Автор: Широбокова Вера Васильевна.
Место работы: МКОУ Новожизненская ООШ Аннинского района Воронежской области.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Методическая разработка внеклассного урока литературы в 9 классе.
Тема: « Гений и злодейство » (анализ стихотворения А.В. Кольцова «Лес»).
Предлагаемый урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».
Цель: раскрыть в народнопоэтических образах «Леса» вечную тему гения и злодейства, показать боль утраты, переживаемую современниками Пушкина.
Оборудование:
портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова,
фонограмма с записью музыкального произведения «Реквием» Моцарта, тексты стихотворения Лермонтова «Смерть поэта», А.В. Кольцова «Лес».
Прострелено солнце!..
А.В.Кольцов.
Ход:
-
Вступительное слово учителя.
Знакомство Кольцова с Пушкиным произошло незадолго до смерти последнего. Кольцов встретился с ним в начале 1836 года. Пушкин, узнав о приезде из Воронежа Алексея Васильевича, пригласил его к себе. Пушкин, исполненный сочувствия ко всему талантливому, долго беседовал с Кольцовым, отобрал несколько его стихотворений и одно из них («Урожай») напечатал в журнале «Современник».
(Тихо звучит «Реквием» Моцарта). В январе 1837 года был убит Пушкин. Весть о гибели Пушкина потрясла Кольцова. Михаил Лермонтов написал в эти дни «Смерть поэта», а Алексей Кольцов- стихотворение «Лес».
В совокупности стихи Лермонтова и Кольцова закрепили для потомков колоссальный масштаб личности Пушкина.
Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
13 марта 1837 года Кольцов написал А.А. Краевскому письмо: «Александр Сергеевич Пушкин помер; у нас его уже более нету!.. Едва взошло солнце русское, едва осветило широкую русскую землю небес вдохновенным блеском, огня животворной силой; едва огласилась могучая Русь стройной гармонией звуков; едва раздалися волшебные песни родимого барда, соловья – пророка…»
О, лейтесь, лейтесь же ручьями
Вы, слезы горькие, из глаз:
Нет больше Пушкина меж нами, —
Бессмертный Пушкин наш угас!
2. Выразительное чтение стихотворения А. В. Кольцова «Лес» (можно подготовленными учениками).
3. Анализ стихотворения.
— Стихотворение имеет посвящение. Почему в лермонтовском стихотворении нет посвящения? (В стихотворении Лермонтова есть образ поэта, а у Кольцова нет образа Пушкина, а есть образ леса).
— Верно, здесь нет прямого олицетворения: Пушкин – лес. Здесь отношения бесконечно сложные и бесконечно богатые рождаемые ассоциации. Образ леса не остается только образом леса, но не становится и образом Пушкина.
— А какие образы вы можете назвать в целом стихотворении? (Образ леса, который сравнивается с Бовой, образ бури, образ тучи, образ черной осени). (прочесть в тексте).
-Какой образ является главным? ( Образ леса).
— Давайте вспомним, какие микротемы мы выделяли в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта» ? («Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийцы», «Суд»).
-На сколько частей можно условно разделить стихотворение и по какому признаку? (На три части, так как три раза встречаются вопросительные предложения:
«Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?»
«Где ж девалася
Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская?»
«Где ж теперь твоя
Мочь зеленая?»)
-Вообще в стихотворении есть три плана, три образа: лес – Бова – Пушкин. Два из них названы. Третий все время лишь угадывается. С ним все соотносится, но он непосредственно ни разу не возникает. Он выявляется через взаимодействие двух первых.
-Какие глаголы передают состояние леса в первой части? («Призадумался», «затуманился», «Стоишь — поник», «не ратуешь»)
— С каким сказочным героем сравнивается лес? (С Бовой – силачом, сказочным богатырем).
— Какие сложные философские начала взаимодействуют? (Бова – одушевленное существительное, лес – неодушевленное. Следовательно, борьба одушевленного и неодушевленного, человеческого и природного начал).
— Действительно, взаимодействие очень сложное. Какой главный литературный прием используется в стихотворении? ( Олицетворение. Примеры приводятся учениками).
— Конечно, мы не видим прямой образ Пушкина, но через образ «лес – Бова» мы угадываем образ поэта в самой трагической развязке.
Вторая часть стихотворения тоже начата с вопроса. Если первая часть траурная, то вторая — мажорная, торжественная.
Каким же был лес — богатырь, лес – Бова? (Работа с текстом. Ученики приводят примеры: У тебя ль было …
Заливная песнь соловьиная…
Дни – роскошество.
Лес жил полной жизнью, радовался)
— Какой главный образ угадывается? (Образ поэта).
— Это так: Пушкин – наше все: день и ночь, любовная песня и боевой гимн.
Какая главная тема во второй части? (Тема борьбы со злыми силами: бурей).
-Давайте найдем здесь народные поэтические средства, придающие фантастическую образность произведению. (Сказочные образы лешего, ведьмы . Просторечья: «Обоймет»,
«Вороти назад!
Держи около!»)
— Какие же силы борются? (Борьба леса и бури, добра и зла, тьмы и света .
Буря всплачется
Лешим, ведьмою
И несет свои
Тучи за море.
— Третья часть – финал, итог, разрешение, «гибель богов». Скажите, какой звук часто повторяется и что он символизирует? (Звук «О» повторяется в каждой строке. Наверное, символизирует вой, стон, плач).
-Вспомните строки Лермонтова об убийстве поэта. («Его убийца хладнокровно Навел курок…»
— Прочитайте строки об убийстве поэта в стихотворении Кольцова?
(Не осилили тебя
сильные,
Так дорезала
Осень черная».)
У Лермонтова убийца стреляет, у Кольцова – «дорезала»- разбой — разбойник. В народнопоэтических образах Кольцова выражен тот же смысл, что и у Лермонтова. Поэта убили.
Воскресает старая народная легенда об убийстве безоружного спящего рыцаря, не случайно использованная Кольцовым. Ведь именно здесь абсолютно сильный оказывается абсолютно бессильным. Найдите антонимичные образы (как убили). («С богатырских плеч
Сняли голову-
Не большой горой,
А соломинкой…»)
— Какова же, по вашему мнению, главная мысль стихотворения «Лес».
(Силы не ломают великих, их губит зависть, интриги, сплетни).
Вывод. (Учитель) Гений абсолютно силен, как никто, в жизни, в бою, в творчестве, для него абсолютно исключены дела низости и коварства – это не его стихия. Повторяется история пушкинского Моцарта.
(Снова тихо, фоном звучит «Реквием» Моцарта).
Лермонтов гениально показал это в стихотворении «Смерть поэта», Кольцов, на мой взгляд, не менее гениально выразил главную мысль в ярких народнопоэтических образах.
В «Лесе» Кольцова немало многоточий, которые позволяют нам выйти за рамки произведения, самим додумать, дочувствовать какие-либо ассоциации.
Многомысленнно и завершающе многоточие. Оно не завершает, не замыкает наше чувство в пределах стихотворения, дает ему продолжение, дает выход горечи, вопросу, недоумению. Вечному недоумению.
Домашнее задание. Написать отзыв на стихотворение А.В. Кольцова «Лес».
Литература
1. Кольцов А.В. Стихи и песни, Ленинград, 1984.
2. Скатов Н.Н. Далекое и близкое, Москва, 1981.
3. Кольцов А.В. Сочинения, Воронеж, 1950.
4. Антюхин Г.В.Литературное былое, Воронежский университет, 1987.