит бережному отношению к природе. В природе всё взаимосвяза-но, и любое, даже маленькое нарушение в цепи связей может отрицательно сказаться на многом. В природе ничего не надо нарушать, потому что мы не можем предвидеть последствий даже одного – единственного нарушения.
VI. Инструктаж домашнего задания.
1.Чтение сказки.
2. Подробный пересказ.
VII. Резерв.
Вспомните народные потешки, загадки о сове.
-
Днём молчит – ночью кричит.
-
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
-
У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём.
*Сову видно по полёту