Тип урока: Урок изучения нового материала.

Тема урока: Обращение.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с обращением, его особенностями в устной и письменной речи, постановке запятых в предложениях с обращением.

2.Корригировать и развивать мыслительную деятельность, операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических связей.

3.Воспитывать уважительное отношение к окружающим, людям пожилого возраста.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с алгоритмом выполнения задания, письмо от ветерана, заготовка памятки, карточки с пожеланиями, карточки для рефлексии, таблицы с вопросами и ответами.

Ход урока:

1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

Запись числа на доске и в тетрадях.

2. Объяснение нового материала.

— Ребята, закройте пожалуйста глаза и внимательно послушайте меня.

— Встань пожалуйста.

— Максим, встань пожалуйста.

— Почему ты сразу не отреагировал на мою просьбу? (Учащиеся устанавливают, что в речи есть слова, называющие того, к кому обращена речь).

— Мальчики, поднимите, пожалуйста правую руку.

— Каким словом я сейчас к вам обратилась? (мальчики)

— Как вы думаете, как называются слова, которыми называют того, к кому обращаются с речью?

— Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о словах, которыми мы обращаемся)

— Итак, тема сегодняшнего урока «Обращение» (прикрепить табличку с темой на доску).

— Ребята, у вас на столах находятся памятки, но они до конца не заполнены. В течении урока мы будем их дополнять. На какие же вопросы мы должны ответить в течении урока? (зачитывают 5 вопросов).

Вопрос

Ответ

1. Что такое обращение?

2. Как выделяются обращения в устной речи?

3. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

4. Какое место занимает обращение в предложении?

5. Какова роль обращения в речи?

— Что же такое обращение?

(Слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью).

(Записывают ответ в памятку).

— Ребята, на ваших карточках предложения. Дополните эти предложения обращениями, обратитесь к кому-либо из класса с этими словами.

. . . . . . . . . . . . . Я желаю тебе получить пятерку за урок.

. . . . . . . . . . . . . .Ты готов к уроку?

. . . . . . . . . . .. . . Не забудь писать в тетради чисто и аккуратно!

. . . . . . . . . .. . . . Я думаю, что мы сегодня неплохо поработаем!

. . . . . . . . . . . . . . Я буду рад, если тебе будет интересно на уроке.

— Как вы произносили слова-обращения?

— Обращение произносится с определённой интонацией, и эта интонация называется звательной (Заполняют 2-ой пункт памятки).

— В устной речи обращение выделяем звательной интонацией. А как это выразить на письме? (Знаками препинания).

— Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

— Сравните предложения:

Ребята готовятся к празднику.

Ребята, вы готовитесь к празднику?

— В каком предложении вы видите обращение? Каким знаком препинания выделено обращение? (запятой). (Заполняют 3-ий пункт памятки).

— Как вы думаете, где в предложении может находиться обращение?

— Ребята, в русском языке обращение принято условно обозначать буквой О, а остальное предложение многоточием. (О, . . . . . . . . !)

— Предлагаю провести небольшое исследование.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выразительно прочитай предложения, выделяя голосом обращения.

2. Спиши.

3. Подчеркни обращение в каждом предложении.

4.Заполни таблицу.

Схема предложения

В какой части предложения,

находится обращение?

Где поставлена запятая?

В начале

В середине

В конце

Перед

обращением

После

обращения

Перед

обращением

и после

обращения

1)Дедушка, расскажи мне про войну.

2)Помните, ребята, о героических подвигах своих дедов и прадедов!

3)Спасибо за наше мирное детство, дорогие ветераны!

— Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. За каждый правильный «+» — 1 балл. (Слайд для проверки).

— Мы провели небольшое исследование. Какой можно сделать вывод? В какой части предложения может находиться обращение? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращением?

— Где ставятся запятые?

— Сделайте себе пометки в памятках. (Заполняют 4-ый пункт памятки).

Как вы думаете, для чего в речи нужны обращения? (Привлечь внимание собеседника). Попробуйте обратиться друг к другу без обращения. Получается? (Заполняют 5-ый пункт памятки).

Физкультминутка.

— О чем идет речь в предложениях, с которыми мы сейчас работали?

— Как вы думаете, почему я сегодня упомянула эту тему?

— Сколько лет исполняется в этом году со Дня Великой победы?

— Все меньше остается тех, кто мог рассказать нам о событиях той страшной войны.

— Поднимите руку, чьи деды и прадеды участвовали в ВОв?

— Как мы можем отблагодарить наших дорогих ветеранов?

— Ребята, хочу вас обрадовать – вам пришло письмо от Бурнышева Ивана Демидовича. С вашего разрешения, я вам сейчас его прочту.

(Зачитывается письмо).

Работа в группах.

(Раздать письма, найти обращения в письме.)

Какими словами Иван Демидович обратился к вам, ребята?

— Какие желания у вас возникли после прочтения этого письма? (Поздравить ветерана с праздником).

— Как мы можем обратиться к этому человеку? (Уважаемый, дорогой Иван Демидович, дорогой ветеран).

— Я думаю, что вы обязательно поздравите своего знакомого ветерана, своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек с этим великим праздником и обратитесь к ним самыми уважительными словами. Это будет вашим домашним заданием.

— А сейчас я предлагаю вам, ребята, обменяться тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

— Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?

— Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

Итог.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Нашли ли мы ответы на те вопросы, которые планировали?

— А теперь оцените свою деятельность на уроке.

— На доске записаны слова: интересно, легко, трудно,

— Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

Телеграмма

Сегодня на уроке мне было …

На доске записано три слова: интересно, трудно, безразлично)

— Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

Оценивание работы учащихся.

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here