МОУ «Нижнеуратьминская средняя школа»
Система образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя
«Мёртвые души»
Урок русской литературы в 9-ом классе.
Подготовила учитель русского
языка и литературы Марданши-
на С. Ф. , учитель русского и
литературы МОУ «Нижнеурать-
минская средняя общеобразова-
тельная школа», Нижнекамско-
го района, Республики Татарстан.
Нижняя Уратьма, 2009 год.
Тема: «Мертвые души. Система образов помещиков».
Цели и задачи:
-
«Мёртвые души» XXI века.
-
Показать способы и приёмы типизации при создании характеров литературных героев.
-
Развивать навык анализа эпизода.
Дидактическая модель: поисковая.
Педагогические средства: семинар, презентация .
Виды деятельности: индивидуальная,
групповая,
фронтальная.
ЗУН : знание содержания;
умение характеризовать персонажей поэмы;
уметь анализировать художественный текст на
морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровне.
Коммуникативные функции:
пересказ эпизода в форме описания;
участие в устном анализе героев;
выступление с ответами.
Материалы:
учебники и тетради,
тетради с таблицами,
литературные словарики;
портретно-иллюстративный материал,
портативный компьютер.
Ход урока.
-
Организационный момент. Приветствие, психологический настрой, журнал, тема.
-
Фронтальная работа.
(с презентацией)
-
200- летие Н.В.Гоголя
-
История создания.
-
Сюжет и жанр.
-
Композиция.
По следующей информации проводится
опрос домашнего задания
История создания.
В «Авторской исповеди» Гоголь рассказал о том, с каким участием относился А.С.Пушкин к его творческой судьбе: «Он уже давно склонял меня приниматься за большое сочинение… он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!»
Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он не отдал бы другому никому». Это был сюжет «Мёртвых душ».
(6 лет писался I том; написанное переделывалось десятки раз; весной 1841 года поэма переписана набело).
Сюжет и жанр.
Все главные события, составляющие основу сюжета «Мёртвых душ», протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета – приезд Чичикова в губернский город.
В «Ревизоре» уездный город, здесь же картина расширена.
П.И.Чичиков знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками . через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души».
Перепись крепостного населения проводилась раз в 10-15 лет. Между переписями («ревизскими сказками») за помещиками числилось установленное количество ревизских душ (в переписи указывались только мужчины). Естественно, крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. « Я полагаю приобресть мёртвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые», — говорит он ошеломлённому Манилову. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. «Послушайте, матушка, — разъясняет Чичиков Коробочке, — да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь. Платите за него (умершего) подать как за живого». Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их , как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.
Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости – кульминация сюжета. Все поздравляют «херсонского помещика» с приобретением крепостных: «Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович!.. Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятьях».
Но, когда Ноздрёв и Коробочка раскрывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича». Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город.
Композиция «Мёртвых душ».
-
Вступление : I глава – знакомство с главным героем.
-
Развитие действия: II – VI главы – знакомство с помещиками, «благородным» сословием России. VII – X главы – нарисовано губернское общество. XI глава — Чичиков, его биография, как нечистоплотного дельца, приобретателя мёртвых душ.
-
Заключительные строки: посвящение горячо любимой родине – Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.
-
Надо отметить, что значительное место в идейно-композиционной структуре произведения занимают лирические отступления; в них автор касается самых важных общественных вопросов, размышляет о судьбе и народа, о высоком назначении человека. Герцен говорил, что, когда читаешь «Мёртвые души», «обдает ужас; с каждым шагом вязнете, тонете всё глубже. Лирическое место вдруг оживит, осветит…»
-
Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, в первой главе Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников: «Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие». Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоёв крепостнической России. В «Мёртвых душах» отразилась вся Русь с её добром и злом.
-
Индивидуальные выступления.
(с презентацией)
-
Прекраснодушный Манилов «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположение и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами ». Ярко очерченный портрет даёт представление о душевных качествах героя. Слащавость, сентиментальность, выделенные в портретной зарисовке, составляют сущность характера праздного мечтателя. Манилов создаёт фантастические проекты, один нелепее другого , не имея представления о реальной жизни. Хозяйством он не занимается, «он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само по себе ». естественно, что и в усадьбе, и в доме видны следы запустения… Одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, серенькие бревенчатые избы мужиков – всё производит гнетущее впечатление. Типический характер создаётся даже через интерьер (кресла с рогожею; щегольский подсвечник и «медный инвалид» весь в сале).
-
Расчетливая Коробочка, захваченная жаждой наживы, торгует всем, что имеется в её натуральном хозяйстве: салом, птичьим пером, пенькой, крепостными крестьянами. Даже люди для неё товар, и только. Жадное корыстолюбие Коробочки Гоголь раскрывает в сцене продажи мёртвых душ. Помещица не удивляется странному предложению Чичикова, а только боится продешевить. «они того…они больше как-нибудь стоят», —соображает она. Нравственное уродство, умственную ограниченность помещицы Гоголь выразил метким определением «дубинноголовая».
-
Бесцельная активность Ноздрёва, постоянная готовность заняться чем угодно: «он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на всё, что хотите». Но одного дела Ноздрёв не доводит до конца, ибо все его начинания лишены цели и не продиктованы необходимостью. Крепостные крестьяне своим изнурительным трудом создают материальные блага и освобождают помещика от забот. Жизнь превращается в вечный праздник. Пьяный разгул, карточная игра, псовая охота – любимые и естественные занятия Ноздрёва. В его разорённом имении только псарня находится в отличном состоянии. Среди собак «Ноздрёв был… совершенно как отец среди семейства». Лихач и кутила, Ноздрёв беззастенчиво хватает и обманывает всех, кто встречается с ним. По его словам, в конюшне у него стоит жеребец, за которого уплачено десять тысяч; на поле столько зайцев, что земли не видно, он «своими руками поймал одного за задние ноги» и т.д. у Ноздрёва нет никаких моральных принципов. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история. Какая- нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели ». Автор иронически называет своего героя «историческим человеком».
-
Жизненный уклад Собакевича несёт на себе следы грубости, неуклюжести и уродливости. Серый дом его напоминает постройки военных поселений. Каждый предмет в доме, «казалось, говорил: и я тоже Собакевич!» похожий на «средней величины медведя», Собакевич обладает всеми повадками крупного хищника. В своём неуклюжем теле «совсем не было души». не склонный к рассуждениям о «высоких предметах», он заботился только о собственной выгоде. Наполнение желудка – главнейшая цель его жизни. «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!» — делится он своими «запросами» с Чичиковым. Собакевич по-хозяйски умён и практичен: он не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Плут и мошенник, он ко всем людям подходит с собственной меркой. Во всём губернском городе, по его убеждению, ни один «порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Собакевич знает, что в этом мире всё продаётся и покупается. Он немедленно смекнул, что Чичиков в покупке мертвых душ преследует «какую-нибудь выгоду», и без стеснения, грубо и прямо предложил: «Извольте, я готов продать» «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», — заключает Чичиков.
-
Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвящённой Плюшкину. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы хозяина: «Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек: «Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей старый замок, длинный, длинный…» Чичиков долго смотрит на хозяина усадьбы и никак не может понять, кто перед ним: « баба или мужик». Наконец он «заключил, что это, вероятно, ключница». Предложение Чичикова многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин – раб вещей, но не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама. Помещик губит зерно, муку, сукно, но бережёт заплесневелый кулич и графинчик «с остатками какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал намётку, чтобы никто воровским образом её не выпил…». Гоголь показывает, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обагащения за счёт подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин порвал всякие отношения с друзьями, а затем с детьми, руководствуясь соображением, что дружба и родственные связи влекут за собой материальные издержки. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами и морит их голодом. Крепостные у него «мрут как мухи»; спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. «Ведь у меня что год, то бегут, — жалуется Плюшкин. – народ-то больно прожорлив, от праздности завёл привычку трескать, а у меня есть и самому нечего». Это живой мертвец, человеконенавистник «обратился… в какую-то прореху на человечестве».
IV. Физминутка.
Интеллектуальная игра
«Чёрный ящик».
В выкрашенных в тёмную краску контейнерах различные предметы, которые принадлежат героям поэмы: называют предмет, устанавливают портрет.
-
Чернослив – Чичиков (в гостинице тараканы как чернослив).
-
Трубка – Манилов (курит трубку, пепел на подоконнике).
-
Связка ключей – Плюшкин (Наконец он «заключил, что это, вероятно, ключница»)
-
Собачка или медведь – Собакевич (фамилия или схожесть).
-
Шашки – Ноздрёв (играл с Чичиковым в шашки).
-
Коробочка – Коробочка (фамилия, скопидомство)
-
Инновации.
Реализация технологии опорных сигналов.
-
Чичиков
Манилов
Коробоч-ка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Чиновники города N
(следующие выражения распределяются в таблице)
-
«так себе, ни то ни сё»;(Манилов)
-
« плачутся на неурожаи…набирает понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…»;(Коробочка)
-
«…разбитной малый…»;(Ноздрёв)
-
Собакевичи встречаются не только в захолустье, но и в высшем обществе;(Собакевич)
-
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» (Плюшкин)
Воспитательный момент.
-
Почему авторы включили это произведение в школьную программу?
-
В каждом из нас есть крупицы этих пороков, наверное, чтобы они не разрослись до «такого», как в поэме.
-
Ещё, чтобы мы глубже разобрались в атмосфере того времени, мы должны знать историю страны, какой бы неприглядной она не была.
-
Да, вы правы. Теперь продолжим работу. Занесём в таблицы эти неприглядные качества наших героев.
-
Лесть, праздность.(Манилов).
-
Грубость, бесцельность.(Ноздрёв).
-
Алчность.(Коробочка).
-
Обман, мошенничество.(Собакевич).
-
Скупость.(Плюшкин).
-
Слово учителя.
-
О жанре. (Н.В.Гоголь сам определил жанр своего произведения)
-
Лирические отступление.(Именно в лирических отступлениях выражается вся бесконечная любовь автора к Родине. Не мог не любить Россию человек для которого даже тройка лошадей стала птицей)
-
«Птица-тройка». (чтец читает отрывок)
-
Работа с текстом. Словарная работа.
(текст раздаётся учащимся в печатном варианте)
-
Ребята, поработаем с текстом.
-
Запишем выделенные слова в словариках.
-
Сделаем анализ на фонетическом и синтаксическом уровне.(песенная основа ой-ой и т.п.)
-
Домашнее задание.
-
Выучить отрывок.
-
Поработать над образом Чичикова.
Запомни.(подарок от учителя)
Крылатые фразы:
-
Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?
-
Какой русский не любит быстрой езды !
-
Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан
-
Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если
сказать правду, свинья.
-
Дама, приятная во всех отношениях
-
Давненько не брал я в руки шашек!
-
Прореха на человечестве
-
Выражается сильно русский народ!
-
Кувшинное рыло
-
Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
На уроке применялись различные педагогические технологии:
-
Игровая ( «Чёрный ящик»).
-
Технология опорных таблиц.
-
Информационные технологии (сбор информации, презентация)