МОУ «Нижнеуратьминская средняя школа»

Конспект урока по Литературе «Мертвые души. Система образов помещиков» 9 класс

Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя

«Мёртвые души»

Урок русской литературы в 9-ом классе.

Подготовила учитель русского

языка и литературы Марданши-

на С. Ф. , учитель русского и

литературы МОУ «Нижнеурать-

минская средняя общеобразова-

тельная школа», Нижнекамско-

го района, Республики Татарстан.

Нижняя Уратьма, 2009 год.

Тема: «Мертвые души. Система образов помещиков».

Цели и задачи:

  1. «Мёртвые души» XXI века.

  2. Показать способы и приёмы типизации при создании характеров литературных героев.

  3. Развивать навык анализа эпизода.

Дидактическая модель: поисковая.

Педагогические средства: семинар, презентация .

Виды деятельности: индивидуальная,

групповая,

фронтальная.

ЗУН : знание содержания;

умение характеризовать персонажей поэмы;

уметь анализировать художественный текст на

морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровне.

Коммуникативные функции:

пересказ эпизода в форме описания;

участие в устном анализе героев;

выступление с ответами.

Материалы:

учебники и тетради,

тетради с таблицами,

литературные словарики;

портретно-иллюстративный материал,

портативный компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой, журнал, тема.

  2. Фронтальная работа.

(с презентацией)

  • 200- летие Н.В.Гоголя

  • История создания.

  • Сюжет и жанр.

  • Композиция.

По следующей информации проводится

опрос домашнего задания

История создания.

В «Авторской исповеди» Гоголь рассказал о том, с каким участием относился А.С.Пушкин к его творческой судьбе: «Он уже давно склонял меня приниматься за большое сочинение… он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!»

Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он не отдал бы другому никому». Это был сюжет «Мёртвых душ».

(6 лет писался I том; написанное переделывалось десятки раз; весной 1841 года поэма переписана набело).

Сюжет и жанр.

Все главные события, составляющие основу сюжета «Мёртвых душ», протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город.

В «Ревизоре» уездный город, здесь же картина расширена.

П.И.Чичиков знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками . через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души».

Перепись крепостного населения проводилась раз в 10-15 лет. Между переписями («ревизскими сказками») за помещиками числилось установленное количество ревизских душ (в переписи указывались только мужчины). Естественно, крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. « Я полагаю приобресть мёртвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые», — говорит он ошеломлённому Манилову. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. «Послушайте, матушка, — разъясняет Чичиков Коробочке, — да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь. Платите за него (умершего) подать как за живого». Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их , как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.

Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости – кульминация сюжета. Все поздравляют «херсонского помещика» с приобретением крепостных: «Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович!.. Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятьях».

Но, когда Ноздрёв и Коробочка раскрывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича». Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город.

Композиция «Мёртвых душ».

  1. Вступление : I глава – знакомство с главным героем.

  2. Развитие действия: IIVI главы – знакомство с помещиками, «благородным» сословием России. VIIX главы – нарисовано губернское общество. XI глава — Чичиков, его биография, как нечистоплотного дельца, приобретателя мёртвых душ.

  3. Заключительные строки: посвящение горячо любимой родине – Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.

  • Надо отметить, что значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления; в них автор касается самых важных общественных вопросов, размышляет о судьбе и народа, о высоком назначении человека. Герцен говорил, что, когда читаешь «Мёртвые души», «обдает ужас; с каждым шагом вязнете, тонете всё глубже. Лирическое место вдруг оживит, осветит…»

  • Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, в первой главе Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников: «Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие». Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоёв крепостнической России. В «Мёртвых душах» отразилась вся Русь с её добром и злом.

  1. Индивидуальные выступления.

(с презентацией)

  1. Прекраснодушный Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположение и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами ». Ярко очерченный портрет даёт представление о душевных качествах героя. Слащавость, сентиментальность, выделенные в портретной зарисовке, составляют сущность характера праздного мечтателя. Манилов создаёт фантастические проекты, один нелепее другого , не имея представления о реальной жизни. Хозяйством он не занимается, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само по себе ». естественно, что и в усадьбе, и в доме видны следы запустения… Одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков – всё производит гнетущее впечатление. Типический характер создаётся даже через интерьер (кресла с рогожею; щегольский подсвечник и «медный инвалид» весь в сале).

  2. Расчетливая Коробочка, захваченная жаждой наживы, торгует всем, что имеется в её натуральном хозяйстве: салом, птичьим пером, пенькой, крепостными крестьянами. Даже люди для неё товар, и только. Жадное корыстолюбие Коробочки Гоголь раскрывает в сцене продажи мёртвых душ. Помещица не удивляется странному предложению Чичикова, а только боится продешевить. «они того…они больше как-нибудь стоят», —соображает она. Нравственное уродство, умственную ограниченность помещицы Гоголь выразил метким определением «дубинноголовая».

  3. Бесцельная активность Ноздрёва, постоянная готовность заняться чем угодно: «он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на всё, что хотите». Но одного дела Ноздрёв не доводит до конца, ибо все его начинания лишены цели и не продиктованы необходимостью. Крепостные крестьяне своим изнурительным трудом создают материальные блага и освобождают помещика от забот. Жизнь превращается в вечный праздник. Пьяный разгул, карточная игра, псовая охота – любимые и естественные занятия Ноздрёва. В его разорённом имении только псарня находится в отличном состоянии. Среди собак «Ноздрёв был… совершенно как отец среди семейства». Лихач и кутила, Ноздрёв беззастенчиво хватает и обманывает всех, кто встречается с ним. По его словам, в конюшне у него стоит жеребец, за которого уплачено десять тысяч; на поле столько зайцев, что земли не видно, он «своими руками поймал одного за задние ноги» и т.д. у Ноздрёва нет никаких моральных принципов. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история. Какая- нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели ». Автор иронически называет своего героя «историческим человеком».

  4. Жизненный уклад Собакевича несёт на себе следы грубости, неуклюжести и уродливости. Серый дом его напоминает постройки военных поселений. Каждый предмет в доме, «казалось, говорил: и я тоже Собакевич!» похожий на «средней величины медведя», Собакевич обладает всеми повадками крупного хищника. В своём неуклюжем теле «совсем не было души». не склонный к рассуждениям о «высоких предметах», он заботился только о собственной выгоде. Наполнение желудка – главнейшая цель его жизни. «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!» — делится он своими «запросами» с Чичиковым. Собакевич по-хозяйски умён и практичен: он не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Плут и мошенник, он ко всем людям подходит с собственной меркой. Во всём губернском городе, по его убеждению, ни один «порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Собакевич знает, что в этом мире всё продаётся и покупается. Он немедленно смекнул, что Чичиков в покупке мертвых душ преследует «какую-нибудь выгоду», и без стеснения, грубо и прямо предложил: «Извольте, я готов продать» «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», — заключает Чичиков.

  5. Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвящённой Плюшкину. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы хозяина: «Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек: «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей старый замок, длинный, длинный…» Чичиков долго смотрит на хозяина усадьбы и никак не может понять, кто перед ним: « баба или мужик». Наконец он «заключил, что это, вероятно, ключница». Предложение Чичикова многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин – раб вещей, но не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама. Помещик губит зерно, муку, сукно, но бережёт заплесневелый кулич и графинчик «с остатками какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал намётку, чтобы никто воровским образом её не выпил…». Гоголь показывает, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обагащения за счёт подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин порвал всякие отношения с друзьями, а затем с детьми, руководствуясь соображением, что дружба и родственные связи влекут за собой материальные издержки. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами и морит их голодом. Крепостные у него «мрут как мухи»; спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. «Ведь у меня что год, то бегут, — жалуется Плюшкин. – народ-то больно прожорлив, от праздности завёл привычку трескать, а у меня есть и самому нечего». Это живой мертвец, человеконенавистник «обратился… в какую-то прореху на человечестве».

IV. Физминутка.

Интеллектуальная игра

«Чёрный ящик».

В выкрашенных в тёмную краску контейнерах различные предметы, которые принадлежат героям поэмы: называют предмет, устанавливают портрет.

  1. Чернослив – Чичиков (в гостинице тараканы как чернослив).

  2. Трубка – Манилов (курит трубку, пепел на подоконнике).

  3. Связка ключей – Плюшкин (Наконец он «заключил, что это, вероятно, ключница»)

  4. Собачка или медведь – Собакевич (фамилия или схожесть).

  5. Шашки – Ноздрёв (играл с Чичиковым в шашки).

  6. Коробочка – Коробочка (фамилия, скопидомство)

  1. Инновации.

Реализация технологии опорных сигналов.

Чичиков

Манилов

Коробоч-ка

Ноздрёв

Собакевич

Плюшкин

Чиновники города N

(следующие выражения распределяются в таблице)

  • «так себе, ни то ни сё»;(Манилов)

  • « плачутся на неурожаи…набирает понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…»;(Коробочка)

  • «…разбитной малый…»;(Ноздрёв)

  • Собакевичи встречаются не только в захолустье, но и в высшем обществе;(Собакевич)

  • «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» (Плюшкин)

Воспитательный момент.

  • Почему авторы включили это произведение в школьную программу?

  • В каждом из нас есть крупицы этих пороков, наверное, чтобы они не разрослись до «такого», как в поэме.

  • Ещё, чтобы мы глубже разобрались в атмосфере того времени, мы должны знать историю страны, какой бы неприглядной она не была.

  • Да, вы правы. Теперь продолжим работу. Занесём в таблицы эти неприглядные качества наших героев.

  • Лесть, праздность.(Манилов).

  • Грубость, бесцельность.(Ноздрёв).

  • Алчность.(Коробочка).

  • Обман, мошенничество.(Собакевич).

  • Скупость.(Плюшкин).

  1. Слово учителя.

  • О жанре. (Н.В.Гоголь сам определил жанр своего произведения)

  • Лирические отступление.(Именно в лирических отступлениях выражается вся бесконечная любовь автора к Родине. Не мог не любить Россию человек для которого даже тройка лошадей стала птицей)

  • «Птица-тройка». (чтец читает отрывок)

  1. Работа с текстом. Словарная работа.

(текст раздаётся учащимся в печатном варианте)

  • Ребята, поработаем с текстом.

  1. Запишем выделенные слова в словариках.

  2. Сделаем анализ на фонетическом и синтаксическом уровне.(песенная основа ой-ой и т.п.)

  1. Домашнее задание.

  • Выучить отрывок.

  • Поработать над образом Чичикова.

Запомни.(подарок от учителя)

Крылатые фразы:

  • Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?

  • Какой русский не любит быстрой езды !

  • Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан

  • Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если

сказать правду, свинья.

  • Дама, приятная во всех отношениях

  • Давненько не брал я в руки шашек!

  • Прореха на человечестве

  • Выражается сильно русский народ!

  • Кувшинное рыло

  • Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит.

На уроке применялись различные педагогические технологии:

  • Игровая ( «Чёрный ящик»).

  • Технология опорных таблиц.

  • Информационные технологии (сбор информации, презентация)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here