Открытый урок по литературе,
проведённый в 10-ом классе
Учитель: Грунина Любовь Ильгизовна
Тема урока: «Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов».
Цели урока:
— обобщить полученные знания по произведению на примере главных героев романа : Обломова и Штольца;
— помочь учащимся раскрыть богатство, глубину прозаического мастерства писателя;
— заострить внимание учащихся на роли художественных деталей, речевых характеристик при создании образа героя;
— помочь учащимся осмыслить образ главного героя ( Ильи Ильича Обломова) с точки зрения социальной, нравственной и общечеловеческой;
— раскрыть роль одного из главных героев романа ( Андрея Штольца);
— научить учащихся сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;
— развивать навыки работы с текстом;
— воспитывать нравственное отношение к жизни.
Оборудование:
— эпиграф урока;
— портрет И.А.Гончарова;
— иллюстрации к роману;
— сравнительные таблицы: Обломов,Штольц;
— литературоведческие термины;
— заглавия подтем урока.
Форма проведения урока: исследование, проходящее в форме защиты
(обсуждения) своей работы и коллективной работы в группах/парах.
Предшествующая домашняя работа:
— каждая группа выполняет своё задание (предлагается тема для исследования и вопросы к ней):
1. «Пейзаж и его функции в романе»
2. «Портрет как средство создания образа литературного героя»
3. «Особенности речи героев»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Работа с эпиграфом урока.
«…Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести.»
(И.А.Гончаров «Обломов»)
-
Какое название даёт автор этому явлению и как его поясняет?
-
Как вы сами относитесь к этому явлению?
III. Защита работ.
Каждая группа выполняла дома своё задание (предлагалась тема для исследования и вопросы к ней).
1. Пейзаж и его функции в романе.
Пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев. Чувствуется влюблённость Гончарова в красоту деревенской русской природы, в её мягкие тона и краски. Величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания Гончарова.
-
Зачитайте подобранные вами отрывки описания природы.
-
С помощью каких художественных средств удаётся автору передать состояние природы?
-
Достигают ли образности эти картины?
-
Раскрывают ли описания природы состояние души героев, характеры, образ жизни?
-
На всём ли протяжении романа мы встречаем пейзаж?
-
Итак, к какому выводу вы пришли?
2. Портрет как средство создания образа литературного героя.
-
Дайте определение слову «портрет».
(Портрет – описание внешности персонажа (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться.
Развёрнутый, психологический портрет персонажа – достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики литературного героя, портрет вместе с тем проявляет особенности стиля автора.)
-
Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?
Гончаров — первоклассный портретист. Портреты его героев так выразительно обрисованы, что встают в представлении читателя как живые. При этом портрет у Гончарова всегда социально характерен.
В романе даны портреты не только главных действующих лиц, но и второстепенных.
Гончаров очень внимателен к деталям изображаемого быта. Халат, туфли и диван Обломова, прорехи под подмышкой у Захара, размеренный стук маятника в доме Пшеницыной вырастают в настоящие символы. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние».
Так осуществляется в романе одно из требований реализма – верность деталей.
-
Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?
-
Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?
Работа выполнялась при помощи таблицы.
Обломов | Штольц | |
Возраст | Это был человек тридцати двух-трёх лет от роду. | За тридцать лет. |
Портрет | Человек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. | Весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было. |
Костюм | Послушный, не по размеру халат. Преданные туфли, мягкие, широкие. |
|
Интерьер | Видимость проживания. Паутина. Запылённые зеркала. Разбросанные вещи. Грязная тарелка. |
|
Происхождение | Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. | Из небогатой семьи. |
Воспитание | Родители приучали к праздности и покою. Труд – наказание. Культ еды и сна. | Познал науки от отца, важные в жизни. Рано начал работать. Рано оторвался из семьи. Труд, строгость и аккуратность – главное в жизни. |
Характеристика | Добрый, ленивый барин, которого больше всего беспокоит собственный покой. | Сильный и умный, он постоянно в деятельности, не гнушается чёрной работой. Благодаря труду сформировался настоящий «железный» характер. |
Испытание любовью | Ему нужна любовь материнская. | Ему необходима равная по взглядам и силе женщина. |
Привлекательные черты | Мягкость, простота, великодушие, доброта. | Трудолюбие, высокая работоспособность, предприимчивость. |
Слабости | Апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни. | В нём нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. |
Сила |
| Стремление к личной независимости. |
Символы | Большой диван, удобный халат, мягкие туфли. | Культ труда, практический ум. |
-
Итак, к какому выводу вы пришли?
-
Сделайте вывод, Штольц – антипод Обломова или его двойник?
3. Особенности речи героев.
В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим в романе Гончарова.
-
Дайте понятие литературоведческому термину «Речевая характеристика».
( Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.)
-
Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца.
Приводим диалог Обломова (крепостника) и Штольца (человека нового времени).
Часть II. гл. 3. Чтение по ролям.
Вывод:
По мнению Штольца, с помощью устройства «школ», «пристаней», «ярмарок», «шоссейных дорог» старые, патриархальные «обломовки» должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход. Речь Штольца стремительна, эмоциональна, убедительна и актуальна.
Обломов пытается «философствовать». Доброту и искренность патриархальной жизни он противопоставляет нравственной испорченности столичного общества. Речь его медлительна, он опасается каждого произнесенного другом слова.
-
Указывает ли речь героев на то, о чём говорится в определении?
-
К какому общему выводу вы пришли?
IV. Рефлексия. Оценки.
V. Домашнее задание.
Подготовьте черновик сочинения по роману И.А.Гончарова «Обломов» по следующим темам (на выбор):
1. Это «ядовитое» слово «обломовщина».
2. Есть ли сатира в романе «Обломов»?
3. В чём состоит трагедия жизни Обломова?
4. Обломов – общечеловеческий тип.
5. Обломов и Манилов.
6. Дружба Обломова и Штольца.
7. Ольга Ильинская и Татьяна Ларина.
8. Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
9. … другие темы по выбору учащихся.