Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа 21 века»
Роберт Бёрнс « В горах моё сердце»
Учитель: Довбня Светлана Александровна
С.Кулунда
2014 год.
Тема: Роберт Бёрнс « В горах моё сердце»
Предмет: Литературное чтение. 4 класс. УМК «Школа 21 века»
Цель: Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Роберта Бёрнса, развитие умения анализировать стихотворение, что будет способствовать воспитанию патриотизма, любви к природе.
Задачи:
Формирование культуры восприятия поэтического слова.
Развитие эмоциональной отзывчивости, умения чувствовать настроение лирического произведения.
Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.
Ход урока:
Психологический настрой на урок.
Попытайтесь почувствовать самого себя, а я помогу вам музыкой.
Кто попробует назвать своё чувство одним словом.( спокойное, тёплое, доброе, радостное….)
Мне бы очень хотелось, чтобы этот урок принёс вам радость общения и познания. Пусть он наполнит ваши сердца тёплыми чувствами. Я желаю вам успеха.
Определение темы урока, цели, составление плана урока.
План урока:
1. Знакомство с шотландским поэтом Робертом Бёрнсом.
2.Словарная работа.
3.Анализ стихотворения.
4.Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
5.Выразительное чтение стихотворения.
6.Рефлексия.
1.Введение в тему урока.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением талантливого поэта Роберта Бернса.( презентация)
Роберт Бернс — шотландский поэт. Создал самобытную поэзию, в которой прославил труд, народ и свободу, бескорыстную и самоотверженную любовь и дружбу. Он родился 25 января 1759 года. В прошлом году любители его поэзии отмечали 250-летие со дня его рождения. А в Шотландии 25 января считается национальным праздником. Этот день отмечается поклонниками творчества поэта во всём мире. Роберт Бернс с детства очень много читал. Начал писать стихи, когда еще учился в школе. Он стал известным буквально сразу после выхода его первой книги.
Шотландия — это составная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Границы Шотландии остаются неизменными почти 500 лет. Характер шотландского народа и его образ жизни складывались под влиянием природного окружения. В этой стране широко распространены скалистые холмы и болота, а в ее центральных и западных районах преобладают горы. А шотландцы — это горный народ, отличавшийся гордостью, доблестью, храбростью.
В Шотландии нет ни одного дома, где не стояли бы на полках книги Бернса и о Бернсе, где не висел бы его портрет. Особенно среди шотландцев популярно стихотворение Бернса «В горах мое сердце», которое полно любви к Шотландии — родине поэта.
Вопросы перед прослушиванием стихотворения.
Объясните смысл названия стихотворения? ( Сердце — самый главный орган человеческого организма. Самое главное в жизни поэта — память о Родине).
Можно ли по названию стихотворения определить отношение поэта к своему Отечеству? (Он сердце свое «отдал» горам Шотландии, значит, он сильно любит свою Родину)
Почему же горы, почему именно им поэт «отдает» свое сердце? (предположения детей)
2. Словарная работа.
Доныне — до сих пор.
Бездна — пропасть.
Доблесть — отвага, духовное мужество, стойкость, геройство.
Кровля — крыша.
Долина — впадина между горами или холмами.
Поникшие — наклонённые, нагнутые.
3.Слушание фонохрестоматии стихотворения.
4 .Проверка первичного восприятия.
— Вам понравилось стихотворение?
Что особенно понравилось?
Поделитесь своими мыслями, чувствами.
Какие чувства испытали, слушая произведение?
Какое настроение вызывает данная картина у автора? А у вас?
5.Самостоятельное чтение стихотворения.
Прочитайте сами еще раз стихотворение, чтобы прочувствовать его до конца.
Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. ( Да, меняется. Восторг — гордость — печаль — тоска).
6.Анализ стихотворения.
1 строфа.
Почему после 1 предложения стоит многоточие? (Поэт вспоминает, перед глазами проносятся картины прошлого).
Какие картины видим? ( 3 следующие строчки)
Почему это стихотворение-воспоминание?
Как вы понимаете последнюю строчку 1-ой строфы?
2 строфа.
Какими словами автор называет место, где он родился? ( Моя родина, Север, Отечество славы и доблести край).
Какое чувство испытывает автор за свою родину? ( чувство гордости).
По своей ли воле он покинул родной край? ( судьбою гоним).
Найдите строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда не покинул бы Родину.
3 строфа.
Какое слово начинает каждую строку?
Чем отличается «прощайте» от « До свидания» ( не надеется на встречу. Уехал навсегда.)
4 строфа.
Что можете сказать о 4 строфе? ( Она является повторением первой).
Этим поэт подчеркивает, что между ним и его родиной — расстояние, которое никак не преодолеть, это состояние усиливает последняя строка).
7. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
— Какой темп нужно выбрать для чтения: медленный, средний, быстрый?
— Какие слова нужно выделить голосом, прочитать их с большей силой?
8. Выразительное чтение стихотворения.
Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.
О чём же это стихотворение? (о любви к Родине).
Описывая природу родного края на самом деле поэты признаются в любви к родине.
Ребята, а природа нашей Кулунды достойна того, чтобы о ней писать?
Может кто-то из вас знаком с творчеством кулундинских поэтов?
(прочесть любое стихотворение местных поэтов о родине)
9. Итог урока. Рефлексия.
Вывод:
Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым. Но настоящий читатель должен уметь это настроение вычитать.
— Что для вас слово «Родина»?
— Что значит «любить Родину»?
— Как можно выразить свою любовь к Родине?
Спасибо за урок!
Д/задание: выразительное чтение стихотворения Р.Бернса, по желанию — выучить наизусть.