Урок литературы в 7 классе.
Тема: «Край ты мой, родимый Край».
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
Автор: Кривицына Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы
I. Тема: «Край ты мой, родимый Край».
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
Урок литературы в 7 классе.
II. Цели урока:
1) Знакомство учащихся с произведениями русских писателей о природе.
2) Расширить представление учащихся о русской пейзажной поэзии, показать учащимся, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов, создать условия для осмысления лирики, обратить учащихся к пониманию себя, к высказыванию мнения по обсуждаемым вопросам.
3) Развивать навыки анализа поэтического текста, способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции, развивать ценностное отношение учащихся к природе, Родине, к другим людям и их чувствам.
III. Оборудование урока.
• учебник;
• классическая музыка (запись) «Времена года» Чайковского;
• запись Ж. Бичевской;
• репродукции картин о природе, о Родине;
• сборники стихов о природе, о Родине;
• плакаты с зарисовками природы;
• высказывания о природе, о Родине.
IV. Методические приёмы:
• рассказ учителя;
• выразительное чтение стихов;
• элементы анализа текста;
• реализация межпредметных связей с изобразительным искусством, музыкой;
• творческая работа:
• беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Желаю вам хорошего настроения и активной работы на уроке.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Домашним заданием у вас было подготовить выразительное чтение стихов о природе., о Родине и выполнить к ним иллюстрации.
III. Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русских пейзажистов: В. А. Жуковского, А. К. Толстого, И. А. Бунина, прочитаем выразительно стихи, попробуем частично их проанализировать, послушаем записи, рассмотрим иллюстрации, репродукции, расширим представление о русской пейзажной ионии.
Учитель. Откроем тетради, запишем дату и тему урока «Край ты мой, родимый край». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
Учитель. Теперь положите ручки и послушайте внимательно меня.
IV. Вступительное слово учителя.
Учитель. Природа неисчерпаемый благодатный источник поэзии, музыки, живописи. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно высказать порой, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных произведениях и зарисовках. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть её красоту. Людей искусства отличает умение видеть в привычном новое и необычайное.
Учитель. Послушайте знаменитые «Времена года» Чайковского.
Учитель. Что можно услышать в этом музыкальном произведении? Ученик. Звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, осеннюю грусть, пробуждение природы весной, жаркий летний день.
Учитель. Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт наблюдает за явлениями природы, передаёт своё мироощущение, настроение,., состояние души.
Родоначальником в русской литературе пейзажной лирике был В. А. Жуковский.
V. Чтение и обсуждение статьи в учебнике на стр. 312 -313.
VI. Первичное чтение стихов учителем и анализ. Выразительное чтение учащимися.
Учитель. Прочитайте стихотворение «Приход весны» В. А. Жуковского.
Учитель. Перескажите содержание текста.
Ученик. Наступила весна, природа ожила, нивы зеленеют, в роще поют
птицы, тёплый дождь идёт, душа радуется.
Учитель. С чем сравнивает поэт приход весны?
Ученик. С жизнью души.
Учитель. Почему?
Ученик. Душа весной оживает, как и вся природа.
Учитель. Какую картину можно себе представить после прочтения этого
стихотворения?
Ученик. Светлое небо после сильной грозы, мокрые деревья, тропа, мост
через реку, отдалённые раскаты грома.
Учитель. Какова основная мысль стихотворения?
Ученик. Призыв быть внимательным к природе.
Учитель. Какие эпитеты автор использует для характеристики человека?
Ученик. С «новою враждою», «презрительной пятой».
Учитель. И как бы в итог всех тех стихотворений, с которыми мы познакомились, прочтём стихотворение И. А. Бунина «Родина».
(Сначала учитель читает стихотворение, затем ученики)
Учитель. Какова главная мысль стихотворения?
Ученик. Это стихотворение о Родине.
Учитель. Какие краски автор использует в стихотворении?
Ученик. Мертвенно — свинцовые, молочно — синие, белый, зелёный.
Учитель. С помощью каких художественных средств Бунин рисует картину
завершения зимнего дня?
Ученик. Эпитеты: туман молочно — синий, печаль кроткая, небо мертвенно —
свинцовые; метафора: снежная пустыня; олицетворение: туман смягчает даль; аллитерация: на [р] (повторение однородных согласных звуков, прирождающих особую звуковую и интонационную выразительность). Эти резкие звуки создают впечатление морозного зимнего вечера, навевающего что-то странное, сказочное, неизвестное.
Учитель. Чем восхищается Бунин’?
Ученик. Зимним днём, сосновыми лесами,, туманом, пустыней снежной, а в
целом — Родиной, точнее природой на Родине.
Учитель. Поэт Николай Рыленков сказал: «Иногда Бунина называют
холодным мастером. Это чистейшее недоразумение».
Учитель. Вы согласны с этим мнением?
Ученик. Автор прекрасно рисует в стихах зимние пейзажи.
VII. Работа с репродукциями:
1. Реализация индивидуальных заданий.
а) Сообщение учащихся о русских пейзажистах.
1 — ый ученик. И. И. Левитан родился в 1860году в местечке Кибарты, ныне
Кибартай Литовской ССР. Ранние годы художника прошли в Ковно, в семье
бедного железнодорожника. В начале 70 — х годов семья Левитана
переезжает в Москву. В 1873 году Левитан с братом поступает в Московское
училище живописи, ваяния и зодчества. За успехи Левитан был освобождён
от уплаты за учёбу. После смерти родителей остаётся без крова, ночует в
пустых классах училища, скитается по Москве, но продолжает учиться. В
1879 году Третьяков приобрёл с ученической выставки картины 19 —
летнего художника «Осенний день», «Сокольники». Весной 1884 года поселился в Саввинской Слободе под Звенигородом. Там он впервые узнал и навсегда полюбил русскую природ)’ Его работы: «Ручей», «Мостик», «Снопы», «Осеннее утро. Туман». В этих работах лирическое восприятие
Учитель. Какие человеческие чувства «переплетаются» с состоянием
природы?
Ученик. Оживление, пробуждение, радость, трепет, надежда.
Учитель. А теперь посмотрим, ребята, какие чувства, выражены в стихотворении А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край». Какую роль
играет восклицание «Гой ты!»
Ученик. Прославление Родины.
Учитель. Какую иллюстрацию вы бы сделали к этому стихотворению?
Учитель. В каком значении употреблено слово «воля»?
Ученик. В значении «простор».
Учитель. Какие синонимы можно подобрать к слову «простор»?
Ученик. Свобода, ширь, пространство.
Учитель. Какие слова стихотворения вы свяжете с данными словами?
Ученик. Ветер, степь, бор, голос, орлиные стаи.
Учитель. Другое стихотворение А. К. Толстого называется «Благовест».
Сначала учитель читает стихотворение, затем ученики.
Учитель. Какие чувства пробуждает, колокольный звон у лирического героя?
Ученик. Грусть, печаль, тоску, а во время колокольного звона
одухотворённость, душевное стремление.
Учитель. Как вы понимаете выражение «Звон призывный через могилы»?
Ученик. Рядом с храмом традиционно располагалось кладбище.
Учитель. Объясните название стихотворения «Благовест».
Словарная работа:
Благовест «благая весть», т. е. «добрая весть» — колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный — приносящий благо, приятно успокаивающий.
Каяться — а) исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очищения); б) сожалея, признавать свою вину, ошибку.
Учитель. Вспомните стихотворение «Молитва» М. Ю. Лермонтова. Что общего в этих стихах?
Ученик. Человек обращается к Богу, человек неразрывен с Божьим миром, душа радуется, обращаясь к Богу «с души, как бремя, скатиться сомнение далёко…», а у Толстого «И сердце радостно…»
Учитель. Какие чувства возникают после прослушивания музыки?
Ученик. Радость, гордость, чувство полноты жизни.
Учитель. Обратите внимание на странице 315 на иллюстрацию «У ворот монастыря» художника А. Саврасова. В чём сходство стихотворения, музыки и иллюстрации?
Ученик. Всё это заставляет задуматься о жизни, о многих духовных ценностях.
Учитель. «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Это стихотворение является как бы продолжением иллюстрации. Так рисует картину в своём стихотворении А. К. Толстой (Сначала учитель читает стихотворение, затем ученики).
2 — ой ученик. Сергеи Васильевич Герасимов родился и вырос в подмосковном уездном городе Можайске. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1920 —е годы Герасимов выступает уже как зрелый мастер. Большое место в творчестве Герасимова занимают пейзажи: «Зима», «Лёд прошёл», «Ива цветёт», «Лето» и др. Весна — любимое время года Герасимова. Каждый раз по — новому умеет увидеть красоту весенней земли. Пейзаж «Лёд прошёл» проникнут атмосферой ранней весны.
3 — ий ученик. Василии Николаевич Бакмеев — замечательный мастер русской пейзажной и жанровой живописи. Родился в Москве, получил образование в Училище живописи, ваяния и зодчества сначала на архитектурном, затем на живописном отделении. С 1907 года в творчестве Бакмеева большое место начинает занимать пейзаж. Образ природы в полотнах Бакмеева наполнен светлой поэзией. Больше всего любил художник раннюю весну. Состояние пробуждающейся к жизни природы запечатлено им с удивительной силой. В картине «Голубая весна» художник передал свои чувства, пробуждённые весной. Всё наполнено тёплым, душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зелёная трава. Кругом раздаётся пение птиц. Бакмеев точно перечисляет приметы весеннего пробуждения.
б) Беседа по вопросам.
Учитель. Рассмотрите репродукции пейзажей на форзацах учебника и на
доске. Какие из низ соответствуют какому- либо из прочитанных нами
стихотворений по содержанию и настроению?
Ученик. «Печерский монастырь» — «Благовест»,
«Вид Троицкой лавры» — «Благовест».
«Задумчивые дни осени» — «Край ты мой…»
VIII. Вывод:
Учитель. Какой же вывод можно сделать из всего того, о чём мы говорили на уроке?
Ученик. Все авторы — поэты и В. А. Жуковский, и А. К. Толстой, и И. А. Бунин любят свою Родину, восхищаются её разными уголками природы, временами года, суток, поэты в стихах передают всю красоту Родины, природы нам, читателям, используя различные художественные средства, многообразие красок, яркость образов, а, следовательно, они — поэты-патриоты.
IX. Сочинение – миниатюра «Зимний день»
X. Домашнее задание.
Написать сочинение по пословице «В зимний холод всякий молод».