Тема урока. Рассказ А.П. Чехова «Ионыч».

Цель: история и причины духовной гибели человека.

1. Воспитательная задача. Доказать, что отсутствие высших нравственных принципов ведет к деградации личности, показать, что, хотя влияние среды на человека общеизвестно, есть еще и самовоспитание, сопротивляемость среде.

2. Обучающая задача. Через систему вопросов развивать самостоятельное мышление ученика, а вместе с тем и его монологическую речь.

3. Развивающая задача: на примере композиции, через художественную деталь показать содержательность формы, развить навыки и умение анализа текста в единстве формы и содержания.

Ход урока:

I. Освежаем в памяти учащихся знания о жизни и творчестве А.П. Чехова. Детство без детства. Работа в лавке отца. Ранняя самостоятельность. Московский университет. Врач и писатель. Программные рассказы: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», рассказы о животных и пр.

Учитель рассказывает о жизни и творчестве позднего Чехова, автора «Дамы с собачкой», «Крыжовника», «О любви», «Человека в футляре». Здесь следует подчеркнуть особенность миросозерцания мастера, а главное — его твердую этическую позицию, которая не выражается непосредственно прямолинейно.

II. Выявление первоначального восприятия рассказа.

а) Ваши мысли и чувства при чтении рассказа?

б) Кто главный герой и почему?

в) Какие сцены произвели на вас особое впечатление?

г) Пример яркой художественной детали в рассказе?

д) Нравится ли вам рассказ?

Если вы выбрали вариант с классным сочинением, то можно дать общую оценку работ.

III. Разбор произведения.

а) Каким мы видим главного героя в начале рассказа? (Настоящая фамилия — Старцев, но он еще не Ионыч. Земский врач. Раньше земский врач обслуживал 24 деревни. Деталь: работал по воскресеньям. Он молод, полон надежд, знает, что он нужен людям. Врачи, учителя шли в народ и в этом был смысл жизни.)

б) Почему же в финале рассказа он уже не Старцев, а Ионыч, каким он стал? Покажите это через художественные детали. (Став просто обывателем, он потерял имя, потерял себя. Главная цель жизни связана с частной практикой — накопительством. Он одинок («поляк надутый»), любимое занятие — пересчитывать деньги. «Языческий бог». Старцев раньше ходил пешком (24 деревни), теперь у него свой экипаж. Приобрел два дома, присматривает третий.)

в) Что же произошло, почему Старцев стал Ионычем? Это главный вопрос, ответим на него через композицию рассказа:

С чего начнем? С посещения дома семьи Туркиных?

Итак, представьте себе, что вы побывали в доме Туркиных. Ваше впечатление?

(Внешне образованная, талантливая семья. Дочь играет на рояле, мать — писатель, отец блещет остроумием. Самая культурная семья в городе. Новизна, обстановка дома оказывают воздействие на молодого земского врача, работающего даже по праздникам. Но мы видим заурядность членов семьи, переходящую в обыкновенную пошлость. Роман матери о выдуманной жизни и запах лука на кухне. «Екатерина Ивановна села и ударила по клавишам… казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля».)

Следующий временной отрезок?

(Прошел год жизни Дмитрия Ионыча в трудах, одиночестве, раздумьях о женитьбе. Его тянет на уют. «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку». Котик назначает свидание.)

Почему свидание на кладбище?

(Дело не в игривости Котика. Зачитайте текст. «Кругом безмолвие;… и он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь навеки… это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние». Трагическая сцена подчеркивает одиночество и пустоту человеческой жизни, тем самым углубляет авторский замысел.)

Каким предстает перед нами Старцев в сцене признания в любви?

(Он искренен в своих чувствах. Ему нравится Котик. Но все-таки это не то большое чувство, которое преображает человека. После отказа «ему было немножко стыдно и его самолюбие было оскорблено… И жаль было своего чувства, этой своей любви…».)

Какой следующий временной отрезок изображает автор?

(«Прошло четыре года».)

Что за это время произошло с героем и как автор относится к нему?

(Прежнее чувство к котику исчезло. Обратим внимание на одну деталь: «Ему не нравились ее бледность … слабая улыбка, голос, а немного погода уже не нравилось платье, кресло, в котором она сидела…». Какие-то душевные порывы героя, к которому А.П. Чехов временами относился с сочувствием, заглушаются пошлой средой. С обывателем можно играть в карты, закусывать с ним, кажется, это мирный и неглупый человек, но стоит заговорить с ним о более высоких материях, как он вызывает только раздражение. И Дмитрий Ионыч замкнулся. Остались винт и деньги.)

Как здесь меняется сама авторская интонация?

(Если раньше наблюдалась объективная повествовательная интонация, за которой порой ощущались ирония и юмористические нотки, то теперь автор явно выявляет свое неприятие действительности. Звучат гнев и негодование. Когда Старцев в обществе говорил, что нужно трудиться, что без труда нельзя жить, нельзя жить и ничего не делать, когда он замечает, что жизнь проходит тускло без впечатлений, без замыслов, «днем нажива», а вечером общество картежников, алкоголиков, которых он терпеть не может, мы понимаем, что это позиция самого автора. В то же время в душе героя еще теплится мысль о другой жизни.)

А что представляет последний временной отрезок — «прошло еще несколько лет»?

(Финал рассказа и есть финал человека, окончательно растерявшего какие-то позитивные задатки, потерявшего себя в этой пошлой среде. Перед нами обыватель, который погряз в наживе и потребительстве. Образ становится своеобразным символом. Это «языческий бог» наживы. Когда он торгует дом и тычет палкой, женщины и дети в страхе прячутся.)

А что прежняя любовь? Найдите поразительную по силе деталь, свидетельствующую об окончательной утрате когда-то волнительного чувства к Котику?

Итак, Чехов в коротком рассказе развернул перед нами историю целой жизни героя. Как в целом автор относится к нему?

(С одной стороны, герой — своеобразное порождение обывательской среды, в которой тонет все здоровое, разумное, новое. И здесь явно ощущается авторское сочувствие герою, жертве обстоятельств. С другой стороны, великий гуманист отрицает мораль Ионыча, подчеркивая, что человек при любых обстоятельствах остается человеком. Нравственному идеалу А.П.Чехова чужда позиция Ионыча. В этом смысле в рассказе как бы присутствует одно положительное лицо — нравственный принцип великого писателя, высокий, благородный, человечный. От него и надо исходить в оценке Ионыча.)

Домашнее задание:

1. Как А.П. Чехову в коротком рассказе удалось показать историю целой жизни человека?

2. Можете ли вы привести аналогичный пример из мировой литературы?

3. Прочитайте рассказы Чехова «Дама с собачкой», «Крыжовник», «О любви».

4. Чем близки в идейно-тематическом плане эти рассказы «Ионычу»?

5. Какие особенности стиля художника просматриваются в данных рассказах?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here