Урок 21.
А. Погорельский
«Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
Цели урока: познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; показать, в чем нравоучительный смысл сказки; расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Антоний Погорельский: страницы биографии.
Слово учителя.
В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
— Что такое псевдоним?
Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.
Проверочные вопросы
— Как вы понимаете, что такое пансион?
— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?
— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?
— Что такое псевдоним?
— Какой псевдоним взял себе Перовский?
— Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица,
или Подземные жители»?
3. Чтение статьи учебника «Русская литературная сказка» на стр. 118.
Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века.
Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..
-На какой тип народных сказок похожа сказка Погорельского?
4. Анализ сказки.
1) Вопросы:
-Кто является героем сказки?
-Сколько мальчику лет?
-Почему мальчик часто грустит?
-Что скрашивает одиночество мальчика?
-Как Алёша спас курицу от смерти?
-Как автор описывает праздничный обед?
-Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?
-Прочитайте описание одежды, причёсок той эпохи. Что вас особенно поразило?
-Всё ли окружающее интересно Алёше? Что ему казалось?
2) Тестирование.
Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.
1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?
а) Москва
б) Петербург
в) Тверь
2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?
а) чтение книг
б) прогулка по двору
в) сон
3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?
а) серебряные монеты
б) драгоценный камень
в) золотая монета
4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?
а) король
б) министр
в) конюх
5. Что получил Алёша в подарок от короля?
а) редкая книга
б) конопляное семечко
в) монеты
6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?
а) два раза
б) четыре раза
в) шесть раз
3) Работа в группах.
Каждая группа выполняет задания письменно. Ответ представляет в виде связного высказывания.
1 группа. Алёша в Подземном городе.
1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?
2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)
3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?
4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры
2 группа. Алёша и Чернушка.
1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?
2) Спасение Чернушки.
3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?
4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?
3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.
1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?
2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?
3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?
4 группа. Характер Алёши.
1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши
2) Меняется ли характер Алёши?
— Обобщение. Выступление представителя каждой группы.
4) Аналитическая беседа.
Группы очень хорошо справились с заданиями и рассмотрели характер Алеши с разных сторон. Подумаем, изменился ли Алеша. Как он изменился?
— Почему не приносят Алёше радость его успехи? (ответы учеников)
Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать, приносить счастье.
— Как закончилась сказка?
— Почему А. Погорельский выбрал такой финал?
— Алеша на протяжение сказки менялся. Что же меняло мальчика и почему?
— Похож ли Алёша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
— А как вы относитесь к фигуре Алеши?
-
Составление ассоциативного ряда.
— Какие бы прилагательные вы подобрали, характеризуя Алешу?
— Почему у большинства из вас прилагательные имеют положительное значение?
— Какой урок усвоил Алёша из этой истории, которая произошла с ним? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье.)
5. Подведение итогов.
Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »; подготовить рассказ о М.Ю. Лермонтове.
Конец формы