Урок 18.

Тема: Слова и слоги. Ударение в слове

Целевые установки урока

Формирование представления о слоге как части слова

— формирование умений произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания

— развитие потребности в чтении книг

— получение общего представления об ударении

— формирование умения определять место ударения в слове

— формирование общего представления о смыслоразличительной роли ударения

-совершенствование культуры речи учащихся : произношение слов с правильным ударением.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Эмоционально- волевая регуляция

Упражнение «Самое лучшее зрение»

— Уметь смотреть не значит уметь видеть. Давайте будем учиться видеть вокруг себя что- то хорошее.

(Передавая по кругу мягкую игрушку, учащиеся говорят, что хорошего они видят вокруг себя , что их больше всего радует)

Артикуляционная разминка

Упражнение «Хомячок»

(Надуть обе щёки, а потом надувать щёки по очереди. Упражнение повторить 5 -6 раз)

Работа над дикцией

— Произнесите скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп

Проворонила ворона воронёнка

  1. Актуализация опорных знаний

Чему мы учились на прошлом уроке обучения грамоте?

Чем бы вам хотелось заняться на уроке? (Предложение детей)

— Давайте составим план сегодняшней работы.

План. (примерный)

  1. Работа с рисунками

  2. Составление схем слов.

  3. Составление схем предложений.

  4. По заданным схемам составлять предложения.

  5. Составление устных рассказов.

  6. Выделение гласных в слове и деление слова на слоги.

— А сейчас игра на внимание.

— Перед вами схемы слов:

— Сколько слов изобразили в виде схемы?

— В каком слове один гласный звук?

— Какое слово состоит из трёх слогов?

— Подберите подходящие к схемам слова.

Что не закончено в схемах? ( Нет деления на слоги.)

Дети подходят к доске и заканчивают схемы самостоятельно.

Как связаны гласные звуки и слоги? (Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

— Какой пункт плана урока мы выполняли во время игры? (Работали со схемами слов, выделяли в словах гласные, определяли количество слогов в слове.)

Фонетическая разминка.

Учитель показывает детям артикуляцию гласных звуков губами, дети угадывают и называют звук.

4. Постановка учебной проблемы

Работа в учебнике на с. 56.

— Куда пришли сказочные герои? Как называются эти большие нарядные здания? ( дворцы, замки). Здесь собирается королевский бал, на который приглашены герои русских и зарубежных сказок. Но почему же сказочные герои не заходят в ворота? (Ворота заперты на замки). Дело в том, что согласно королевскому приказу на бал попадёт тот , кто определит, чем различаются слова «замки» и «замки». Хотите помочь сказочным героям решить эту задачу?

5. Открытие нового знания

— Сравните слова «замки» и «замки» по значению и по звучанию. Одинаково ли значение этих слов?

(Нет: замки – это дворцы, а замки- это приспособления для закрывания дверей на ключ.) А одинаковы ли эти слова по звуковому составу?

Составьте звуковые схемы слов «замки» и «замки»

— Сколько звуков в каждом слове, одинаковы ли они и какие это звуки? (По пять звуков: согласный твёрдый, гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий, гласный)

— Выделите эти звуки произношением. ( З-а-м–к-и) Сколько в этих словах слогов? ( по два слога). Произнесите эти слова по слогам ( Зам – ки).

— Получается, что эти слова ничем друг от друга не различаются? Или всё- таки есть какая- то разница? Послушайте как я произношу эти слова.

Учитель произносит слова, выделяя голосом ударный слог в каждом слове. Учащиеся замечают, что в одном слове голосом выделяется слог «зам», а в другом «ки»

— Кто знает, как называется такой звук (слог), по которому как буд-то ударяет голос? (Кто-то из детей наверняка скажет слово «ударный» или «ударение».)

— А как нам на схеме показывают ударный слог? (Косая чёрточка над словом – знак ударения.)

— А над какой буквой поставить знак ударения? Как же определить ударный слог?

— А как нам на схеме показывают ударный слог? (Косая чёрточка над словом – знак ударения.)

— А над какой буквой поставить знак ударения? Как же определить ударный слог?

— Попробуйте слово «замки» произнести по слогам.

— Какой слог ударный? (Ученики произносят замки. Приходят к выводу: определить ударный слог трудно.)

— Почему трудно выделить ударный звук?

— Как же надо произнести слово, чтобы услышать ударный звук? ( Слово надо произнести слитно, всё вместе, не по слогам.)

— Я вам открою два «секрета».

1) секрет «кричательный». Слово произносится быстро 3 раза, а на четвертый выкрикиваем в нём ударный слог. Вот так: «Замки, замки, замки , замки».

Давайте так определим ударный слог в словах: машина, лошадь, петух.

2) секрет «просительный». Чтобы быстрее определить ударный слог, не обязательно кричать, а можно попросить о чём-либо этот предмет или позвать его. Позовите: машина! лошадь! петух!

— Где же место значка ударения в слове? (Над ударным слогом, а точнее над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.)

— Так как же можно различить слова с одинаковыми схемами? (По ударению.)

— Вернёмся к схемам слов «замки» и «замки».

— Что же мы теперь можем добавить в схемы «замки» и «замки», чтобы различить их? (Ударение.)

Определение смыслоразличительной роли ударения в слове.

— Произнесите ещё раз каждое слово с ударением . Что же различает эти слова по звучанию и по значению? ( место ударения в слове)

— Что нового мы сейчас для себя открыли?

— Что теперь нам нужно сделать, чтобы уметь правильно определять ударный звук и ставить знак ударения? (Выполнить упражнения.)

6. Развитие умения применения нового знания

Работа в учебнике на с 55.

— Рассмотрите модели слов, обратив внимание на их значение и звучание. Кто правильно с помощью звуковых схем произнесёт эти слова с ударением? (башмаки, лапти, туфли)

— Что общего в значении этих слов? Что они называют?

— Можно ли по этой обуви догадаться , кто из сказочных героев пришёл на бал?.

Работа по формированию произносительной культуры.

— Золушка хочет задать вам вопрос. Слово «туфли» обозначает две туфли. А как назвать одну из них? ( Туфля). Произнесите это слово правильно, с ударением на первом слоге. Почему нужно соблюдать правильное ударение в слове? Правильное ударение в слове – показатель культуры речи человека)

Работа в учебнике на с. 57 Рассматривание рисунка. Составление высказывания по схеме.

— Кто из сказочных героев пришёл на бал в сапогах? Кого он пригласил танцевать? (Аню) . С кем встал в пару Ваня? ( С Золушкой). Какие слова должны сказать кавалеры , Ваня и Кот в сапогах ,приглашая своих дам на танец? Попробуйте догадаться по схеме высказывания. Сколько слов в ней обозначено? (четыре).

— Какие же это могут быть слова? ( Разрешите пригласить на танец)

— А кого из сказочных героев вам хотелось бы пригласить на танец?

Использование музыкального молоточка как символа ударения.

— Музыка зазвучит на балу лишь после того, как подаст сигнал Мальчик- колокольчик. Найдите его на рисунке. Что у него в руках? Это необычный молоточек, музыкальный , им отмечаются ударные слоги в именах гостей.

— Кто сможет прочитать их?

На доске записаны слова. Умеющие читать, читают:

Ударный слог, ударный слог-

Он назван так недаром.

Эй, невидимка- молоток,

Отметь- ка слог ударом!

— Какой слог- первый или второй – должен отметить молоточек в именах Ваня? Аня? А в ваших именах?

Учащиеся берут в руки воображаемый молоток, говорят волшебные слова и произносят свои имена: сначала по слогам, а потом целым словом, выделяя ударный слог и определяя , какой он по счёту : первый, второй или третий.

Игра «Вышиваем слова».

Слова тоже можно вышивать «крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный – маленьким.

— Откройте тетради для печатания. Я буду называть слово, вам нужно посчитать, сколько слогов в слове, определить ударный, обозначить слоги крестиками. (Один, два или три ученика работают у доски.)

Борода – ххХ, гребешок – ххХ, хвостище – хХх, перья – Хх, головка

7. Итог урока. Рефлексия

— Что нового мы узнали на уроке?

Как же не умея записывать буквы, можно различить схемы слов?

— Что повторили из того, что уже знали?

— Что у вас получилось лучше всего?

— В чём испытали затруднения?

— Как бы оценили своё настроение после урока?

— Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here