Конспект урока

Литературное чтение

2 класс

С использованием приёмов технологии.

  • Синквейн

  • Чтение с остановками

  • Предположение

  • Определение причинно-следственных связей

Выполнила работу Шильцова Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №9»

г. Златоуста Челябинской области

Литературное чтение

Раздел: «О братьях наших меньших»

Тема: «Как сова старика проучила»

Материал В.В. Бианки «Сова»

Цель Знакомство с новой сказкой по теме раздела и особом виде литературных сказок – сказках-несказках..

Развивать умение определять главную мысль, определять главных и второстепенных персонажей, пересказу близко к тексту.

Продолжить работу по развитию речи: развивать речевой слух при нахождении рифмы, разговорных слов и выражений.

Развивать экологическое воспитание у детей.

Оборудование: портрет В.В. Бианки, рисунки (дед, сова, шмель, клевер, корова), презентация «Сказка», ПК, Мультимедийный проектор, пословица: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось»

Ход урока

I. Орг. момент.

-Добрый день, дети. Сегодня продолжаем работать по разделу «О братьях наших меньших».

Использован приём «Синквейн»

(ПК Мультимедийный проектор. Презентация «Сказка»)

1 слайд

-Прочитайте. (Сказка)

-Что скажете? Что оно обозначает? (Имя существительное. Литератур-ное произведение)

-Опишите тему именами прилагательными. Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, докучные )

-Другими словами, что вы сейчас назвали? (Виды сказок)

-Какие виды вам ещё известны? (О животных)

2 слайд

— Сегодня на уроке познакомимся с новым видом сказки.

3 слайд

— Что это за сказки-несказки, о чём они сообщают? (Просветительские сказки. Сообщают новые знания о природе, объясняют какие-то природные явления.)

— Опишите действия со сказкой. Какие виды работ со сказкой? (Читать. Пересказывать. Инсценировать. Читать по ролям.)

4 слайд

— Какой фразой выражает автор сказки своё отношение к ней? (Сказка –ложь, да в ней намёк, добрым молодцам –урок!)

5 слайд

— Какой синоним подходит к слову сказка? (Выдумка, вымысел.)

6 слайд

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ текста «Музыкант» по вопросам учебника

III .Сообщение темы и цели урока.

Упражнение на тренировку распределения избирательности внимания.

-Среди букв найдите слова – названия нового произведения, с которым будем работать на уроке.

МГЛДНПБТСОВАЖВКЕОНЗЭБИАНКИЛОЫЦПХ

-Познакомимся с произведением В.В.Бианки «Сова». Определим глав-ных и второстепенных персонажей. Будем находить в тексте созвучия (рифмы). Учиться подробному пересказу, находить и использовать разговорные слова и выражения.

IV. Работа над произведением.

Используются приёмы технологии «Чтение с остановками» и «Предположение»

-О чём пишет Бианки?

-Прочитайте название произведения.

-Как думаете, о чём будет это произведение?

1. Чтение произведения подготовленными учащимися с остановкой и объяснением непонятных слов и выражений. После чтения каждого фрагмен-та ученики высказывают предположение о дальнейшем развитии сюжета.

-Можно ли назвать эту историю сказкой?

-Это произведение В.В.Бианки поместил в книгу «Сказки-несказки». Что здесь несказочного?

-Старик пьёт чай без молока, потому что сова перестала летать на луга. Это объяснение сказочное или жизненное?

Используется приём технологии «Определение причинно-следственных связей»

Причина – Следствие – Следствие — Следствие.

(Вывешиваются картинки-персонажи сказки-несказки)

2. Вопрос 1,2

3. –Какова главная мысль произведения? (Повторное чтение)

— Найдите в сказке отрывок, в котором коротко передаются все предшествующие события.

-Сравните его с заключительной частью сказки (со слов «Простила Сова старика…») Что в них общего и чем они различаются?

— Найдите в тексте созвучия (рифмы). Какова их роль?

— Найдите в тексте разговорные слова и выражения.

4. – Перескажите сказку близко к тексту, старайтесь употребить созвучные слова и выражения.

V. Итог.

-С каким новым видом сказки вы познакомились? (Сказка-несказка)

— Что нового о жизни природы вы узнали из сказки «Сова»?

— В этой истории есть поучительный смысл. Какой? («Дружно не грузно, а врозь хоть брось»)

— Сказка учит бережному отношению к природе. В природе всё взаимосвяза-но, и любое, даже маленькое нарушение в цепи связей может отрицательно сказаться на многом. В природе ничего не надо нарушать, потому что мы не можем предвидеть последствий даже одного – единственного нарушения.

VI. Инструктаж домашнего задания.

1.Чтение сказки.

2. Подробный пересказ.

VII. Резерв.

Вспомните народные потешки, загадки о сове.

  • Днём молчит – ночью кричит.

  • Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

  • У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

*Сову видно по полёту

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here