Конспект Урока литературного чтения

(4 класс VII вида)

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Власова О.Е.

Тема: «И.А.Бунин. Листопад»

Цели:

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»; развивать умение исследовать текст, понимать его смысл.

  • Формировать у учащихся навык выразительного чтения стихотворных произведений.

  • Формировать умение исследовать текст, понимать его смысл.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать творческое воображение посредством изобразительной деятельности по тексту стихотворения;

  • Повышение скорости чтения, коррекция грамотности посредством упражнений: «Прятки», «Угадайка», «Поля слов» по методике Зегебарт Г.М.;

  • Коррекция образного мышления и расширения поля зрения, с которого происходит съем информации через работу с таблицами Андреева;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать мотивацию к учению, любовь к поэзии;

  • учить понимать и чувствовать окружающую природу,

Оборудование: магнитофон, картина к стихотворению «Осень», портреты И.А.Бунина, Н.А.Некрасова, экологическое панно «Листопад»; образец осенних листьев; подносы, цветные квадраты, экран настроения, словари настроения; магниты с улыбкой, цветные магниты, изображенные на картоне паутинка; мотылек; картинки, изображающие времена года.

Дидактический (раздаточный) материал: запись текста сеанса аутогенной тренировки в исполнении О.Андреева, таблицы О.Андреева, словари «Настроения», карточки со словами, карточки с упражнениями по методике Зегебарта Г.М.; аудиозапись для занятия творческой деятельностью.

Здоровьесберегающие методики и технологии: элементы методики быстрого чтения О.Андреева: аутогенная тренировка, таблицы О.А.Андреева; элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: офтальмотренажер для профилактики близорукости, смена динамических поз – работа за конторкой, развитие зрительно-моторной реакции посредством сюжетных картинок по углам класса; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания; элементы арттерапии (на снятие эмоционального напряжения и формирование эмоциональной отзывчивости)

Ход урока.

  1. ОРГМОМЕНТ.

  • Настройтесь на работу. В этом вам поможет тренинг.

(включается аудиозапись аутотренинга О.Андреева для воздействия человека на самого себя посредством формул самовнушения в состоянии расслабления влиять на психологические процессы, прежде всего воображения, внимания и эмоциональных состояний и таким создавая условия для бессознательного психического обучения)

  1. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ АНДРЕЕВА. (для развития образного мышления и расширения поля зрения, с которого происходит съем информации)

  • Возьмите таблицы.

  • Смотрите в центр таблицы на звездочку.

  • Находим цифры 1, 2…12.

  • Находим буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М, Н.

  • Отложите таблицы.

Вставка 1 Зегебарт

  1. Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  • Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко.

  • Прочитайте в разговорном темпе, выделяя самые важные слова.

  • Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя в слова.

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ.

  • Произведения какого поэта мы читали на прошлом уроке?

  • Откройте книги. Прочитайте выразительно стихотворение Некрасова «Школьник».

вопрос 1

Прочитайте выразительно отрывок Некрасова из поэмы «Саша».

  • Прочитайте наизусть отрывок Некрасова из поэмы «Саша».

Чтение стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок» двумя учениками наизусть (по ролям).

Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию (по методике В.Ф.Базарного)

— Все встали. Руки на пояс. Я называю цифру. Вы смотрите на картинку, под которой находится данная цифра и запоминаете, какое изображено время года:

1,2,3,4

4,3,2,1

1,3

2,4.

— Закройте глаза.

— Какое время года под цифрой 2,3,4,1?

  1. Посмотрите на таблицу.

  • Назовите цвета квадратов, запомните.

  • Возьмите квадраты и положите их в том же порядке..

  • Какое слово получилось? (Бунин).

Бунин Иван Алексеевич – поэт родился 22 октября 1870 года в Воронеже в родовитой, но обедневшей семье. Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в гимназию в 1816 году Бунин был вынужден ее оставить, т.к. не было денег, чтобы оплатить обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата.

В 1891 году Бунин выпустил первый сборник стихов. Постепенно он становится все более заметен, и как поэт, и как прозаик. В 1920 г. вместе с женой Бунин уехал во Францию. Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А.П.Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже.

Элемент методики В.Ф.Базарного.

Учитель выделяет из класса учащегося, и предлагает продолжить работу за конторкой для смены динамических поз, для сохранения и укрепления телесной вертикали, позвоночника, осанки

  1. Сообщение темы урока.

  • Сегодня мы будем читать одно из его произведений.

  • Отгадайте, как оно называется? (Открыть панно с названием стихотворения) «Листопад».

  • Прослушайте и определите выраженное автором чувство. (Чтение учителем стихотворения).

  • Чем восхищается поэт? (Картина).

  1. Словарная работа.

  • В тексте вам встретились слова. Догадайтесь, какой цвет они обозначают? (Золотой — желтый, багряный — красный, лиловый — фиолетовый, сиреневый)

  1. Чтение стихотворения с анализом.

  • Сейчас мы будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

Чтение 1 части стихотворения. Затем ответы детей.

  • В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом.

  • А почему лес расписной? Кто его расписал?

  • Его расписала очень разными цветами красок: багряными, лиловыми, желто-золотистыми.

  • Как вы понимаете выражение: лес «стоит» веселой, пестрою стеной»?

  • Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

  • А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны с поляны «Стоит над светлою поляной».

  • Прочитайте другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

  • Желтые березы, у них листочки резные и блестящие.

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…»

  • Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками: «Как вышки, елочки темнеют» (Они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез)

Работа над 2 частью стихотворения. Затем ответы детей.

  • Теперь начнем читать вторую часть.

  • Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

  • Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: «Воздушной паутины ткани, Блестят, как сеть, из серебра» (Лист с паутиной)

  • А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток:

«В дворе последний мотылек

И точно белый лепесток,

На паутине замирает

Пригретый солнечным теплом».

  • День солнечный, яркий: «Сегодня так тепло кругом…».

  • А теперь прочитайте следующее четверостишье. Какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

  • Он услышал «мертвую» тишину. «…такое мертвое молчанье…»

  • А почему о тишине автор говорит, что она – «мертвая»?

  • В лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов. «…в лесу и в синей вышине…»

  • А еще чтобы мы услышали на фоне этой тишины еле заметные звуки падающего листика: «Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье»

  • Назовите слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика: «молчанье», «вышине», «можно», «тишине», «расслышать», «шуршанье».

  • Прочитайте последнее четверостишие стихотворения.

Физминутка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2 минуты).

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Подул ветерок

Падают, падают листья

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Возьмите листочки и украсьте картину. Я вам помогу.

Элемент методики В.Ф.Базарного.

Учащийся, работающие за конторкой

(для смены динамических поз, для сохранения и укрепления телесной вертикали, позвоночника, осанки) меняются.

  1. Чтение стихотворения.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПАРАМИ

  1. Гимнастика для глаз (по методике Базарного) (на развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве).

Посмотрите на кончик моей указки. Как летает осенний листок? Следим за ним.

  1. Работа с таблицами (технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания)

— Возьмите карточки со словами и карандаш.

Задание: вспомните определение Бунина таких слов, как: лес, поляна, паутина, мотылек и выполните задание на карточках

1 вариант. Задание: соедините стрелкой слова из 1 столбика со словами из 2 столбика.

2 вариант. Задание: впишите пропущенные буквы

  1. Лес

Рас…ной

  1. Поляна

Св.тл..

  1. Паутина

Воз…ная

  1. Мотылек

Пос..дний

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ

  1. Работа со словарем настроений.

— Возьмите словарь настроений.

— В каких словах автор выражает свои чувства и настроения.

Учащиеся называют настроение и читают нужные строчки из текста

— Отложите словари.

— Стихотворение будем читать неторопливо и постарайтесь передать чувства автора и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

Выразительное чтение стихотворения.

  • Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы?

  • Почему в стихотворении слово сегодня повторяется несколько раз?

  1. ИТОГ УРОКА.

  • Произведение какого поэта мы читали?

  • Как оно называется?

  • О чем это стихотворение? Об осени. О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты.

  • А как вы думаете, для чего Бунин его написал?

  • Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

  • Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

  • Возьмите конверты и составьте картинку осенних листьев. . Возьмите карточку,на ней изображен осенний листочек.

  • Какого он дерева? (Березы) Раскрасьте его (звучит музыка).

Составьте Экран настроения. Прикрепите ваши рисунки на доску. Кому урок понравился, возьмите магнит с улыбкой, если не очень – возьмите магнит другого цвета.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Приготовиться к выразительному чтению, у кого будет желание, выучить отрывок наизусть.

Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает.

Пригретый солнечным теплом.

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищенное;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

нежное;

светлое;

умиротворенное;

теплое;

светлое.

Сегодня так светло кругом

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

светлое;

спокойное;

умиротворенное;

нежное.

Начинаю очередное занятие аутогенной тренировки.

Принимаю удобную позу. Откинулся на спинку стула, расслабился. Ноги свободно стоят на полу, не скрещены. Руки лежат на коленях. Делаю три глубоких вдоха и выдоха. Начинаю вдох и выдох, вдох и выдох, вдох и выдох.

А теперь закрываю глаза и представляю себе, что нахожусь на берегу лесного ручья. Я загораю. Меня греет солнышко, я чувствую его ласковые лучи, мое тело согревается и расслабляется. Приятное тепло охватывает все мое тело, мне хорошо. Я отдыха. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен.

Моё дыхание спокойное, ровное. Я дышу свободно и
легко. Я отдыхаю.

Ушли все заботы, волнения. Существует только мой покой, моя сила в покое. Покой несёт отдых моему орга­низму. Я отдыхаю.

Аутогенная тренировка укрепила мою нервную систе­му, укрепила мою веру в успех обучения. Мне легко учить­ся быстро читать, я справлюсь. С каждым днем я всё бо­лее внимателен, максимально сосредоточен. Я хорошо читаю, всё понимаю и запоминаю прочитанное. У меня радостное настроение. Уверенность в своих силах, воз­можностях. Я полностью готов к занятиям. Свежесть и бодрость наполнили меня. У меня хорошее настроение.

Сеанс заканчивается.

Делаю глубокий вдох и резкий выдох. Повторяю, вдох и выдох. Последний раз, вдох и выдох. Открываю глаза. Потягиваюсь. Хорошо потягиваюсь и теперь разгибаю пальцы рук. Начинаю: раз, два; раз, два; раз, два. Занятие окончено.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here