Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?
Есть три непобедимые вещи:
гений, доблесть, рождение.
П.Я.Чаадаев.
Цели урока:
Обучающая — продолжить формирование умения анализа драматического произведения;
Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в трагедии.
Воспитательная – воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина
Методические приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов трагедии, индивидуальные задания, анализ и др.
Словарная работа: реквием
Оборудование: портрет Пушкина, музыка Моцарта, презентация, эпиграф к уроку.
Ход урока
Учитель
| Ученик | |
1.Вступительное слово учителя (прием «яркое пятно»
П О С Т А Н О В К А
П Р О Б Л Е М Ы
Слово учителя | С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления. Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил «Зависть» (слайд 2). — Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней. — Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор? — А что называют аллегорией? Найдите и прокомментируйте аллегорические образы.
Мы увидели страшный мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивая в нем свет. — Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека?
– Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса. Фиксирует тему на доске (слайд 3).
|
— Хаос изображенного, ужас и страх.
— Иносказание, аллегория.
-Аллегория — иносказание, отвлеченная мысль, выраженная в конкретном образе. Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т.д.
— Чувство зависти.
-Что в глубине души моей лежит? |
2. История создания трагедии (слайд 4) — Какова история создания трагедии? Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Пушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.В заметке о Сальери(1833)Пушкин пишет: ««В первое представление „Дон Жуана“, в то время когда весь театр, полный изумлённых знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист — все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы, в бешенстве, снедаемый завистию. Завистник, который мог освистать „Дон Жуана“, мог отравить его творца» – Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)
|
3.Анализ сцены со слепым скрипачом (слайд 5). На протяжении всей пьесы Сальери сначала подсознательно, а затем сознательно готовиться убить Моцарта. — Какую роль играет в укреплении замысла Сальери сцена со слепым скрипачом? Какую роль он играет в развитии действия? Каково отношение к слепому музыканту Моцарта и Сальери? Как меняется в лице Сальери? Что мучает его?
— Таким образом, эта сцена показывает столкновение двух начал в душе Сальери. Каких именно?
4. Анализ монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж» (слайд 6). — Как соотносятся эпизод, когда Моцарт играет Сальери свое новое творение, и монолог Сальери «Жду тебя, смотри ж»? Почему Сальери не отпускает Моцарта, просит, чтобы тот играл ему?
— Почему игра Моцарта укрепляет Сальери в намерении убить его? В чем теперь видится Сальери его миссия?
4. Анализ сцены II. -Каким видит Сальери Моцарта в начале сцены II?
(слайд 8) — Что усматривает Сальери в известии о создании Моцартом «Реквиема»?
5. Финал трагедии. — Можно ли Сальери назвать хладнокровным убийцей?
— Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?
— Как повлияла на Сальери мысль Моцарта: «…гений и злодейство – две вещи несовместные»?
— Сожалеет ли Сальери о содеянном?
6. Слово учителя. Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть пробивается сквозь века. И современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С.Пушкиным. Так поэт 20 века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется «Зависть». В нем отражено наказание Сальери. Выразительное чтение учителем стихотворения.
Зависть белой не бывает, Зависть свет в нас убивает. Ну, а тот, кто ею болен, У того душа темна, И в поступках он не волен, Ибо всем вершит ОНА. Мы смирились с тем, что зависть Судит всех без доказательств. Ей достаточно улик — Этот счастлив. Тот — велик. И чужой судьбою мучась, Умирая от обид, Все надеется на случай, Что когда-нибудь получит То, что ей в других претит.
— Что значит «убивает свет?» Согласны ли вы с автором стихотворения? Выскажите свои предположения.
7. Рефлексия. Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались? 8. Вывод. — Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ?
— Какова миссия человека на земле? -Прочитать главы 1-3 из повести Пушкина «Капитанская дочка».
|
Выразительное чтение учащимися фрагмента. — Сальери как будто утверждается в своей мысли, что Моцарт – «гуляка праздный», легкомысленно относящийся к искусству вообще и к своему творчеству.. Серьезного, даже мрачного Сальери оскорбляет веселость Моцарта, его смех, шутки, жизнерадостность. Вместе с тем мысль о гениальности Моцарта не оставляет Сальери. Недаром он приравнивает произведения Моцарта к созданиям Рафаэля и Данте.
— низменного (злобного, завистливого) и высокого (творческого, выражающегося в служении музыке, в преклонении перед гением.
— Сальери, несмотря на снедающую его зависть, в первую очередь, музыкант, композитор, и поэтому, он преклоняется перед гением Моцарта, жаждет слушать его новые творения, совершенно искренне восхищается ими. И зависть с новой силой просыпается в его душе, и вновь он негодует на то, что «легкомысленный» Моцарт не понимает своего высокого назначения.
Выразительно чтение учащимися монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж».
— Игра Моцарта укрепляет Сальери в намерении убить его. Зависть Сальери прикрывает высокими рассуждениями о своей миссии, о своем призвании «остановить» Моцарта. Он хочет убить гения, чтобы «жрецы, служители музыки» не чувствовали своей творческой несостоятельности по сравнению с ним.
— Моцарт в этой сцене серьезен и задумчив. Сцена опровергает мнение Сальери о нем как о «гуляке праздном». Моцарт изображен таким же композитором-тружеником, любящим свое дело. Сцена показывает истинные мотивы Сальери: его рассуждения о легкомыслии Моцарта оказываются лишь прикрытием зависти, которая является истинной причиной поступка Сальери.
— Моцарт предчувствует свою смерть.
— ответы учащихся Выразительное чтение финала пьесы.
— Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя: — Пушкин подводит Сальери к мысли, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.
— Нет. В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей, «Бонаротти». По легенде великий скульптор, живописец и архитектор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти убил своего натурщика, чтобы «натуральнее» передать предсмертные конвульсии Христа.
-Уничтожает светлые стороны души, божественный свет, лучшие ее проявления.
Учащиеся высказываются.
— Сальери, т.к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного. — Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты. |