Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино».
Провела учитель Хабибуллина Рамзия Афкатовна
Форма урока: интегрированный урок чтения, истории
Цели урока:
-
формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и литературе; заинтересовать и вызвать чувство любви и уважение к автору стихотворения «Бородино» и к героям – богатырям Отечественной войны 1812 года, подготовить школьников к выразительному чтению стихотворения, раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года; подчеркнуть изобразительность языка; уметь выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;
-
развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
-
воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России. воспитывать патриотические чувства, раскрыть величие и красоту душевного порыва русских людей на примере героического подвига защитников Отечества, воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину
Оборудование: портрет М.Ю Лермонтова; компьютер и мультимедийная приставка с записью стихотворения «Бородино»; презентация слайдов о войне 1812 года, портреты Кутузова и Наполеона, список непонятных слов с иллюстрациями.
На доске эпиграф к уроку
“Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!”
(М.Ю.Лермонтов)
Ход урока
1. Вступление. Слово учителя.
У нас сегодня необычный урок. Необычен он тем, что на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении, как это бывает обычно, но и поговорим об истории, о том, как она отражается в литературе.
2. Слово о поэте. Знакомо ли вам имя Лермонтова? Когда жил? Чем занимался? Что знаете вы о поэте? (ответы учащихся)
За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и ……….. (название вы узнаете, разгадав ребусы)……“Бородино”.
С3ЖИ 7Я ВО100К БОР1О («Бородино» М.Ю.Лермонтов)
Оно было написано в 1837 году к 25-летию Бородинской битвы. Тогда еще были живы многие герои Бородинского сражения. Например, его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин был участником Бородинского сражения. Лермонтов много встречался с ветеранами Бородино. Он знал реальных людей – участников Бородинского сражения.
Учитель обращает внимание детей на эпиграф.
3. Слово о богатырях.
С древности на Руси ходят легенды, сказания о храбрых богатырях. Об их славных подвигах пели русские женщины над колыбелью детей своих, это их имена звучат на устах народа нашего и поныне. Храбрые богатыри защищали границы нашей Родины от всякой нечисти. Так было много лет назад…
Шли годы. Беда пришла на землю русскую. Напали на нее полчища врагов. Где вы, богатыри славные? Вставайте на защиту Отчизны родной.
А ведь жили-то они давно… Кто же защитит землю нашу? Нет, не перевелись богатыри на Руси. Встали они на ее защиту.
Где же они? Всмотритесь, вот они: поэт, крестьянин, простой солдат…
Знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» — о герое – народе, который в этом сражении обнаружил свою волю к победе, показал исключительное мужество, свою любовь и преданность Родине. Главный герой стихотворения, рассказчик – старый солдат – участник того боя, он там был, он это видел, он это пережил
Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа.
— А что знаете вы о Бородинским сражении?
4. Справка о Бородинском сражении. (Показ слайдов)
«В 1812 году французская армия под командованием Наполеона напала на Россию. Численность армии французов в несколько раз превышала численность русской армии.
Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всё новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях.
Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия.
Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России».
5. Словарная работа.
Сейчас мы будем слушать стихотворение “Бородино”.
Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло почти 200 лет с того времени.
кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;
булат – оружие булатной стали, сабля;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
улан, драгун – солдаты конных полков;
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
картечь – дробь, небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
сражен булатом – убит,
был хватом – храбрым.
6. Прослушивание стихотворения в записи.
Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники, будем следить по тексту и слушать стихотворение “Бородино”
7. Работа с текстом. Беседа анализ:
1). Первое впечатление от стихотворения.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Что именно понравилось?
— Каким чувством пронизано все стихотворение?
— Как вы думаете, кого Лермонтов в стихотворении называет богатырями? Кто они, что за люди?
— Что о них говорит поэт? В каких строчках? Найдите эти строчки и прочитайте.
— Кого из этих богатырей вы можете назвать? Что вы о них знаете?
Вывод: значит, богатыри — это защитники своей родины. Это и гениальные полководцы, как Багратион, Кутузов, это и простые солдаты, то есть весь русский народ, который отстоял Москву. Именно героизм этих людей, их преданность и любовь к Родине помогли русскому народу спасти от врагов свою землю.
2) Стихотворение построено в форме разговора молодого солдата с бывалым воином.
— Найдите доказательство того, что рассказчиком является солдат – участник боя.
(Дети читают, находят ответы на вопрос, зачитывают правильные варианты).
— С каким чувством рассказывает солдат о Бородинском сражении?
— Каким вы представляете себе полковника? К чему он призывает?
— Найдите и зачитайте строфы, в которых описывается Бородинский бой.
— Выразительно прочитайте строки, которые наиболее ярко передают патриотизм солдат.
— Кто спаситель России, по мнению рассказчика?
— Какие качества личности помогли солдатам и их командирам выстоять в неравном бою?
Физминутка
8. “Характеристика рассказчика”.
В стихотворении нет описания рассказчика. Давайте предположим, какой он?
Составь характеристику рассказчика
Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий | |
Возраст | 45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад |
Внешний облик | Седые волосы, усы, может, шрамы |
Манера держаться | Спокойно, с достоинством, гордится прошлым |
Особенности речи | Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит “я” и “мы” |
Характер | Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей |
Сделаем вывод: рассказчик – какой он?
Обобщите материал.
(Старый солдат, участник Бородинского сражения, полон любви к Родине и гордости за своих товарищей, сражавшихся на поле боя).
9. Чтение стихотворения учащимися
10. Итоги урока.
— Что нового вы узнали о Лермонтове.
|
Вывод:
Сегодня мы вкратце говорили об истории и о литературном произведении. Все они посвящены одному и тому же событию – Бородинскому сражению. О том, что вы узнали и поняли на этом уроке, я хочу проверить устным опросом.
1. Что обозначает слово «Бородино»?
2. Когда произошло Бородинское сражение?
3. Над кем одержали победу русские?
4. Назовите русских полководцев этой войны.
5. В честь какого события написал Лермонтов свое стихотворение?
6. Кого называет автор богатырями?
7. В каких строчках заключена основная мысль стихотворения?
Если останется время можно поработать в группах:
Задание. Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и прикрепить на доску.
Храбрость, смелость, героизм, , мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, предательство, малодушие, патриотизм.
Все эти качества необходимы и вам, чтобы добиться цели в жизни, чтобы осуществить свою мечту, быть готовым в любую минуту защитить свою Родину,
Те листочки, на которых записаны отрицательные качества личности, возьмите и порвите.
V. Обобщающий вывод: Действительно, в старые времена были герои – полководцы, герои- бойцы, настоящие богатыри, о которых и через поколение, много чему можем у них научиться: любви и преданности Родине, мужеству… Всего не перечислишь. Они, эти герои, свой священный долг выполнили сполна. А наш с вами долг — помнить о них и вырасти хорошими людьми. И быть готовыми всегда защитить все, что отстояли вот эти богатыри: сестер, братьев, матерей, отцов, дом, родину… Учитесь хорошо и мечтайте стать богатырями, защитниками Родины.
VI. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок со строчки «И только небо засветилось…» и кончая строчкой «…Мы в Бородинский бой»