Рябкина Елена Александровна

МБОУ СОШ №2 г. Шумерля

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 9-м классе

Тема урока: А.С.Пушкин и его журнал «Современник». Анализ стихотворения «Пир Петра Первого».

Цели урока: 1) продолжить знакомство с биографией А.С.Пушкина, остановившись на

публицистической деятельности поэта;

2) обратить внимание учащихся на публицистический характер журнала

«Современник» и высокую гражданскую позицию Пушкина-поэта

и Пушкина-человека;

3) продолжить обучение анализу стихотворения.

Словарная работа: ода, публицистика, критика, стилизация, подданный, синекдоха.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

— Мы познакомились с биографией А.С.Пушкина и с основными этапами его творческого пути.

— Так кем же был Пушкин?

— Кроме стихов, что ещё писал Пушкин?

— Чуть позже мы познакомимся с романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин», романом необычным. Почему?

— Да, мы знаем Пушкина как великого русского поэта, писателя, но забываем о том, что Пушкин был и журналистом, занимался публицистической деятельностью.

2. Лекция учителя.

— На протяжении всего 1836 года, последнего года своей жизни, А.С.Пушкин издавал литературный журнал «Современник».

Идея создания журнала занимала Пушкина давно. «Мысль о большом повременном издании, которое бы по возможности всех главнейших сторон русской жизни, желание непосредственно служить отечеству пером своим, занимали Пушкина почти непрерывно в последние десять лет его кратковременного поприща…», — вспоминал близкий друг Пушкина С.А.Соболевский. («Последний год жизни Пушкина». М., изд. «Правда», 1990. с.10) «Когда-то мы возьмёмся за журнал! Мочи нет хочется…», — писал Пушкин П.А.Вяземскому ещё в августе 1825 года. И в ноябре следующего года в письме к тому же Вяземскому: «Дело в том, что нам надо завладеть одним журналом и царствовать самовластно и единовластно…». Задача эта была частично решена в 1830 году, когда Пушкин вместе с А.А.Дельвигом стал издавать «Литературную газету», и писатели пушкинского круга впервые обрели трибуну для выражения своих литературных и общественных взглядов. После смерти Дельвига, с 1831 года, издание «Литературной газеты» прекратилось. И Пушкин задумывается над изданием новой газеты или журнала. Свой переезд в 1831 году на жительство в Петербург он связывает с надеждами на организацию нового издания. «Мне кажется, что если все мы будем в кучке, — писал поэт 11 апреля 1831 года П.А.Плетнёву, — то литература не может не согреться и чего-нибудь да не произвести: альманаха, журнала, чего доброго? и газеты!» (Переписка Пушкина цитируется по изд.: Пушкин А.С. Полное собр.соч.: в 16 т. – Л., 1937 -1949.)

В апреле-мае 1835 года вместе с В.Ф.Одоевским Пушкин собирается издавать журнал под заглавием «Современный летописец политики, наук и литературы». В октябре того же года в письме к Плетнёву Пушкин уже именовал новое издание альманахом и обсуждал новый вариант названия: «Арион» или «Орион». И «Летописец», и «Арион» были прообразами будущего журнала «Современник».

31 декабря 1835 года Пушкин направил Бенкендорфу прошение о разрешении нового издания, указав, что именно будет печататься: это литературные произведения (повести, стихотворения и т.д.), исторические материалы, учёные статьи, критические разборы русской и национальной словесности. 11 апреля 1836 года вышел в свет первый том (выпуск) журнала «Современник». Мечта об издании журнала осуществилась, но, однако, не полностью: Николай I оговорил необходимость цензуры, и что журнал будет чисто литературным. Но по духу своей критики, по многим именам, в нём участвующим. По неизменному образу мнений о многих предметах, подлежащих его суду, «Современник» стал продолжением «Литературной газеты» и построен был прежде всего как литературно-критический журнал. Среди прозаических материалов преобладала в журнале не художественная проза, а публицистика и критика.

Словарная работа

— Ребята, вспомните значение слов «публицистика» и «критика».

(«Справочное бюро»: 1) публицистика – род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни; 2) критика – разбор и оценка литературных (музыкальных, театральных и др.) произведений)

— Критике в «Современнике» Пушкин придавал особое значение. Это было связано с его убеждённостью в том, что «литература у нас существует, но критики ещё нет». Основной критический материал Пушкин готовил сам: им опубликовано свыше 10-ти критических статей и рецензий.

По мнению Пушкина, «Современник» должен был стать не просто источником занимательного чтения, но и средством воспитания и просвещения читателей; с этой целью печатались научные. Экономические статьи, исторические материалы, затрагивались и общественно-исторические вопросы.

Но! Конечно же, в первую очередь журнал был литературной трибуной Пушкина и писателей его круга: В.Жуковского, Н.Гоголя, В.Одоевского, П.Вяземского, Д.Давыдова, Ал-ра Тургенева и других.

Художественный материал «Современника» имел в значительной своей части более или менее открытый публицистический характер. Этот материал выполнял ту же функцию, что и произведения публицистического стиля.

— Вспомните, пожалуйста, основную функцию публицистического стиля.

— Что касается поэзии, то это особенно очевидно применительно к произведениям самого Пушкина («Пир Петра Первого», «Полководец», посв. характеристике М.Б.Барклая-де-Толли, не оценённого современниками; притча «Сапожник» — эпиграмма на Н.И.Надеждина, вызванная его статьёй о «Полтаве»).

Пушкин выступал в журнале и как автор, и как организатор литературной жизни. Многих писателей писателей привлёк он к литературной деятельности именно через «Современник».

А.С.Пушкин успел издать при жизни четыре выпуска журнала.

В январе 1837 года он пишет ещё несколько статей и заметок для 5-го тома «современника». Ведёт переговоры с П.В.Нащокиным о привлечении к работе в журнале В.Г.Белинского.

Накануне дуэли, 27 января, посылает последние в своей жизни письмо, адресованное писательнице А.О.Ишимовой, в котором просит её перевести для «Современника» несколько пьес английского драматурга Барри Корнуоля.

Пятый, шестой, седьмой и восьмой тома «Современника» были изданы друзьями Пушкина после его смерти в память о нём. На протяжении всего1837 года в «Современнике» печатались многие найденные в бумагах Пушкина прежде не издававшиеся произведения. Журнал весь был пронизан памятью о Пушкине.

Истинная ценность пушкинского «Современника» была осознана лишь с течением времени.

Лишь постепенно стало ясно, что четыре изданных самим поэтом выпуска «Современника» представляют собой бесценный памятник русской журналистики и литературы.

Вопросы к классу

Итак,

— Сколько выпусков журнала «Современник» успел сделать сам Пушкин? (Четыре.)

— Когда вышел первый том «Современника»?

— Первый том «Современника» открылся своего рода эпиграфом – стихотворением «Пир Петра Первого», написанным в декабре 1835 года.

— На экране вы видите две репродукции. Кто изображён на них? (Пётр Первый и декабристы.)

— Почему герои этих репродукций рядом? Что их связывает?

— Образ Петра I всегда интересовал Пушкина. Именно Пётр I стал в центре пушкинских поэм «Полтава», «Медный всадник».

Среди участников восстания на Сенатской площади были близкие друзья Пушкина. Мысль о погибших друзьях и о тех, кто томился после разгрома восстания в «каторжных норах» Сибири, всегда мучила Пушкина, ложилась тяжестью не его душу.

— Вспомните, в каком году произошло восстание декабристов? (14 декабря 1825 г.)

— А в каком году написано стихотворение «Пир Петра I»? (декабрь 1835 г.)

— Стихотворение написано к 10-летнему юбилею восстания декабристов. Ребята, почему стихотворение о Петре I написано к 10-летию восстания на Сенатской площади?

Ответить на этот вопрос поможет анализ стихотворения «Пир Петра I».

3. Чтение стихотворения вслух учителем.

4. Анализ стихотворения

— Какая лексика используется в стихотворении?

— Судя по названию, можно сказать, что стихотворение посвящено царю, великому человеку. К какому жанру поэзии можно отнести это стихотворение, если оно посвящено великому человеку?

— Вспомните, что такое ода?

— Кто до Пушкина посвящал свои произведения великим людям?

— В стихотворении изображено важное историческое событие?

— Но всё-таки пир. Значит, что-то необычное, может быть, и важное.

— К вашему сведению: в оде 10-тистрочная строфа. А у нас? (8-мистрочная строфа.)

— Значит, всё-таки не ода? Это стилизация оды, то есть художественное произведение, представляющее собой жанровое подражание. Зачем же понадобилось писать под «оду»? (Жанр оды позволял соединить лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение. И сделать это сильно, красиво, образно.)

Пушкин заставляет нас быть внимательными. Это стихотворение зрелого, богатого мыслями Пушкина.

— Какова тема этого стихотворения при первом чтении? (Пир царя/ победа над шведами/ примирение с поданным…)

— Но первое впечатление может быть обманчивым.

— Сколько строф в стихотворении?

— Посмотрим, как они построены с точки зрения синтаксиса. Как построена первая строфа? (Первая строфа представляет собой одно сложное предложение.)

— Назовите ключевые слова-образы в первой строфе. На этом фоне рисуется пир Петра I. Это вступление.

— Какие предложения по цели высказывания во 2, 3, 4-х строфах? (Вопросительные.)

— О чём эти вопросы? Можно ли считать эти вопросы предполагаемыми ответами?

— Сколько всего вопросов?

— Девять вопросов – девять причин. И все они достойны пира. Девять вопросов, в них же может быть и ответ, в них же – целая история.

— С какого предложения начинается 5-я строфа

— Что оно значит?

— Ради чего тогда пальба, шум? Ответ следует ниже.

— Кто такой подданный? (Подданный – человек, принадлежащий к какому-нибудь государству (чаще всего монархическому государству).

— В каком значении используется это слово в данном стихотворении?

(Здесь имеется в виду тот, кто ниже царя, слуга, кто виноват.)

— Итак, царь отпускает вину тому, кто ниже его, кто виноват («Виноватому вину / Отпуская, веселится».)

— Легко ли далось Петру прощение виноватого?

— 6-я строфа итожит, подчёркивая важность причины пира.

— Значимость пира подчёркивают художественно-выразительные средства. Найдите их.

— К какой мысли подводит нас Пушкин, то есть какова основная мысль стихотворения? (Велик тот, кто умеет прощать.)

— Вернёмся к 1835 году: вспомните, какому событию посвящено стихотворение?

(10-летию восстания декабристов.)

— Повод подходящий, если учесть, как Николай I «ознаменовал» юбилей восстания декабристов: 15 лет каторги заменил 13-ю годами. Необходимо было напомнить Николаю I о великом предке, который

…с подданным мирится;

Виноватому вину

Отпуская, веселится;

Кружку пенит с ним одну…

— Как вы думаете, к кому обращается Пушкин в этом стихотворении? (К царю Николаю I.)

— О чём он просит, к чему призывает? (Амнистировать, простить декабристов.)

— «…с подданным мирится» Пётр. Так и Николай I должен вернуть декабристов из ссылки и вместе с ними («Кружку пенит с ним одну») думать о судьбе страны.

— В этом стихотворении Пётр I (Великий) противопоставляется жалкому и мнительному Николаю I.

Это стихотворение не только восхищение Петром Первым. Используя поэтическую уловку, Пушкин призывает царя простить декабристов, быть таким же, как и великий предок, который умел прощать даже виновных.

Нелегко было Пушкину в 30-е годы, годы реакции, открыто выступить в защиту декабристов с обращением к самому царю, обратив таким образом внимание властей и общественности на судьбу декабристов. В этом и заключается гражданская позиция Пушкина-поэта и Пушкина-человека.

5. Подведение итогов

Домашнее задание: ответить на вопрос: «Почему Пушкин не смог простить Дантеса?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here