Тема: Имена собственные и нарицательные.

Оборудование: глобус, держалки, опора «имя существительное», карточки с заданием, атласы.

Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах существительных.

Задачи урока:

1. Обобщить знания об именах существительных.

2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.

3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в парах и коллективе.

Ход урока

I. Организационное начало.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня, у нас необычный урок письма, мы с вами, ребята, будем исследователями.

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

II. Чистописание.

— Начнем урок с минутки чистописания

1. Разогреем наши ручки (Массаж рук)

2. Проверим посадку

4. Выполните работы по образцу (пишут)

— Назовите только заглавные буквы

— Когда мы пишем слова с заглавной буквы? (если слово в начале предложения, в именах, фамилиях людей, в географических названиях, клички животных то же пишутся с большой буквы)

— Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются такие слова.

Закройте глаза и ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:

— Мальчик, какую часть речи мы начали изучать?

— Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить? (Не назвала никого по имени.)

— Артем, какую часть речи мы начали изучать? (имя существительное)

— Что мы о нем знаем? (опора на Держалке на вытянутой руке)

Работа у панно

— Очень давно, люди нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т.е давали им названия.

Например, место, где человек родился, назвали родина. А как вы думаете, как в те далекие времена назвали место, где человек живет, ест, пьет – правильно, дом. А вода, протекающая около дома – правильно, река. И вот такие слова в русском языке называют нарицательными, от слова нарекать

Придумайте свои нарицательные имена существительные. ….

Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои собственные, только им принадлежащие имена.

Например,

— У каждого человека, живущего на Земле, также как и у вас, есть свое собственное имя.

Пожмите друг другу руку и назовите свое имя (Катя, ….).

— С какой буквы будем писать имена людей?

На земном шаре (глобус) много стран, но у каждой страны свое название.

Как называется наша страна? (Россия) – (снимают, вешают на панно)

Городов, рек много, но каждый имеет свое собственное название.

Как называется наш город? (Зарайск)

Как называется река, протекающая в нашем городе? (Осетр)

— К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

— Какие же бывают имена существительные? (собственные и нарицательные)

— Назовите тему урока (Имена собственные и нарицательные)

Конторка

Придумайте и запишите предложения с данными существительными и зеленой ручкой выделите опасные места. (Сургутский у доски)

Я живу в городе Зарайске.

В городе протекает река Осетр.

Вывод: Что нового узнали об имени существительном?

Имена существительные могут быть собственные и нарицательные. (добавить в опору)

— Чтобы лучше запомнить правило прочитаем его в режиме «Дальнего зрения»

Имена, фамилии, клички, реки, города — все с заглавной буквы пишутся всегда.

Физминутка Гимнастика для улучшения слуха.

  1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

  2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.

  3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

  4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

  5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

  6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

  7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

  8. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз)

Словарная работа. (конторки)

— Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки.

Какое слово составили? Улица

— Объясните, как вы понимаете слово улица?

— Правильно, Улицаэто пространство между домами для прохода и проезда.

Пишу слово на доске _________________________

— Найдите, какое слово спряталось в слове улица? Правильно!

И не случайно. Вот чтобы лучше запомнить написание слова УЛИЦА, давайте помнить, что УЛИЦА — это лицо города. И чем чище и опрятнее оно будет, тем в краше и красивее будет наш родной город. Давайте не будем об этом забывать.

А какое это имя существительное собственное или нарицательное?

— Запишите слово в тетрадь, как у меня на доске.

— Продолжим работу со словом, _______ у доски все в тетрадях.

— Еще раз запишем слово, составим схему слова, разделим на слоги

— На какую гласную падает ударение?

— Какую безударную гласную будем запоминать?

Звуко-буквенный анализ слова.

Улица – 3 слога, 3 гл., 2 согл., 5 б., 5 зв.

Разделите слово для переноса

Ули-ца

Вспомните на какой улице каждый из вас живет и составьте предложение со словом улица.

Молодцы!

А кто знает на какой улице стоит наша школа?

Составьте предложение и запишите, выделите опасные места. (1 ученик у доски)

Моя школа стоит на улице Московская.

— Назовите слова которые вы написали с большой буквы.

— Прочитаем правило на держалке.

III. Представьте, что мы с вами исследователи: геологи и гидрогеологи

— Откройте атлас на с. 11 Полезные ископаемые.

— Окрестности Зарайска небогаты поезными ископаемыми. Есть только небольшие залежи торфа, песка. Но зарайская земля богата природными подземными источниками.

Работа в парах.

Задание №1 Геологи (Яшонков Г., Аброшина Л.)

— Вставить названия населенных пунктов, где обнаружены залежи торфа

Внимательно посмотрите на условный значок обозначающий торфи, найдите около каких населенных пунктах он встречается и запишите название в карточку.

Небольшие залежи торфа размещены около деревни ______________,

_____________________ .

Задание №2 геологи (Кучерова К., Майоров А.)

— Вставить названия населенных пунктов, где обнаружены залежи песка

Внимательно посмотрите на условный значок обозначающий песок, найдите около каких населенных пунктах он встречается и запишите название в карточку.

Богатые месторождения песка находятся возле селений ________,

__________ , ___________, ___________.

Задание №3 гидрогеологи (Сургутский А., и Рванина О.)

— Вставить названия населенных пунктов, где обнаружены подземные источники родники.

Внимательно посмотрите на условный значок обозначающий источники, найдите около каких населенных пунктах он встречается и запишите название в карточку.

В селениях _____________,­­­­­­­­­­­­ ____________, ___________, _________ выявлены подземные источники, насыщенные газом радона.

Проверка

— Зачитайе предоложения которые у вас получились.

— Назовите тслова которые вы написали с большой буквы.

— Прочитаем правило на держалке.

Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Коллективная работа. Карта МО на панно или на стене

— Посмотрите на карту МО найдите и покажите Зарайский район.

Определите с какими районами граничит Зарайский район. (Луховицкий район, Озерский район, Каширский район, Серебряно-прудский район)

— Запишите предложение (1 ученик у доски) под диктовку, выделяя опасные места.

Зарайский район граничит с Луховицким, Озерским, Каширским, Серебряно-прудским районами

Назовите собственные имена существительные.

Какое помним правило? Держалка

Прочитайте какой рассказ о Зарайске у нас получился

Я живу в городе Зарайске.

В городе протекает река Осетр.

Моя школа стоит на улице Московская.

Зарайский район граничит с Луховицким, Озерским, Каширским, Серебряно-прудским районами.

Назовите все имена собственные. Кто знает, как одним словом их назвать? (географические объекты)

— Что знаем об имени существительном? (держалка)

— Как пишутся имена собственные и нарицательные? (чтение в режиме дальнего зрения)

Задания на карточках

— Подчеркнуть имена собственные

Карточка 1 Карточка 2

Я край родной люблю до боли, Люблю Зарайские раздолья,

Резные башенки Кремля, Леса, речушки и поля.

Карточка 3 Карточка 4

Его приземистые избы Герои-ратники Отчизны

Опять мне шепчут о Руси, С Кремля глядят из-под руки.

Карточка 5 Карточка 6

Я Русь свою люблю до боли, Люблю Зарайские раздолья

Люблю привольные ветра, Хрусталь осенний Осетра.

Проверка в парах

— Прочитайте стихотворение у доски

Д/З рисунок «Любимый уголок Зарайска»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here