Забайкальский край, Тунгокоченский район, МБОУ Байкальская СОШ.
Учитель: Семенова Г.А.
Разработка урока литературы в 6 классе.
Тема: Философская проблематика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
(по технологии критического мышления)
Класс: 6
Цели: 1.Помочь учащимся увидеть и осмыслить гуманистическую идею стихотворения, ее проявление в композиционно-образном строе стихотворения;
2.Способствовать формированию у учеников навыков критического чтения;
3.Активизировать их субъектные представления как основу читательского сопереживания при восприятии лирики.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс.»/ Под. ред. Беленького Г.И.- М., доска для записи опорных слов и выводов, тетради по литературе для составления читательского дневника, тексты стихотворения «Три пальмы», памятки-алгоритмы составления синквейна.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 | Организационный момент. |
|
| |||
2.
| Ситуация «вызова» у учащихся собственных ассоциаций с названием стихотворения и интуитивных предположений о его смысле.
Постановка целей урока. | Учитель предлагает выполнить 2 задания: А) составление кластера: выразить лексические и стилистические ассоциации, которые вызывает слово «древо», Б) создать письменно связный текст на тему «Древо» по следующим опорным словам:
Пески, зной, пальмы, караван, коршун.
Учитель делает обобщение высказанных учащимися предположений о фабуле и идее стихотворения): -Вы сейчас работали с основными, ключевыми образами стихотворения и смогли интуитивно, на уровне своих собственных ассоциаций, выражающих эти образы. Представить чувства, с которыми поэт создавал свое произведение. -Какая мысль прозвучала во всех ваших текстах? Сделайте вывод. — Во всех ваших текстах прозвучала мысль о деспотизме, насилии и жестокости. Почти все выразили свое чувство возмущения этой несправедливостью. Как авторы, вы выражали свою мысль. -Каким образом поэт выражает свои мысли и чувства? Образами. -Определите цели урока. — Постараемся, пока не зная ни истории, ни времени создания стихотворения, «вычитать из него самого» его идею, сравним чувства поэта со своими.
|
Учащиеся выполняют задания.
Свободное письмо в течение 5-7 минут. Ученики по желанию читают составленные тексты.
Отвечают на вопросы. Делают выводы. | |||
3. | Самостоятельная работа с текстом. | -Прочитайте про себя стихотворение. Выделите при чтении композиционно-тематические части и, пожалуйста, определите, какие образы являются главными в каждой из них. | Происходит самостоятельная работа учащихся, предполагающая непосредственное, но частично направленное восприятие стихотворения, накопления первичных читательских и аналитических представлений. | |||
4. | Проверка . | Учитель организует обсуждение сделанных учениками наблюдений над текстом, над центральными образами. | Учащиеся при поддержке педагога делают выводы: 1 часть(строфы 1-2)- это описание, содержащее главные образы: три пальмы, природа, оазис; 2 часть (строфы 3-7)-это сюжет, главными образами которого являются пальмы, человек, животные; 3 часть(строфы 8-10)-развязка: гибель. | |||
5. | Работа с читательским дневником | Учитель предлагает ученикам выполнить задание: — впишите в свой читательский дневник те образы и выражения, которые привлекли ваше внимание, поразили вас. | Составляется дневник по схеме:
| |||
6. | Чтение, обсуждение записанных выражений. | Происходит чтение, комментирование, обсуждение записанных выражений, обмен впечатлениями. | ||||
7. | Ситуация актуализации и осмысления приобретенного читательского опыта, обобщения на уровне личностных впечатлений. (Работа в парах) | -Выполните следующее задание: Подчеркните одной чертой те наблюдения, которые не вызывают у вас протеста, а двумя чертами – те, что вы не можете принять.
| Ученики обсуждают в парах результаты выполнения задания.
| |||
8. | Беседа | Учитель задает вопрос: — Какие два мира противопоставлены в сюжете стихотворения?
-Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла в каждом из этих миров. | Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы. | |||
9. | Ситуация обобщения и осознания сделанных раннее индивидуальных и коллективных наблюдений над текстом. | Учитель слушает сообщение ученика, затем с целью актуализации приобретенных учащимися знаний задает следующие вопросы: -Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе? — В стихотворении повторяются слова: «гордые пальмы», « гордо кивая махровой главою»; «пальмы высоко росли», «приветствуют пальмы …гостей», «изрублены были тела их потом..» Является ли это примером для подражания? Заставляет нас задуматься о смысле жизни, а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? — Мы видим, что стихотворение шире конкретного факта , оно является философски обобщенным размышлением. О чем размышляли мы с вами , исследуя стихотворение? | Ученик делает сообщение о времени и истории создания стихотворения.
Учащиеся пытаются в ходе размышлений дать ответ на поставленные вопросы. | |||
10 | Чтение стихотворения вслух. | — До сих пор каждый из вас был со стихотворением наедине, каждый из вас видел в нем свое. А теперь прочитаем стихотворение вслух, выразив в чтении свои мысли, чувства и понимание философской идеи. | Чтение стихотворения вслух. | |||
11 | Рефлексия (работа в группах) | -Подвести черту нашему разговору мне бы хотелось необычным способом: составлением синквейна-пятистишия. | Учащиеся составляют синквейн, используя памятки. Пример варианта синквейна, составленного учениками:
Пальмы Гордые, роскошные листья Росли, ропщут, приветствуют Картины бездумного действия человека Гибель | |||
12 | Домашнее задание | По выбору: 1.Мои размышления при чтении стихотворения (читательское эссе). 2.В чем современность философской идеи стихотворения «Три пальмы»? 3. Как раскрываются в этом стихотворении личность и убеждения поэта? 4.Как создается в стихотворении образ зла? Спасибо за работу. | Учащиеся записывают домашнее задание. |