Урок литературы
в технологии
развития критического мышления через чтение и письмо
11 класс
Тема: И.А.Бунин «Роман горбуна»
Тип урока: классного чтения и изучения художественного произведения.
Цели:
-
познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина;
-
развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
-
развивать критическое мышление учащихся.
Оборудование: подготовленные тексты рассказа (Приложение 1), медиапроектор, презентация (Приложение 2), музыкальное сопровождение (композиция «Бабочки» Р.В. Тяна).
Основной прием — «Чтение с остановками».
Ход урока
Работа учащихся. Примечания | |
2. Стадия вызова
| Звучит музыка |
На доске запись: Роман горбуна О чем говорит вам это словосочетание?
| Любовь горбуна, роман о горбуне и т.д.
|
Мне хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом Ивана Алексеевича Бунина, из серии так называемых «крохоток», написанных в 1930 году, он так и называется — «Роман горбуна»
О чем он, как вы думаете?
| Слайд №1
Предположения: О любви, о горбуне… |
А что такое для вас любовь?
| Счастье, радость, страдания… (можно привязать к героям) |
3. Стадия осмысления |
|
Давайте прочитаем этот рассказ, используя волшебный листок, — чтение с остановками. Читаем только тот фрагмент, который я скажу, и постепенно открываем текст. Проверим наши предположения.
|
|
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
Горбун и любовное письмо… необычно |
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок…»
Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?
Развлечься захотела… Ничего хорошего не выйдет |
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь!
|
В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа.
| |
Давайте обратим внимание на цвета: Какой оттенок превалирует?
Холодные тона
Почему?
Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором.
| Серый, лиловый, сиреневые, фиалки.
Холод, безнадежность, неуверенность… Родственные души… |
Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.
Нет…
роковой час, грозно, содрогнулся, страхом |
Кто-то, кого он не ожидал увидеть Ослепительная красавица… Старая знакомая… |
Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:
навстречу ему, в розовом свете (может быть, это цвет зарождающейся надежды?) весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
|
Страшная безысходность и грусть… В этих словах вся наша жизнь – с ее вечными надеждами, взлетами и падениями…
Трагическая интерпретация темы человеческой судьбы, сокрушительный вывод-итог |
| |
Вернемся к заглавию: А был ли роман?
Но присутствует ли любовь? | Похоже, что нет
Да |
Назовите ключевое слово рассказа
|
Любовь |
Как итог наших рассуждений, составим синквейн. Напомню схему написания синквейна, она перед вами. | Слайд №2
Синквейн
Составляем вместе
(Звучит музыка) |
Любовь – трагедия, разочарование, озарение…
|
Комментарий к уроку (Приложение 3)
Вот такие синквейны получились у школьников:
Любовь
|
Когда мы с детьми прочитали этот рассказ, некоторые не согласились с печальной безысходностью, которую слышим в последних словах. Поэтому они предприняли попытку дописать свой конец. Одна девочка предложила такой вариант:
Когда закат алел вдали,
То в этом розовом сиянии
Два силуэта вместе шли
Из сквера к дому со свидания.
Два одиночества смогли
Найти друг в друге утешение,
Поверьте, счастливы они,
Остались в прошлом все сомнения.