Конспект урока литературы

5 класс

МЫ НЕ МОЖЕМ БЕЗ НИХ ИЛИ ОНИ БЕЗ НАС?..

Мир животных в стихотворениях

С. Есенина, Н. Глазкова, В. Маяковского, Д. Кугультинова

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока

Задачи

Методы

Оборудование

Познакомить с миром животных в стихотворениях русских поэтов ХХ века, уметь понимать символьно-образные взаимоотношения человека и тех, кто рядом с ним.

        1. Научить определять тематику стихотворений, видеть нравственную глубину стихотворения; вырабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте.

        2. Развивать умения анализировать, сравнивать стихотворения.

        3. Воспитывать любовь к животным.

              1. Объяснительно-иллюстративный

              2. Частично-поисковый

Компьютер, экран, презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point, карточки с вопросами для анализа стихотворений.

Регулятивные УУД

1. Самостоятель-но формулиро-вать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем выра-батывать крите-рии оценки сво-ей работы.

Познаватель-ные УУД

1.Самостоятель-но вычитывать все виды тексто-вой информа-ции: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплош-ной текст: ил-люстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомитель-ным и просмот-ровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушаного) текста подробно, сжато, выбороч-но.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникатив-ные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных пози-ций в сотрудни-честве.

2.Формулиро-вать собственное мнение и пози-цию, аргументи-ровать её.

3. Задавать вопросы, необ-ходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность ком-муникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и пись-менной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться при-нимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудито-рией сверстни-ков с сообщени-ями.

Личностные результаты

1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2.Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгорит-му самооцени-вания определя-ет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право попра-вить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право попра-вить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм само-оценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначитель-ной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение прос-той типовой задачи, где требуется при-менить сформи-рованные уме-ния и усвоенные знания, прежде всего с опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить зна-ния по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непри-вычной ситуа-ции. Это уро-вень функцио-нальной гра-мотности — «отлично».

Максимальный уровень – реше-ние «сверх-задачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоя-тельно усвоен-ных умений.

II. Работа с текстом до чтения

Форму-лирова-ние темы урока

III Работа с текстом во время чтения

IV. Работа с текстом после чтения

Обобщение и систематизация знаний

Сегодня мы познакомимся со стихами поэтов XX века, которые писали о животных. Попробуем проанализировать их. Вы выскажете свое мнение об отношениях человека и природы, человека и животных, о тех, кто рядом с нами, но не похож на нас.

Давайте попробуем определить: что есть общего во всех, прочитанных нами стихотворениях, кроме того, что они о тех, кто живет рядом с нами, но не похож на нас?

(они все печальные).

— Попробуем сформулировать тему: Почему стихотворения о мире животных печальные?

  1. Сергей Александрович Есенин —

замечательный русский поэт. Его называют певцом русской природы. (Обращается внимание на портрет поэта. Слайд № 4)

Послушайте внимательно стихотворение С.Есенина «Песнь о собаке», и попробуем с вами вместе проанализировать это произведение.

(Звучит стихотворение в исполнении заранее подготовленного ученика)

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке»:

(фронтальная работа класса)

  1. Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?

  2. Определите тему и основную мысль стихотворения.

  3. Как поэт рисует материнскую тоску и нежность?

  4. Найдите метафоры. Объясните их смысл.

  5. Каким автор показывает «хозяина» в этом стихотворении?

Слайд № 5

Перед нами — одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о животных. Обыденная, простая и грустная история о собаке, у которой утопили щенков, превращается под пером Сергея Есенина в песнь о сестре нашей младшей, в песнь о живом, страдающем и любящем существе, попавшем под власть непонятной и злой силы.
Первые две строфы рисуют ласковую и трогательную картину материнского счастья собаки, причем все вещи без малейшей сентиментальности названы своими именами: «семерых ощенила сука», причесывает собака щенят «языком», подтаявший снег струится под ее «животом». Теплое отношение к такому вроде бы рядовому эпизоду формируется нарядным глаголом «златятся» (по отношению к обыденнейшим рогожам), уменьшительно-ласкательным «снежок» и эпитетом «теплый». Единственная тревожная нотка — упоминание «до вечера»: матери удается повозиться со своими щенятами только в течение одного дня.
Что произошло вечером — об этом речь в следующей строфе. Чувство тревоги нарастает стремительно и зловещее:
Семерых всех поклал в мешок.

Есенин прибегает к очень сильному приему — фигуре умолчания. Самая страшная сцена опущена, она скрывается за многоточием (см. 4-ю строфу. Мы только видим, вместе с собакой, как долго дрожит вода на месте падения мешка с щенками.
Собака- мать плетется обратно, «слизывая пот с боков». Поэтому, кстати, таким убедительным, вовсе не метафоричным выглядит сообщение, что она принимает «месяц над хатой» за одного из своих щенков. И дальше пронзительные строки:
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля.. .
В чем волшебство этих стихов? Как можно глядеть «звонко»? В этом «звонко» сливается ощущение тоски, пустоты, одиночества и пронзительного собачьего воя.
И, опять — простое описание простого факта: месяц скрывается за холмом, уходит последнее напоминание о погибших щенках. Вся жестокость совершившегося концентрируется в строках последнего четверостишия, с обыденным и символическим сравнением:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех… .

И как реквием собачьему (и человеческому) страданию:
… Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Для Есенина все живые существа были равны, и в своих произведениях он наделял их разумом и чувствами.

2.Работа в группах (на столах раздаточный материал с вопросами)

Ваша задача: прочитать стихотворения и проанализировать их.

1 группа: Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

  1. Выразительно прочитать стихотворение.

  2. Определить тему и основную мысль стихотворения. 

  3. Какие согласные звуки использует автор? Понаблюдайте, как с помощью этих звуков поэт передаёт топот лошадиных копыт, чувство тоски и одиночества.

  4. Чем отличается от толпы лирический герой?

2 группа: Анализ стихотворения Николая Глазкова: «Песнь разлуки»

  1. Выразительно прочитать стихотворение. 

  2. Определите тему и основную мысль стихотворения.

  3. Какие словесные картины можно нарисовать, прочитав это стихотворение?

  4. Как в этом стихотворении противопоставлен мир природы и человека? (подберите примеры, характеризующие человека и природу)

— Разбираем «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского в режиме продуктивного чтения.

История о лошади помогает поэту рассказать о своей собственной тоске и боли. Сюжет произведения – повод задуматься о соотношении алчного и грубого со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом. Эту тему задает звукоподражание, которое имитирует не только цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия:

Грабь.

Гроб.

Груб. –

(Звуковое сочетание близко к цокоту копыт и, одновременно, к словарным упражнениям в школьном словаре)

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила, (было скользко и ветренно)

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой, зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить, (была мода на расклешенные брюки, т.е. праздная публика. Благодаря художественным обобщениям создается образ толпы, разноликой и в то же время одинаковой в своем жестоком и бездушном смехе над несчастным животным)

сгрудились, (зачем? Чтобы помочь?)

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала!-

— Упала лошадь!-

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему. (Почему?)

Подошел

и вижу

глаза лошадиные… (Автор предоставляет нам самим дорисовать всю глубину эмоционального переживания несчастного животного)

Улица опрокинулась,

течет по-своему… (Поэт мастерски показывает немое равнодушие толпы с помощью метафоры)

В. Маяковский называет смех людей воем. Лошадь же плачет, и лирический герой утешает ее, как ребенка.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая, (Почему?) (Она увидела сочувствие)

стала в стойло.

И все ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

(«Все мы немножко лошади», всем требуется сочувствие, вовремя протянутая рука, даже взгляд. Поэтому лошадь и почувствовала себя жеребенком – ведь, по-хорошему, нужно «быть как дети». И любовь, благодарность – это то, ради чего стоит жить и работать)

Разбираем «Песнь разлуки» Николая Глазкова.

Печальной будет эта песня (Почему? О чем?)

О том, как птицы прилетали,

А в них охотники стреляли

И убивали птиц небесных.(Зачем же они убивали?)

А птицы падали на землю

И умирали в час печали,

А в них охотники стреляли

Для развлеченья и веселья.

А птицы знали, понимали,

Что означает каждый выстрел,

Но по весне вновь прилетали

К родным лесам у речки быстрой. (Почему же они возвращались в те места, где их убивали?)

И не могли не возвратиться

К родимой северной округе,

И песню горестной разлуки

Весной веселой пели птицы, (Это родные места, и они возвращались туда, быть может, даже ценой своей жизни)

А в них охотники стреляли

И попадали в птиц не целясь.

И песню скорби и печали

Весной веселой птицы пели. (Поэтому птицы и поют так жалобно, возвращаясь в родные края: часто для них Родина и смерть – синонимы, но они все равно стремятся туда)

— Как в стихотворении Н. Глазкова «Песнь разлуки» противопоставлены мир природы и человек?

3.А сейчас познакомимся с произведением народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова «Смерть сайгака, или расстрелянное утро».

(Чтение стихотворения)

— Подумайте и объясните смысл названия стихотворения «Смерть сайгака, или расстрелянное утро».

Как поэт сформулировал свое мироощущение? («Весь мир во мне, и в мире я как дома». И этот мир поэта – это мир Добра.)

В первой части поэт – часть этого мира.

Жаворонку машет он рукой, суслик кажется ему давним приятелем, птица с пестрым опереньем сидит, нисколько не боясь, рядом с ним, и даже с сайгаком он способен заговорить на его языке. Всю эту гармонию отношений человека и природы испытывает лирический герой стихотворения. Описывая красоту сайгака, поэт использует яркие, звучные эпитеты.

Учащиеся находят по тексту («гордая голова», «могучий нос», «орлиный клюв»),  тонкие сравнения («рога оленьи — сочных два побега», «ноги…- четыре природою натянутых струны).

    Но «добрый мир» Д. Кугультинова соседствует со злом. Грянувший из-за холма короткий выстрел, пропоров насквозь прозрачность утра, принес смерть красавцу сайгаку. «Все доброе исчезло в струйке дыма»: как будто какой-то рассудком нищий великан расплескал, смеясь, голубое озерко, что дышало в камышах струисто:

   Как будто тот, кто за бедой беду,

   За горем горе сеет повсеместно,

   Ударом вышиб лучшую звезду,

  Злорадно покалечив свод

небесный…

Одна маленькая пуля, сотворенная  разумом человека,  уносит жизнь сайгака. Обрывается не просто жизнь одного животного, нарушается гармония мира. Именно такую картину видит лирический герой стихотворения. Если в первой части мы видим рождение утра и ощущение чистоты и покоя просыпающегося мира, то во второй части багровое солнце, опускающееся в кроваво-красный мрак. Тем сильнее звучит в голосе поэта боль от совершенного зла:

И кровью утра — жаркою, лучистой —

  Мне душу обожгло!

Работа с презентацией: слайды № 6-11

Как нужно относиться к окружающей нас природе и животным?

Из-за истребления численность сайгаков находится на грани исчезновения. Поэтому сайгаки занесены в Красную книгу.

-Что же является главным средством создания стихотворения? Что отличает стихи от прозы? (Подводим детей к мысли о том, что стихотворение держится на внутреннем ритме, умении автора передать мысли и чувства через стихотворную или поэтическую строфу, где имеют значения: ритм, рифма.)

III. Итог урока

Мы пришли к выводу, что животные испытывают те же чувства, что и люди, но они у них выражены непосредственно. И «хорошее отношение к лошадям» — это хорошее отношение к людям. Так же затронули тему экологии человеческих отношений.

IV. Домаш

нее задание

Выучить одно из понравившихся стихотворений

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here