Копылова Вера Александровна

МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей №6 «Перспектива»

г. Красноярск

учитель русского языка и литературы

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Урок в технологии РКМЧП

Этапы урока

Содержание этапов урока

Комментарии

  1. Стадия вызова.

  • Обращение к личному опыту.

  • Систематизация материала (составление списка известной информации).

  • «Провокация».

Звучит песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»

  • Прослушайте песню. О чём (о ком) эта песня?

  • Назовите автора и исполнителя песни.

  • Каких людей показывает в песне Высоцкий?

— Ответить на этот вопрос вам помогут прилагательные, причастия, обозначающие разные качества людей, разные черты характера.

Мужественный, нерешительный, находчивый, трусливый, стойкий, эгоистичный, активно борющийся, страдающий, плохо переносящий боль, усталость, трудности, действующий, бездействующий, смелый, беспечный, осторожный, наблюдательный, ответственный, заботливый, преданный, ненадёжный, упорный, выносливый.

— Среди данных слов подчеркните те, которые характеризуют героев песни. Можете также добавить свои слова-характеристики.

  • А что такое характер? Перед вами словарная статья из Толкового словаря Ожегова Сергея Ивановича. Прочитайте статью и среди данных значений (а слово, как видите, многозначное) выберите то, которое подходит к данной ситуации, то есть обозначает качества людей.

ХАРАКТЕР, -а, м. 1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твердый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твердость, не уступить в чем-н.). В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твердым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером). Литературные характеры (персонажи с их характерными чертами). 2. Отличительное свойство, особенность, качество чего-н. Затяжной х. болезни. Беседа делового характера. X. местности.

(Заслушивание ответов.)

  • Таким образом, характеры этих людей какие? (Разные.)

  • — два разных характера, две разные судьбы.

Почему я предложила вам именно эту песню? Как она связана с тем, что мы сейчас читаем? (Герои рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилин и Костылин тоже в трудных обстоятельствах, тоже ведут себя по-разному, потому что у них разные судьбы, разные характеры).

  • Сформулируйте тему урока, добавив на месте точек нужные слова.

«Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы» — тема нашего урока.

  • Исходя из темы урока, поставьте цели…

1.доказать, что у Жилина и Костылина разные характеры, следовательно, разные судьбы.

2. научиться сравнивать литературных героев.

3. учиться систематизировать и анализировать материал (выделять линии сравнения).

Слайд 2

Звучит песня В.Высоцкого на фоне гор Кавказа.

Слайд 3

В.Высоцкий (25 января 1938 – 25 июля 1980 гг.) написал более 600 песен и стихов, сыграл более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, восемь – в радиоспектаклях.

Слайд 4

Перечень прилагательных, причастий, обозначающих разные качества людей.

Слайд 5

Словарная статья Ожегова С.И., «характер»

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

2. Осмысление содержания.

  • Мозговая атака.

  • Заполнение сводной таблицы.

  • Обсуждение в группах. Аналитическая работа с текстом.

  • Реализация индивидуального домашнего задания.

  • Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать двух героев Толстого: Жилина и Костылина. Ребята, скажите, зачем их надо сравнивать? Что даёт сравнение? (При сравнении можно выявить общее и различное.)

  • Чем похожи Жилин и Костылин? Что у них общее? (Оба офицеры, служили на Кавказе, оба отправились в отпуск). Правильно, но дальше – различия. Посмотрим, как ведут себя Жилин и Костылин в одних и тех же обстоятельствах, заполнив таблицу. Выделите линии для сравнения.

Жилин

Линии сравнения

Костылин

встреча

пленение

поведение в плену

первый побег

  • Чтобы заполнить таблицу, вам нужно обратиться к следующим эпизодам рассказа:

«Встреча» (глава I, от начала до слов «И поехали они вперёд по дороге»);

«Пленение» (глава I, от слов «И пустил лошадь налево…» до конца главы);

«Поведение в плену» (главы IIIII);

«Побег (первый)» (глава V) —

а также ответить на предложенные вопросы и выполнить сопутствующие задания.

1.«Встреча» (глава I, от начала до слов «И поехали они вперёд по дороге»).

— Как договаривались Жилин и Костылин вести себя, уезжая от обоза, и как они себя вели, встретившись с горцами?

— Какое решение принимает Жилин, попав в безвыходное положение?

2. «Поведение в плену» (главы IIIII).

— Чьими глазами мы видим картины аула и жизни горцев и почему? Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?

— Справедливо ли говорят горцы о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный»? Какие у них для этого основания?

— Почему к Жилину стали приезжать татары даже из дальних аулов?

— Выберите из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина (ходит, высматривает, рукодельничает, роет и т.д.) То же самое в отношении Костылина (пишет, ждёт, скучает, спит). Что можно найти интересного в жизни Жилина и Костылина?

3. «Побег (первый)» (глава V).

— Почему Костылин оказался при побеге не соратником Жилина, а обузой? Ожидали ли вы заранее, как поведут себя Жилин и Костылин во время побега? Почему вы так предполагали?

— Выпишите глагольные описания действий обоих беглецов (раскопал дыру, по звёздам примечает, осматривает, подполз к дороге, несёт Костылина на себе – зацепил камень ногой, жалуется, ноет, всего боится, покряхтывает, стонет, отстаёт).

— Почему в одних и тех же условиях один пленник проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает (нерешителен, труслив, эгоистичен, плохо переносит боль, усталость, трудности, скорее всего, не действует, а находится в том или ином состоянии)?

(Заслушивание ответов.)

  • Обратите внимание, что и фамилии героев как бы в паре, рифмуются.

(Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный» — сильный, упругий. Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, а вся сила». Или «подкостыливает» — плетётся помаленьку.)

  • Так автор с помощью фамилии героев даёт им дополнительную характеристику и выражает своё отношение.

  • Выводы по уроку: Костылин и в плену, и при побеге оказался не помощником Жилина, а обузой. Ещё до плена можно было догадаться, что герои ведут себя по-разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует. Толстой изображает героев в экстремальной ситуации. Но как вы, ребята, думаете, можно ли наблюдать подобный тип поведения и в повседневной мирной жизни?

Слайд 9

Слайд 10

Слайды 11-14

Слайд15

3.Рефлексия.

  • Возврат к теме и целям урока.

  • Давайте посмотрим на цели, которые мы поставили в начале урока. Достигли мы их?

  • Продолжите фразу (по выбору):

— У меня возник вопрос…

— Сегодня на уроке я вдруг понял(а)…

— Какая мысль, высказанная на уроке, особенно запомнилась?

  • Лев Толстой очень любил этот рассказ, считал его очень важным в своём творчестве.

Слайд 16

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here