Урок 18.
Тема: Слова и слоги. Ударение в слове
Целевые установки урока
— Формирование представления о слоге как части слова
— формирование умений произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания
— развитие потребности в чтении книг
— получение общего представления об ударении
— формирование умения определять место ударения в слове
— формирование общего представления о смыслоразличительной роли ударения
-совершенствование культуры речи учащихся : произношение слов с правильным ударением.
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Эмоционально- волевая регуляция
Упражнение «Самое лучшее зрение»
— Уметь смотреть не значит уметь видеть. Давайте будем учиться видеть вокруг себя что- то хорошее.
(Передавая по кругу мягкую игрушку, учащиеся говорят, что хорошего они видят вокруг себя , что их больше всего радует)
Артикуляционная разминка
Упражнение «Хомячок»
(Надуть обе щёки, а потом надувать щёки по очереди. Упражнение повторить 5 -6 раз)
Работа над дикцией
— Произнесите скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп
Проворонила ворона воронёнка
-
Актуализация опорных знаний
— Чему мы учились на прошлом уроке обучения грамоте?
— Чем бы вам хотелось заняться на уроке? (Предложение детей)
— Давайте составим план сегодняшней работы.
План. (примерный)
-
Работа с рисунками
-
Составление схем слов.
-
Составление схем предложений.
-
По заданным схемам составлять предложения.
-
Составление устных рассказов.
-
Выделение гласных в слове и деление слова на слоги.
— А сейчас игра на внимание.
— Перед вами схемы слов:
— Сколько слов изобразили в виде схемы?
— В каком слове один гласный звук?
— Какое слово состоит из трёх слогов?
— Подберите подходящие к схемам слова.
– Что не закончено в схемах? ( Нет деления на слоги.)
Дети подходят к доске и заканчивают схемы самостоятельно.
– Как связаны гласные звуки и слоги? (Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
— Какой пункт плана урока мы выполняли во время игры? (Работали со схемами слов, выделяли в словах гласные, определяли количество слогов в слове.)
Фонетическая разминка.
Учитель показывает детям артикуляцию гласных звуков губами, дети угадывают и называют звук.
4. Постановка учебной проблемы
Работа в учебнике на с. 56.
— Куда пришли сказочные герои? Как называются эти большие нарядные здания? ( дворцы, замки). Здесь собирается королевский бал, на который приглашены герои русских и зарубежных сказок. Но почему же сказочные герои не заходят в ворота? (Ворота заперты на замки). Дело в том, что согласно королевскому приказу на бал попадёт тот , кто определит, чем различаются слова «замки» и «замки». Хотите помочь сказочным героям решить эту задачу?
5. Открытие нового знания
— Сравните слова «замки» и «замки» по значению и по звучанию. Одинаково ли значение этих слов?
(Нет: замки – это дворцы, а замки- это приспособления для закрывания дверей на ключ.) А одинаковы ли эти слова по звуковому составу?
Составьте звуковые схемы слов «замки» и «замки»
— Сколько звуков в каждом слове, одинаковы ли они и какие это звуки? (По пять звуков: согласный твёрдый, гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, гласный)
— Выделите эти звуки произношением. ( З-а-м–к-и) Сколько в этих словах слогов? ( по два слога). Произнесите эти слова по слогам ( Зам – ки).
— Получается, что эти слова ничем друг от друга не различаются? Или всё- таки есть какая- то разница? Послушайте как я произношу эти слова.
Учитель произносит слова, выделяя голосом ударный слог в каждом слове. Учащиеся замечают, что в одном слове голосом выделяется слог «зам», а в другом «ки»
— Кто знает, как называется такой звук (слог), по которому как буд-то ударяет голос? (Кто-то из детей наверняка скажет слово «ударный» или «ударение».)
— А как нам на схеме показывают ударный слог? (Косая чёрточка над словом – знак ударения.)
— А над какой буквой поставить знак ударения? Как же определить ударный слог?
— А как нам на схеме показывают ударный слог? (Косая чёрточка над словом – знак ударения.)
— А над какой буквой поставить знак ударения? Как же определить ударный слог?
— Попробуйте слово «замки» произнести по слогам.
— Какой слог ударный? (Ученики произносят замки. Приходят к выводу: определить ударный слог трудно.)
— Почему трудно выделить ударный звук?
— Как же надо произнести слово, чтобы услышать ударный звук? ( Слово надо произнести слитно, всё вместе, не по слогам.)
— Я вам открою два «секрета».
1) секрет «кричательный». Слово произносится быстро 3 раза, а на четвертый выкрикиваем в нём ударный слог. Вот так: «Замки, замки, замки , замки».
Давайте так определим ударный слог в словах: машина, лошадь, петух.
2) секрет «просительный». Чтобы быстрее определить ударный слог, не обязательно кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать его. Позовите: машина! лошадь! петух!
— Где же место значка ударения в слове? (Над ударным слогом, а точнее над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.)
— Так как же можно различить слова с одинаковыми схемами? (По ударению.)
— Вернёмся к схемам слов «замки» и «замки».
— Что же мы теперь можем добавить в схемы «замки» и «замки», чтобы различить их? (Ударение.)
Определение смыслоразличительной роли ударения в слове.
— Произнесите ещё раз каждое слово с ударением . Что же различает эти слова по звучанию и по значению? ( место ударения в слове)
— Что нового мы сейчас для себя открыли?
— Что теперь нам нужно сделать, чтобы уметь правильно определять ударный звук и ставить знак ударения? (Выполнить упражнения.)
6. Развитие умения применения нового знания
Работа в учебнике на с 55.
— Рассмотрите модели слов, обратив внимание на их значение и звучание. Кто правильно с помощью звуковых схем произнесёт эти слова с ударением? (башмаки, лапти, туфли)
— Что общего в значении этих слов? Что они называют?
— Можно ли по этой обуви догадаться , кто из сказочных героев пришёл на бал?.
Работа по формированию произносительной культуры.
— Золушка хочет задать вам вопрос. Слово «туфли» обозначает две туфли. А как назвать одну из них? ( Туфля). Произнесите это слово правильно, с ударением на первом слоге. Почему нужно соблюдать правильное ударение в слове? Правильное ударение в слове – показатель культуры речи человека)
Работа в учебнике на с. 57 Рассматривание рисунка. Составление высказывания по схеме.
— Кто из сказочных героев пришёл на бал в сапогах? Кого он пригласил танцевать? (Аню) . С кем встал в пару Ваня? ( С Золушкой). Какие слова должны сказать кавалеры , Ваня и Кот в сапогах ,приглашая своих дам на танец? Попробуйте догадаться по схеме высказывания. Сколько слов в ней обозначено? (четыре).
— Какие же это могут быть слова? ( Разрешите пригласить на танец)
— А кого из сказочных героев вам хотелось бы пригласить на танец?
Использование музыкального молоточка как символа ударения.
— Музыка зазвучит на балу лишь после того, как подаст сигнал Мальчик- колокольчик. Найдите его на рисунке. Что у него в руках? Это необычный молоточек, музыкальный , им отмечаются ударные слоги в именах гостей.
— Кто сможет прочитать их?
На доске записаны слова. Умеющие читать, читают:
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром.
Эй, невидимка- молоток,
Отметь- ка слог ударом!
— Какой слог- первый или второй – должен отметить молоточек в именах Ваня? Аня? А в ваших именах?
Учащиеся берут в руки воображаемый молоток, говорят волшебные слова и произносят свои имена: сначала по слогам, а потом целым словом, выделяя ударный слог и определяя , какой он по счёту : первый, второй или третий.
Игра «Вышиваем слова».
– Слова тоже можно вышивать «крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный – маленьким.
— Откройте тетради для печатания. Я буду называть слово, вам нужно посчитать, сколько слогов в слове, определить ударный, обозначить слоги крестиками. (Один, два или три ученика работают у доски.)
— Борода – ххХ, гребешок – ххХ, хвостище – хХх, перья – Хх, головка
7. Итог урока. Рефлексия
— Что нового мы узнали на уроке?
— Как же не умея записывать буквы, можно различить схемы слов?
— Что повторили из того, что уже знали?
— Что у вас получилось лучше всего?
— В чём испытали затруднения?
— Как бы оценили своё настроение после урока?
— Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике.