6 класс

Мифы народов мира.

Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе»

Автор-составитель: Петрова Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 123 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Цели урока:

  • дать понятие о легенде;

  • познакомить учащихся с содержанием «Легенды об Арионе»;

  • дать начальные представления о сопоставительном анализе текста («Легенды об Арионе» и стихотворения А.С. Пушкина «Арион»);

  • обогатить лексикон учащихся.

УМК: Полухина В.П., Коровниа В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной М.: Просвещение, 2010.

Средства наглядности: видеоурок Отличие мифа от легенды.Геродот. Легенда об Арионе , карточки со словами, тесты по теме «Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла», рабочие листы, черновики, детские иллюстрации (вывесить до начала урока).

При подготовке урока использованы ресурсы сайта «ИнтернетУрок: видеоуроки по школьной программе»: http://interneturok.ru/ru

Ход урока:

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла». (Приложение 1)

III. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое легенда, где и как создавались легенды, познакомимся с легендой об Арионе, проанализируем её и проведём сопоставительный анализ легенды и одноименного стихотворения А.С.Пушкина.

Дома вы прочитали эту легенду, нарисовали замечательные иллюстрации. Теперь давайте изучать это литературное произведение. Поможет нам в изучении темы видеоурок. Смотрим и слушаем.

IV. Работа с видеоуроком. Время ролика — 9 мин.02 сек. Смотрим урок фрагментарно, делая остановки для выполнения заданий.

  • Показ 1 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 1 мин.13 сек.

1) Откройте учебники и запишите определение «легенды» в тетрадь.

Вернёмся к видеоуроку.

  • Показ 2 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 2 мин. 45 сек.

2) Работа с карточками.

Я делаю остановку, чтобы проверить, насколько внимательно вы слушали рассказ о древнегреческом историке Геродоте.

Внимание на доску. Вы видите карточки. Но все они даны вразброс. Ваша задача — найти сопоставление: термин — определение, имя — профессия.

Учащиеся выходят к доске и передвигают карточки. Проверка.

Материал для карточек:

Слова: ТИРАН, КИФАРЕД, ДИФИРАМБ, ГЕРОДОТ, ПЕРИАНДР, АРИОН МЕТИМНЕЙСКИЙ.

Значения слов: в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель; тот, кто играет на кифаре (музыкальный инструмент, родственник лиры); преувеличенно восторженная похвала; древнегреческий историк; тиран, правитель Коринфа; несравненный, великий кифаред.

3) Теперь вновь вернёмся к видеоуроку и познакомимся с «Легендой об Арионе». Слушаем и делаем в черновиках пометки.

  • Показ 3 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 6 мин. 53 сек.

4) Здоровьесберегающая пауза.

Остановимся на минуту. Давайте поднимемся со своих мест, закроем глаза и представим себя на борту корабля. Покажите, как Арион умолял корабельщиков сохранить ему жизнь? А в какой позе Арион пел, стоя на корме?

Учащиеся делают небольшую разминку, изображая то, что было задано.

5) Снова возвращаемся к уроку и слушаем дальше.

  • Показ 4 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 8 мин. 39 сек.

6) Фронтальная беседа.

Что же мы узнали о замечательном произведении Геродота «Легенда об Арионе»? Сейчас я задам вам вопросы и посмотрю, насколько внимательно вы слушали то, о чём вам рассказывал учитель.

  • Почему Арион хотел спеть в полном наряде певца?

  • Как изображены мореходы?

  • Кто спас Ариона?

  • Каким изображён Периандр?

  • Что привлекает в образе Ариона?

  • Почему это произведение называется легендой?

Учащиеся отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

А теперь давайте ответим на главный вопрос — какова основная идея произведения?

Выслушиваем ответы учащихся.

Проверим, правильный ли вывод вы сделали.

  • Показ 5 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 9 мин. 02 сек. (Комментируем ответы, если необходимо).

V. Сопоставительный анализ «Легенды об Арионе» и стихотворения А.С. Пушкина «Арион».

Сейчас мы займёмся сложной работой — будем учиться сопоставлять произведения. На партах у вас лежит распечатанное стихотворение А.С. Пушкина «Арион» (Приложение 2). Прочитаем его.

Чтение стихотворения вслух подготовленным учеником.

Обратимся к таблице, которая также лежит у вас на партах (Приложение 3). Давайте найдём общее в этих двух произведениях.

Учащиеся находят общее, комментируют свои ответы, записывают выводы в таблицу.

Теперь давайте поищем, чем же эти произведения отличаются друг от друга. В этом нам помогут наводящие вопросы:

  • Кто окружает Ариона в одном и в другом произведении?

  • Что происходит с Арионом у Геродота и А.С. Пушкина?

  • Какова дальнейшая судьба Ариона?

  • Что происходит с песнями Ариона?

Учащиеся отвечают на вопросы и записывают ответы в таблицу.

Заполненная таблица примерно выглядит так:

«Легенда об Арионе»

«Арион» А.С. Пушкина

Общее

Одинаковое название

Драматизм сюжета

Герои-корабельщики

Спасение Ариона

Талант поэта и ценность искусства

Отличия

Корабельщики — враги Ариона.

Арион в кругу друзей.

Арион бросается в воду.

Вместе с другими становится жертвой «вихря».

Ариона спасает дельфин.

Все погибают, Арион спасён грозою.

Поёт последнюю песнь.

«Я гимны прежние пою…»

Чтобы понять, почему А.С. Пушкина привлёк образ Ариона, послушаем историческую справку.

Подготовленные ученики кратко рассказывают о восстании декабристов и истории создания стихотворения «Арион».

Определим взаимосвязь исторического события со стихотворением Пушкина.

  • Кто же такие в стихотворении А.С. Пушкина «дружные пловцы»? (Друзья-декабристы.)

  • Как можно объяснить данную цитату: «Иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёсла»? (Все заняты общим делом.)

  • Что поэт хочет сказать этими словами: «А я, беспечной веры полн, пловцам я пел…»? (Певец духовно близок своим путникам.)

  • Как вы понимаете слова «погиб и кормщик, и пловец»? (Погибли вожди декабристов, многие оказались в тюрьмах и на каторге.)

  • Почему Пушкин пишет «Я гимны прежние пою…»? Что он хочет этим сказать? (Арион (автор) остаётся верен идеалам декабристов.)

VI. Вывод.

Если известно, что А.С. Пушкин положил в основу стихотворения «Легенду об Арионе», то можно ли считать, что он её пересказал? Почему?

Выслушиваем ответы учащихся и их комментарии к ответам.

Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?

(Учащихся важно подвести к выводу о том, что сюжет легенды был переосмыслен русским поэтом. Для Пушкина было важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда. Выразить горе по поводу гибели друзей.)

VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке вы очень много и активно работали А что вам дал сегодняшний урок? Продолжите представленные предложения (записаны на доске):

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Я понял, что могу…

  • Мне понравилось…

  • Для меня стало новым…

  • Меня удивило…

  • У меня получилось…

  • Я приобрёл…

  • Мне захотелось…

  • Меня воодушевило…

Спасибо за работу и сотрудничество!

Приложение 1

Мифы Древней Греции «Подвиги Геракла»

Тест. 6 класс.

1. Миф – это:

а) народные легенды о древнем мире;

б) сказочное представление о жизни древних людей;

в) реальные исторические события, отражённые в литературных памятниках;

г) представления человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

2. В греческой мифологии Геракл – это:

а) сын царя Элиды;

б) сын бога Аполлона;

в) сын Зевса и Алкмены;

г) сын Посейдона и богини земли Геи.

3. Для того чтобы очистить от навоза весь скотный двор царя Авгия, Гераклу потребовалось:

а) пять минут;

б) неделя;

в) один день;

г) два дня.

4. Как отомстил Геракл царю Элиды за невыполненное обещание:

а) убил его;

б) победил в битве и убил его стрелой;

в) отобрал у него всех быков;

г) убил его сыновей?

5. Победители на Олимпийских играх получали в награду:

а) оливковый венок;

б) золото;

в) терновый венок;

г) медали.

6. Путь Гераклу в сады Гесперид указал:

а) дракон;

б) прекрасные нимфы;

в) великий титан Атлас;

г) старец Нерей.

7. Великий Антей во время борьбы получал всё новые и новые силы:

а) от отца – бога морей;

б) от матери – богини земли;

в) из воздуха;

г) от противника.

8. Найти и получить замечательные яблоки Гесперид Гераклу помогают:

а) друзья;

б) его мужество и хитрость;

в) его меткость и богатырская сила;

г) отвага и наблюдательность.

9. Кентавр – это:

а) получеловек-полуконь;

б) полуконь-полулев;

в) полулев-получеловек;

г) лошадь с крыльями.

Мифы Древней Греции «Подвиги Геракла»

Тест. 6 класс.

Ключи

1. г

2. в

3. в

4. б

5. а

6. г

7. б

8. б

9. а

Приложение 2

А.С. ПУШКИН

АРИОН

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны вёслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик, и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Приложение 3

«Легенда об Арионе»

«Арион» А.С. Пушкина

Общее

Отличия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here