единый дом со – переживание со – радость дети и взрослые – единое целое Вывод: Счастливая семья – атмосфера любви, дух доброжелательства, взаимопонимания. б) Двое взрослых любят друг друга, но мучают и терзают. Зачем? (запись)
конфликт в семье
? ? ? ? …………. …………. …………. …………. страдание обида разрушение отчуждение
(постройте ассоциативные ряды)
Вывод: Конфликт в семье – атмосфера подавленности, взаимных обид, разлада.
Конкурс на самого внимательного читателя. (слайд 2)
Вопросы конкурса. Кому из героев принадлежат слова «Что же вы делаете, взрослые?» (Федор) Почему Федору стыдно за отца? (Над ним издеваются другие, обзывают Американцем, он слабоволен). Какова история имени отца? В какой ситуации мать говорит сыну: «Оправдай и помоги». (Когда предлагает ему уехать к бабушке). Какие жизненные уроки извлек герой из этой ситуации. (Взрослые просят у него помощи, с ним считаются, его любят, он должен спасти родных, забыть обиды. Он нужен семье). Какая беда случилась с матерью? (Недостача на базе). Как беда объединила членов семьи? (Желание помочь).
IY . Поделитесь своими впечатлениями.
Проанализируйте эпизоды, отметьте ключевые слова.
За отца стыдно. Разговор с матерью. Отца жалко. Беда в доме. Перерождение отца.
Заметки на полях. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л.Н.Толстой). Y . Составьте портретную характеристику отца, матери Федора, укажите их привычки, черты характера. (слайд 3)
(постройте ассоциативные ряды)
Вывод: Конфликт в семье – атмосфера подавленности, взаимных обид, разлада.
Вопросы конкурса. Кому из героев принадлежат слова «Что же вы делаете, взрослые?» (Федор) Почему Федору стыдно за отца? (Над ним издеваются другие, обзывают Американцем, он слабоволен). Какова история имени отца? В какой ситуации мать говорит сыну: «Оправдай и помоги». (Когда предлагает ему уехать к бабушке). Какие жизненные уроки извлек герой из этой ситуации. (Взрослые просят у него помощи, с ним считаются, его любят, он должен спасти родных, забыть обиды. Он нужен семье). Какая беда случилась с матерью? (Недостача на базе). Как беда объединила членов семьи? (Желание помочь).
Микродетали для создания Микродетали для создания образа матери. образа отца.
Узкие плечи, лицо заострилось; Робкий, как будто тайна у него; ходит, опустив голову. чернявая, худая, совсем как смотрит виновато, старуха от глаз к вискам озирается вокруг морщины тянутся; «пивнушка» притягивает его взгляд сухой и острый.
Вывод: Усталость матери, неуверенность отца подтверждают неблагополучие в семье.
YI . Как реагирует Федор на домашние конфликты родителей?
(Он осуждает их, что понять друг друга не могут да и не хотят «Разве же не могут они рядышком, друг к дружке прижавшись, сбросить этот стыд и жить, как люди?»).
YII . Как пытается сын примерить родителей.
(Найти примеры из текста). Зачитайте от слов: «Федор убрал в комнате, вымыл посуду… до «оглядел свою работу». (Ощущение беды не покидает Федора. он горячо желает помочь отцу и матери обрести, вернуть утерянное счастье. Любит он и отца, не меньше, чем мать. Федор берет на себя ответственность сохранить мир в семье, помочь взрослым.)
Вывод: Только доброта, взаимопонимание смогут уберечь мир семьи.
YIII . Сообщение:
Все беды – это солнечные затмения.
Знакомство с выставкой иллюстраций к произведению.
(Защита художников).
Поделитесь своими открытиями. Чтение любимых фрагментов из повести на заданную тему.
Разговор по душам (диалог). Жили просто – вот и все. Как же вдруг хорошо и ясно.
Конкурс думающего читателя.
Учащиеся объединяются в три группы, выбирают для анализа одну из цитат, написанных на доске и пытаются объяснить смысл, используя текст. Поверим в себя, в свои силы (отец Лены). Мера ценностей взвешивается на весах сердечности и души. Счастье до конца, без оговорок.
Сюрпризы читательской конференции.
Чтение стихов – посвящений своей семье, героям повести, друзьям.
XIII . Подведение итогов конференции.
В конце встречи учитель прикрепит лист бумаги в виде сердца, на котором ребята могут оставить свое мнение и впечатление о конференции в письменной форме.
XIY . Заключение.
Спасибо за работу! Надеюсь, что разговор о взаимной ответственности взрослых и детей у нас продолжится. Вы поделитесь своими жизненными наблюдениями. К этому призывает нас автор повести. А.Лиханов утверждает зависимость детских судеб от жизни и поведения взрослых. Старайтесь хранить мир вашей семьи.
XY . Домашнее задание.
Продолжи фразу, обсуди ее в классе. «Жить в ясности — …» Эссе «Я и мои родители». Модель счастливой семьи. Аргументы. Составить памятку «Как хранить мир в семье».