Открытый урок по литературе,

проведённый в 10-ом классе

Учитель: Грунина Любовь Ильгизовна

Тема урока: «Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов».

Цели урока:

— обобщить полученные знания по произведению на примере главных героев романа : Обломова и Штольца;

— помочь учащимся раскрыть богатство, глубину прозаического мастерства писателя;

— заострить внимание учащихся на роли художественных деталей, речевых характеристик при создании образа героя;

— помочь учащимся осмыслить образ главного героя ( Ильи Ильича Обломова) с точки зрения социальной, нравственной и общечеловеческой;

— раскрыть роль одного из главных героев романа ( Андрея Штольца);

— научить учащихся сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;

— развивать навыки работы с текстом;

— воспитывать нравственное отношение к жизни.

Оборудование:

— эпиграф урока;

— портрет И.А.Гончарова;

— иллюстрации к роману;

— сравнительные таблицы: Обломов,Штольц;

— литературоведческие термины;

— заглавия подтем урока.

Форма проведения урока: исследование, проходящее в форме защиты

(обсуждения) своей работы и коллективной работы в группах/парах.

Предшествующая домашняя работа:

— каждая группа выполняет своё задание (предлагается тема для исследования и вопросы к ней):

1. «Пейзаж и его функции в романе»

2. «Портрет как средство создания образа литературного героя»

3. «Особенности речи героев»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа с эпиграфом урока.

«…Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести.»

(И.А.Гончаров «Обломов»)

  • Какое название даёт автор этому явлению и как его поясняет?

  • Как вы сами относитесь к этому явлению?

III. Защита работ.

Каждая группа выполняла дома своё задание (предлагалась тема для исследования и вопросы к ней).

1. Пейзаж и его функции в романе.

Пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев. Чувствуется влюблённость Гончарова в красоту деревенской русской природы, в её мягкие тона и краски. Величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания Гончарова.

  • Зачитайте подобранные вами отрывки описания природы.

  • С помощью каких художественных средств удаётся автору передать состояние природы?

  • Достигают ли образности эти картины?

  • Раскрывают ли описания природы состояние души героев, характеры, образ жизни?

  • На всём ли протяжении романа мы встречаем пейзаж?

  • Итак, к какому выводу вы пришли?

2. Портрет как средство создания образа литературного героя.

  • Дайте определение слову «портрет».

(Портрет – описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться.

Развёрнутый, психологический портрет персонажа – достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики литературного героя, портрет вместе с тем проявляет особенности стиля автора.)

  • Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?

Гончаров — первоклассный портретист. Портреты его героев так выразительно обрисованы, что встают в представлении читателя как живые. При этом портрет у Гончарова всегда социально характерен.

В романе даны портреты не только главных действующих лиц, но и второстепенных.

Гончаров очень внимателен к деталям изображаемого быта. Халат, туфли и диван Обломова, прорехи под подмышкой у Захара, размеренный стук маятника в доме Пшеницыной вырастают в настоящие символы. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние».

Так осуществляется в романе одно из требований реализма – верность деталей.

  • Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?

  • Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?

Работа выполнялась при помощи таблицы.

Найти в тексте романа

Обломов

Штольц

Возраст

Это был человек тридцати двух-трёх лет от роду.

За тридцать лет.

Портрет

Человек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было.

Костюм

Послушный, не по размеру халат. Преданные туфли, мягкие, широкие.

Интерьер

Видимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала. Разбросанные вещи. Грязная тарелка.

Происхождение

Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями.

Из небогатой семьи.

Воспитание

Родители приучали к праздности и покою. Труд – наказание. Культ еды и сна.

Познал науки от отца, важные в жизни. Рано начал работать. Рано оторвался из семьи. Труд, строгость и аккуратность – главное в жизни.

Характеристика

Добрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой.

Сильный и умный, он постоянно в деятельности, не гнушается чёрной работой. Благодаря труду сформировался настоящий «железный» характер.

Испытание любовью

Ему нужна любовь материнская.

Ему необходима равная по взглядам и силе женщина.

Привлекательные черты

Мягкость, простота, великодушие, доброта.

Трудолюбие, высокая работоспособность, предприимчивость.

Слабости

Апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни.

В нём нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения.

Сила

Стремление к личной независимости.

Символы

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли.

Культ труда, практический ум.

  • Итак, к какому выводу вы пришли?

  • Сделайте вывод, Штольц – антипод Обломова или его двойник?

3. Особенности речи героев.

В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим в романе Гончарова.

  • Дайте понятие литературоведческому термину «Речевая характеристика».

( Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.)

  • Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца.

Приводим диалог Обломова (крепостника) и Штольца (человека нового времени).

Часть II. гл. 3. Чтение по ролям.

Вывод:

По мнению Штольца, с помощью устройства «школ», «пристаней», «ярмарок», «шоссейных дорог» старые, патриархальные «обломовки» должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Речь Штольца стремительна, эмоциональна, убедительна и актуальна.

Обломов пытается «философствовать». Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного общества. Речь его медлительна, он опасается каждого произнесенного другом слова.

  • Указывает ли речь героев на то, о чём говорится в определении?

  • К какому общему выводу вы пришли?

IV. Рефлексия. Оценки.

V. Домашнее задание.

Подготовьте черновик сочинения по роману И.А.Гончарова «Обломов» по следующим темам (на выбор):

1. Это «ядовитое» слово «обломовщина».

2. Есть ли сатира в романе «Обломов»?

3. В чём состоит трагедия жизни Обломова?

4. Обломов – общечеловеческий тип.

5. Обломов и Манилов.

6. Дружба Обломова и Штольца.

7. Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.

8. Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

9. … другие темы по выбору учащихся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here