8 класс . Литература
ТЕМА УРОКА: «А.Грин «Алые Паруса»
Развитие умений работать над текстом художественного произведения. Анализ эпизодов художественного произведения, содержащих пейзажные зарисовки
Цель: продолжить формирование навыков работы с текстом художественного произведения; на примере феерии А. Грина показать роль пейзажа в произведении; воспитывать наблюдательность и внимание к окружающему миру и его красоте.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Вечно мы, будто в первый раз, всё должны открывать: как прекрасны восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, земля и море… как прекрасна жизнь.
Р. Кент
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Учитель: Мы прочитали повесть А. Грина «Алые паруса».
Давайте вспомним , что вы узнали о жизни и творчестве этого замечательного писателя
Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов. Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку. Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал. Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность. Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна. Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.
И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина. Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира. Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом. В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг, увлекался произведениями, Киплинга, Эдгара По, Стивенсона, Джека Лондона, Чехова, Горького. Часто перечитывал Пушкина, а в зрелом возрасте увлекался чтением энциклопедий | |
III. Слово учителя Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, но твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность. Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах. Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви. Феерию «Алые паруса»- пленительную и сказочную — Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 г. Грин придумал и дал жизнь новому символу — алые паруса, он украсил сам ветер, ветер мечты о невозможном. Повесть утверждает, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса. Тема нашего урока…
|
У синего моря бушуют бураны. Жила там девчонка с именем странным. И часто, бывало, она на просторе В мечтах уплывала за синее море.
| |
Учитель: | Предыстория сказки об алых парусах. Откуда у маленькой девочки Ассоль появилась мечта о прекрасном принце, который приедет за ней на белоснежном корабле с алыми парусами. . Но случайно ее разговор с Лонгреном услышит местный нищий, и по Каперне поползут новые сплетни. — Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах? (пересказ эпизода 1 гл. «Предсказание») |
2. История Грея. Кадр видеоролика:
| А где-то за морем, за синей чертою Жил парень упрямый с открытой душою. Мечтал он о море, о подвигах ратных. Мечтал о походах он в дальние страны.
|
Вопросы.
| А как воспримет историю, рассказанную в таверне как старую сплетню, капитан Грей? — Почему Грей поверил в мечту, а не злобной сплетне? 1. Он необычный человек, который живет для того, чтобы осуществить мечту. Что такое мечта? (высказывания уч-ся) |
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить. А. Грин | |
| 2.Он с детства воспринимает чужую боль как свою. Пересказ отрывка из главы «Грей» 3. Он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество, отверженность, и, купив материю для новых парусов, распустил на своей шхуне «Секрет» алые паруса. — Случайно ли название шхуны «Секрет»? Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет. Чтение эпизода. Гл. «Алый «Секрет»» — Что самое важное в словах Грея? — Что вы добавили бы к этим нехитрым истинам?
|
Замечательный романтик А. Грин каждой строчкой своих книг как бы обращается к читателю с пожеланием: все высокое и прекрасное, все, что порою кажется несбыточным, по существу «так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка. Я понял эту нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…»
| |
Вот мы и подошли к теме урока . Работа над темой урока
| . «Расшифровка» смысла эпиграфа, в том числе задание Объясните наличие контекстуальной синонимии — луна, море и т. д. —> жизнь и почему люди должны открывать это будто впервые? |
. Постановка целей и задач урока | продолжить формирование навыков работы с текстом художественного произведения; на примере феерии А. Грина показать роль пейзажа в произведении; воспитывать наблюдательность и внимание к окружающему миру и его красоте. |
. Слово учителя с элементами беседы
| — Общаясь с окружающей природой (правда, недостаточно часто), мы не можем не восхищаться, как великолепны галька, отшлифованная беспокойным морем, и вид звездного неба с его тайнами и в то же время видимым порядком! Нельзя не залюбоваться правильными формами воронок в песке, образованных ветром. Пленяют красотой недвижные зеркальные озера и многоцветная радуга… А интереснейший животный мир! Всегда ли вы прочитываете встречающиеся в книге описания природы?.. А ведь внимание к описанию в произведении — будь то портрет или пейзаж — необходимо для правильного осмысления произведения и по-настоящему важно. Вспомним, какие функции выполняет пейзаж в художественном произведении? (Определение хронотопа — времени и места действия; характеристика настроения героя и отдельных черт его характера — это основные функции описаний природы.) |
Безмолвное море, лазурное море,
Понятие о писателе — маринисте.
| Маринист (лат. «маринус» — морской). Превосходный пейзажист и тонкий психолог, он умел раздвинуть рамки обыденности и обнаружить в окружающей жизни ее поэтические стороны. В Одессе произошла первая встреча Грина с морем — тем морем, что наполнило потом ослепительным светом страницы его рассказов. О море написано много книг. Целая плеяда писателей пыталась передать необыкновенное шестое ощущение, которое можно назвать «чувством моря». Все они воспринимали море по-разному, но ни у одного из них не шумят и не переливаются на страницах такие праздничные моря, как у Грина. VI. К.И. Айвазовский. Прекрасно море в бурной мгле И небо в блесках без лазури.
Мне хотелось бы рассказать еще об одном замечательном маринисте, художнике. И.К. Айвазовский в историю вошел как крупнейший маринист, красочно и взволнованно воспевший красоты необъятных морских просторов. Певец «гордой красы» моря. Написал около шести тысяч картин. Непревзойденный мастер морского пейзажа.
И.К. Айвазовский Репродукции картины: «Девятый вал» Рвутся и бьются, с досадою явной. Силятся волны отбросить нас вспять. Странно тебе, океан своенравный, Воле и мысли людской уступать. «Черное море» На холсте — вода и небо,ничего больше. Волны то синие, зеленоватые, голубые, сиреневые, то почти черные. Легкие, тяжелые, грузные. Волны качаются, вздымаются и падают, рассыпаются брызгами.
«Радуга» Отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Корсар» Изображение тонущего в штормовой буре парусника. Айвазовский передает силу морской стихии с необыкновенным темпераментом. Его герои находятся во власти судьбы, рока. Людей вот-вот поглотит морская пучина или, напротив, позволит им уцелеть.
«Туманное утро» Айвазовский любил и тихие утренние морские виды. Его так называемые «голубые марины» изображают прозрачную гладь волн, тающие в дымке облака, стройные силуэты парусников.
Айвазовский — уроженец Феодосии. Феодосия осталась излюбленным местом, где он прожил большую часть жизни. А неизменной темой творчества — море. Дом и мастерская художника, завещанные им Феодосии, превращены в музей. С этим городом связана судьба Грина. Автор «Алых парусов» приехал в Крым, к морю, которое манило с детских лет, в 21 год и поселился в Феодосии. Одноэтажный домик на улице Галерейной — ныне здесь музей. Все здесь покоряет необычностью: и комната — каюта, и корабельная библиотека, и вдруг выплывший в зал реальный бушприт. В Феодосии писатель создал больше половины из всего написанного. Этот город вдохновлял художника и писателя. |
4. Анализ описаний природы в «Алых парусах» А. Грина Беседа и выразительное чтение | |
• Каким настроением проникнуто данное описание?
• Какую функцию выполняет данный пейзаж? • Какие художественные средства использует автор? (Обнаженное дно, седая пена <— эпитеты; пальба огромных взлётов воды <— метафора и т. п.) | Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде. Недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд. Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом песке длинныйряд темных килей, напоминающих хребты громадных рыб. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух» суровой пыткой. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота. Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, — так силен был его ровный пробег, — давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну. |
2 Гл I «Предсказание» (от «Ассоль никогда не бывала…»до «…глубоко поразила девочку») • Каким настроением проникнуто данное описание? • Какую функцию выполняет данный пейзаж? • Какие художественные средства использует автор? | Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. Ей, поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам; возле берега, где она суетилась, было довольно препятствий, занимавших внимание. Мшистые стволы упавших деревьев, ямы, высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали ей на каждом шагу; одолевая их, она постепенно теряла силы, останавливаясь все чаще и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую паутину. Когда потянулись, в более широких местах, осоковые и тростниковые заросли, Ассоль совсем было потеряла из вида алое сверкание парусов, но, обежав излучину течения, снова увидела их, степенно и неуклонно бегущих прочь. Раз она оглянулась, и лесная громада с ее пестротой, переходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака, глубоко поразила девочку. |
3) Гл. П«Грэй» (описание картины, поразившей мальчика)
• Как связано описание моря на живописном полотне с следующим фрагментом текста?
(От «Она [картина.— Н. И.] стала для него…» до «разносил его в щепки»)
• С какой целью автор дает подробное описание пейзажа, изображенного на данной картине?
| Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела — взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал — но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Вдруг показалось ему, что слева подошел, став рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. Грэй знал это. Но он непогасил воображения, а прислушался. Беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. Все это Грэй слышал внутри себя. Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии; связь с бурей исчезла. |
4) Гл. Ш«Рассвет» (от «С изумлением видел он [Грэй.— Н. И.]…»до «…среди своей ликующей пустоты»)
Что добавляет к нашему знанию о Грэе и его характере данное описание природы? | С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрыв берега среди этих ветвей и пылающую синюю даль; над горизонтом, но в то же время и над его ногами висели листья орешника. Внизу обрыва — с впечатлением, что под самой спиной Грэя — шипел тихий прибой. Мелькнув с листа, капля росы растеклась по сонному лицу холодным шлепком. Он встал. Везде торжествовал свет. Остывшие головни костра цеплялись за жизнь тонкой струей дыма. Его запах придавал удовольствию дышать воздухом лесной зелени дикую прелесть. Летики не было; он увлекся; он, вспотев, удил с увлечением азартного игрока. Грэй вышел из чащи в кустарник, разбросанный по скату холма. Дымилась и горела трава; влажные цветы выглядели как дети, насильно умытые холодной водой. Зеленый мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грэю среди своей ликующей тесноты. |
5) Гл. ГУ «Накануне» (от «За Каперной простирались луга…»до «Музыка смолкла, но Ассоль…») • С какой целью Грин даёт этот — самый пространный в книге — пейзаж?
| За Каперной простирались луга; за лугами по склонам береговых холмов росли орешник,тополя и каштаны. Там, где дорога кончилась, переходя в глухую тропу, у ног Ассоль мягко завертелась пушистая черная собака с белой грудью и говорящим напряжением глаз. Собака, узнав Ассоль, повизгивая и жеманно виляя туловищем, пошла рядом, молча соглашаясь с девушкой в чем-то понятном, как «я» и «ты». Ассоль, посматривая в ее сообщительные глаза, была твердо уверена, что собака могла бы заговорить, не будь у нее тайных причин молчать. Заметив улыбку спутницы, собака весело сморщилась, вильнула хвостом и ровно побежала вперед, но вдруг безучастно села, деловито выскребла лапой ухо, укушенное своим вечным врагом, и побежала обратно. То были крупные старые деревья среди жимолости и орешника. Их свисшие ветви касались верхних листьев кустов. В спокойно тяготеющей крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов, их аромат мешался с запахом росы и смолы. Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон. Ассоль чувствовала себя, как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, то есть пожимая их широкие листья. Она шла, шепча то мысленно, то словами: «Вот ты, вот другой ты; много же вас, братцы мои! Я иду, братцы, спешу, пустите меня. Я вас узнаю всех, всех помню и почитаю».»Братцы» величественно гладили ее чем могли — листьями — и родственно скрипели в ответ. Она выбралась, перепачкав ноги землей, к обрыву над морем и встала на краю обрыва, задыхаясь от поспешной ходьбы. Глубокая непобедимая вера, ликуя, пенилась и шумела в ней. Она разбрасывала ее взглядом за горизонт, откуда легким шумом береговой волны возвращалась она обратно,гордая чистотой полета. Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, еще спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. Стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. Тонкие, божественные цвета светились в них. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану, к ногам Ассоль, алую рябь. Она села, подобрав ноги, с руками вокруг колен. Внимательно наклоняясь к морю, смотрела она на горизонт большими глазами, в которых не осталось уже ничего взрослого, — глазами ребенка. Все, чего она ждала так долго и горячо, делалось там — на краю света. Она видела в стране далеких пучин подводный холм; от поверхности его струились вверх вьющиеся растения; среди их круглых листьев, пронизанных у края стеблем, сияли причудливые цветы. Верхние листья блестели на поверхности океана; тот, кто ничего не знал, как знала Ассоль, видел лишь трепет и блеск. Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой серединезари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шел прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь; взошло солнце, и яркая полнота утра сдернула покровы с всего, что еще нежилось, потягиваясь на сонной земле. Девушка вздохнула и осмотрелась. Музыка смолкла, но Ассоль была еще во власти ее звонкого хора. |
6) Гл. VII «Алый “Секрет”» (от «Был белый утренний час…»до «…отправился к своему медведю») • Зачем автор вводит в данный пейзаж образ «прилежного охотника»?
| Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар, полныйстранных видений. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки; сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но прилежный охотник не подходил к ним, рассматривая свежий след медведя, направляющийся к горам. Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет. Музыкант, выйдя на палубу, сыграл отрывок мелодии, полной печального, протяжного повторения. Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию. Охотник, отметив след сломанной веткой, пробрался к воде. Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса; наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости. Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза, пока не убедился, что видит именно так, а не иначе. Корабль скрылся за поворотом, а он все еще стоял и смотрел; затем, молча пожав плечами, отправился к своему медведю. |
IV. Подведение итогов | Релаксация: |
V. Домашнее задание | письменная мини-работа, основанная на содержании урока. Задание: закончить фразы. Описание природы в художественном произведении выполняют несколько функций:… Например, пейзажи… из книги А. Грина «Алые паруса» дают возможность нам, читателям, лучше узнать характер Грэя, а именно: его… Там же, где пейзаж даётся в ощущениях Ассоль, главной героини произведения, например,…, мы полнее чувствуем и понимаем внутренний мир юной девушки:… Таким образом, описания природы в феерии Грина выполняет не бутафорскую роль, а… |
Использованная литература :
Евгения Викторовна Мингелене.. Нужны ли в нашей жизни чудеса? Уроки по повести «Алые паруса»йт «Я иду на урок литературы» — Журнал «Литература» Издательского дома «Первое сентября».№ 19/2006
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.— 896 с.