Тюменский район. МАОУ Зырянская СОШ. Учитель русского языка и литературе -Помазкина Н.Я. Литература 11класс.
Тема: » Человек и природа в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева»
Цели урока: закрепление навыков работы со словарями; раскрыть философский подтекст повествования В.Астафьева; показать истоки и текущее состояние напряженных проблем взаимоотношения человека и природы, а также их отражении в книге В.Астафьева.
Оборудование урока: портрет В.Астафьева, современные пейзажи, словари.
Предварительное задание: подготовка индивидуального сообщения «Картины природы в книгах В.Астафьева».
Х о д у р о к а
-
Вступительное слово учителя
Если в ранних работах В.Астафьева с которыми вы познакомились, ведущем мотивом является воспоминание, в «Царь-рыбе» определяющим моментом становится потребность обсудить происходящее, поделиться «задушевной мыслью», проводится мысль о проблемах сиюминутных.
Материал, легший в основу «Царь-Рыбы» — неотстоявшийся и кипит всевозможными страстями. А в самом повествовании на авансцену выходит автор. Он делится с читателем своими мыслями по поводу каждого случая, уходит в отвлеченные философские рассуждения, замечает, комментирует, негодует. Такие «перебивы», отсутствие общего героя, единого сюжетного стержня способствовали созданию такого произведения, где форма воплощения общего художественного замысла сведена до уровня отдельного эпизода. Объектом авторского внимания, как во всех публицистических произведениях, становится не главный герой, а факты. Астафьев раскрывает и анализирует тему повествования, а вместе с этим выражает свое беспокойство и тревогу за нравственность своего современника.
Вместе с тем Астафьев говорил: «Плохих людей писать не умею. Получается нежизненно, карикатурно.» однако в «Царь-рыбе» пришлось представлять целый ряд действующих лиц, оказавшихся пародийными, нежизнеспособными как герои (Гога Герцов, все «командированные»). В характерах же своих ожесточившихся земляков – Грохоталы, Командора, Игнатьича писатель стремиться за их внешней браконьерской стороной рассмотреть более существенное, глубинное.
Темы «природа» и «детство» становятся одними из ведущих в «Царь-рыбе». Они в тех или иных образах, мотивах, вариациях входят в структуру практически всех положительных астафьевских персонажей. Глава «Уха на Боганиде» посвящена им полностью. Аким, его мать в этой системе ценностей – фигуры ключевые. Им выделяются роли «неучастников» социума, к цивилизованным приобретениям которого писатель относится довольно негативно. Поэтому много в них социальной пассивности, терпения, всепрощения, молчаливого согласия. Они живут по своим «природным» законам. И только за пределами оседлости человеческого биоценоза они чувствуют себя свободными и полноценными.
-
Словарная работа
Работа с толковыми словарями В.Даля и современного русского языка, выяснение значения слов «человек», «природа».
Задание. Сопоставить словарные статьи, сделать выводы.
Результатом должна стать запись в тетради : «Человек-часть природы, человек и природа – единое целое».
-
Обмен читательскими впечатлениями
Это возвратит учившихся к переживаниям, испытанным при чтении книги или отдельных ее глав, активизирует личностный подход к произведению, настроит на разговоры о нем.
Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия: вокруг завязались дискуссии на страницах журналов и газет, выступали не только критики-профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди последних с особенной страстностью – специалисты по охране природы. «Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа»
— Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?
-Встречались ли вы с такими героями, как Аким, ранее?
-Охарактеризуйте ваши впечатления от героев?
-Каково описание природы в повествовании? Понравилась ли она вам?
-Что вы думаете по поводу охраны природы?
IV. Анализ рассказа «Уха на Боганиде»
Глава «Уха на Боганиде»-начало истории главного героя произведения, Акима. Эту главу сам Астафьев определяет как центральную в книге.
— о чем же она? Почему эта глава, по мнению автора, центральная?(Эта глава о тяжелой жизни «северного человека», о том, что ему помогает не просто выжить, а остаться человеком. Но, в то же время, глава о доброте, человечности, чуткости, которые помогают преодолеть жизненные испытания. Эта глава о том, как доброта рождает доброту. Эта глава центральная, потому что она о доброте, а доброта- это самое главное в человеке, из этой главы ниточки доброты должны идти в другие главы, к другим героям, доброта должна помочь героям остаться людям.)
— Давайте подумаем над смыслом слов «добро», «доброта», «человечность», «чуткость».
-Насколько «Уха на Боганиде» важна для понимания книги в целом? (Эта глава важна для понимания произведения, потому что она о том, что человек в суровых условиях(рыбаки, мать, Аким и другие)сохраняет тонкость чувств, остается человечным.)
-Какие моменты в этой главе вам особенно запомнились?
-В чем состоит особенность астафьевского видения мира? (Это вещественность того, о чем говорит писатель. Автор утверждает неповторимость всего в мире.)
-Среди явлений окружающего мира автор дважды останавливает наше внимание на маленьком цветке тундры. В чем же смысл столь настойчивого обращения? (Цветок напоминает Акима, символизирует жизнестойкость человека, народа, символизирует чуткость.)
Писатель постоянно говорит об устойчивой «воспроизводящей себя силе народной жизни», о ее надежности, постоянстве, о той жизнестойкости народа, в основе которой лежат не только воля, трудолюбие, мужество и человечность. И прошедший через самые сложные испытания жизни, но согретый людской теплотой будет думать о мире, как думает о нем Аким, обращаюсь памятью к прошлому: мир- «это артель, бригада, мир-это мать, которая, даже веселясь, не забывает о детях..мир и труд-вечный праздник жизни!»
Задание
Определить лексическое значение слов «мир», «артель», «бригада», «праздник», «радость».
-Помогают ли значения этих слов глубже понять смысл размышления Акима?
-Что вы думаете об этом герое? Есть ли у него жизненные принципы? (Главное в Акиме- стремление быть полезным людям, он всегда с людьми, в основе этого единения лежит добро, которое он готов творить всегда. У него есть свои жизненные принципы, он активно их отстаивает(отношение к браконьеру Командору, единоборство с медведем-людоедом).)
-Как и когда происходит раскрытие образа Акима? (Раскрывается он в отношении к природе: он не потерял способности восхищаться ее красотой, но он убивает зверей, убивает не ради убийства, а чтобы продолжить жить. И в этом не ничего противоречивого, потому что отношение его к природе очень естественное, земное, трезвое. Это не прихоть- а суровая необходимость.)
V. Анализ повести «Царь-рыба»
-Что говорит Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделил им? (Браконьерство- страшное зло. Автор показывает браконьера Игнатьича. В нем есть своя золотинка человеческой любви, достоинства, но все это подавляется безграничной хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок.)
-В чем смысл показа судьбы этого героя?(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде.)
-В чем состоит самая главная вина Игнатьича? (Это- надругательство на любившей его девушкой. Получается, что, начав творить зло, остановиться почти невозможно. Убийца дочери Командора- духовный двойник Игнатьича.)
-Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры? (Это бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, обьединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я»)
Работа со словарями над понятиями «душа», «дух», «духовный», «духовность».
VI. Анализ рассказа «Нет мне ответа»
-Каков образ автора-повествователя? (Свое назначение автор определяет так: «моя профессия состоит в том, чтобы все знать и видеть». Но это не позиция стороннего наблюдателя, автор- часть мира, живого мира природы. Астафьев не только плвествователь, но и публицист, не только свидетель, но и судья. Он говорит о Енисее как о синенькой жилочке, трепещущей на виске земли, ему открывается высочайшая красота росистого таежного утра: «Сердце мое трепетнулось и обмерло от радости..не зная, кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал: «Как хорошо,что меня не убили на войне и я дожил до этого утра.»». Автор чувствует себя листом, прикрепленным коротеньким стебельком к дереву жизни. А дерево связывает прошлое и будущее.)
VII. Сообщение учащегося «Особенности пейзажа в «Царь-рыбе».»
VIII. Итог урока
-Как решает Виктор Астафьев проблему «человек и природа»? (он знает, что людям необходимы рыба,лес,энергия воды, но пишет об этом как человек, остро чувствовавший пульс сегодняшней жизни, знающий ее боли и радости. Писатель остро осознает, что сегодняшний день- лишь одна из веточек на стволе великого дерева жизни, поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его сын, «дети брата,дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не испортить»мир, в котором живем.)
-В чем смысл конца книги? Как ответить на вопросы писателя: «отчего мучаюсь? Почему?( Сейчас время мучиться и искать. Время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны мы сегодня именно для того, чтобы сохранялась жизнь и могли следующие поколения плакать и сеяться и отвечать.)
Астафьев писал: «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети-счастье, дети-радость, дети-свет в окошке! Но дети- это еще и мука наша! Дети- это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу- все наголо видать.»
Мир для Астафьева –это мир людей и природы, пребывающий в вечном, неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра,в то,что каждый из нас сможет познать себя как человека.
Домашнее задание
Сочинение на тему «Актуальные проблемы защиты родной природе в мое регионе» или «Природа и духовное здоровье народа».