Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Хлебновка»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости».
Учитель: Елена Игоревна Мельникова,
учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока литературы «Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости».
Место урока в теме
Данная тема из раздела «Произведения писателей 20века» (по программе Коровиной В.Я.) составляет единое целое: их объединяет общечеловеческая значимость поставленных нравственных проблем, актуальных для подростка.
Цели урока: Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты. Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь учащихся, анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса, развивать критическое мышление. Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания к братьям нашим меньшим.
Тип урока: изучение нового материала и обобщение.
Структура урока: организационный момент, подготовка к основному этапу, изучение нового материала и обобщение, подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
Содержание обучения. Работа над способностью учеников откликаться на вечные проблемы, поднятые автором: человек и его умение общаться с миром природы.
Работа над особенностями данного произведения: наблюдение над языком, место и роль пейзажа в рассказе, композиция. Все это работает на идею произведения.
Урок нацелен на умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развиваются специальные навыки: умение находить в тексте ключевые эпизоды, слова, определять роль пейзажа, внешности, составлять цитатный план, определять и формулировать тему и идею произведения.
Исходя из содержания, темы и типа урока используется общеклассная и индивидуальная форма деятельности.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование: художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»; электронная презентация, раздаточный материал, толковые словари.
Ход урока.
1. Вопросы классу.
—Приходилось ли вам встречаться с обиженными животными в жизни?
Вспомним произведения русской литературы, героями которых является собака. К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Слайд 1:Вспомните произведения, которые повествуют о собаках. ( А. П. Чехов « Каштанка», И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский « Белый Бим Чёрное ухо» ). – Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.) —К какому жанру они принадлежат? Что такое рассказ? (Рассказ- эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человака).
-Во всех этих рассказах собака предстает как добрый верный друг, надежный защитник.
-Дома вы узнали историю еще одной собаки, прочитав рассказ Л. Андреева «Кусака». Но прежде чем мы обратимся к ней, послушаем рассказ об авторе (после него нужно обратить внимание на то, что писатель испытывал ужас перед жизнью с ее уродствами и жестокостью).
-Героями большинства рассказов Андреева являются люди, а в рассказе «Кусака» — собака. Почему? — для Андреева «все живое имеет одну и ту же душу, страдает одними и теми же страданиями». Так ли это на самом деле? Мы должны увидеть эти страдания.
II Работа по тексту . Слайд 2:
Часть 1. Возможное заглавие :«Она никому не принадлежала».
Какая собака при первой встрече с ней читателя? — чтение начала рассказа. Почему так много слов с отрицательным значением? — нет дома, нет нужности кому-то, отсюда одиночество, страх и злоба. Как автор описывает ее отношение к людям в этот момент? — не доверяла, набрасывалась со злобой. Почему? — обижали, эпизод с мужиком. Чем она живет теперь? — бескорыстно сторожит дом. Что при этом испытывает? — довольство и гордость собой, т.к. нашла свой дом, а, значит, обрела нужность. Слайд 3:
Часть 2. Возможное заглавие: «У нее отняли её непримиримую злобу».
Какие перемены принесла она в жизнь Кусаки? — выборочный пересказ.
Приехали на дачу люди. Писатель называет их добрыми. Правда, они вначале хотели застрелить собаку, но потом привыкли к ней, и она приобрела хозяев и имя. Слайд 4: Часть 3. Возможное заглавие: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Зачитать «всею своею собачей душой…». Все это отразилось и на ее внешности. Если раньше Кусака была грязная и некрасивая, то сейчас как она выглядит? – зачитать. Изменилось ли отношение к людям сейчас? — перестала бояться. Но страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее сердца. Как она выражает свою любовь? — пересказ, близкий к тексту. Почему же при гостях Кусака не играла и убегала? — для нее это не игра, а выражение своих чувств: любви, восторга, благодарности.
Физминутка.
Слайд5: Часть 4. Возможное заглавие: «Жа-а-лко». Но это чудо, счастье, в которое боялась поверить Кусака, продолжалось недолго (прочитать абзац «желтыми огнями загорелась осень»). Прочитать диалог Лели с мамой. Почему не берут в город собаку? Может быть, действительно негде держать? — дворняжку негде, а породистой место найдется. На протяжении всего разговора Леля готова была заплакать, но не заплакала. Почему? — не такие глубокие чувства к собаке. Вместо этой обещали другую, породистую. Кусака – игрушка, которую можно заменить другой, более красивой. Да и все отношения с Кусакой для «добрых» людей были игрой. Случилось то, чего так боялась собака. Вспомните «странную мольбу» в глазах, когда она ласкалась. Ее снова поманили, как тот мужик, приласкали и снова ударили. Кто ударил больнее: мужик или Леля? – Леля, т.к. ушибы и раны на теле можно зализать, да и получены они от незнакомых людей. А девочка – самый близкий ей человек, причинила душевную боль, а ее не залижешь. Как заканчивается рассказ? – прочитать эти строки. Слайд6: Часть 5.Возможное заглавие: «Собака выла». «Наступила ночь…». Почему выла собака? – раньше болело тело, а теперь душа. Опять одна! Все вернулось к прежнему. А есть ли надежда, что весной все снова повторится? – нет. Что вызывает ужас у Л. Андреева в истории Кусаки? – равнодушие взрослых порождает равнодушие, бессердечие детей.
Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности. Какими художественными средствами выражает автор свое отношение к поднятой проблеме? – индивидуальное сообщение по пейзажу и его роли в рассказе. Писатель останавливается не только на жестоком отношении людей к Кусаке. Есть в рассказе еще один пример душевной черствости (гл.4, эпизод с дурачком Илюшей). Что общего между Кусакой и Илюшей? А, может быть, эти люди не знают или забыли, что «все живое имеет одну и ту же душу…». А мы, как читатели, сможем ли остаться равнодушными? – нет, т.к. «все живое имеет одну и ту же душу…». Рефлексия. Задание.
Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.
Р — работал с удовольствием.
У — у меня многое получилось.
К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
О — одноклассники доставили удовольствие своей работой.
— Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок.
III Домашнее задание.
Используя цитатный план, напишите отзыв на рассказ Л.Андреева «Кусака».