6 класс
Мифы народов мира.
Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе»
Автор-составитель: Петрова Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 123 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Цели урока:
-
дать понятие о легенде;
-
познакомить учащихся с содержанием «Легенды об Арионе»;
-
дать начальные представления о сопоставительном анализе текста («Легенды об Арионе» и стихотворения А.С. Пушкина «Арион»);
-
обогатить лексикон учащихся.
УМК: Полухина В.П., Коровниа В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной М.: Просвещение, 2010.
Средства наглядности: видеоурок Отличие мифа от легенды.Геродот. Легенда об Арионе , карточки со словами, тесты по теме «Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла», рабочие листы, черновики, детские иллюстрации (вывесить до начала урока).
При подготовке урока использованы ресурсы сайта «ИнтернетУрок: видеоуроки по школьной программе»: http://interneturok.ru/ru
Ход урока:
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
II. Проверка домашнего задания.
Тест по теме «Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла». (Приложение 1)
III. Введение в тему.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое легенда, где и как создавались легенды, познакомимся с легендой об Арионе, проанализируем её и проведём сопоставительный анализ легенды и одноименного стихотворения А.С.Пушкина.
Дома вы прочитали эту легенду, нарисовали замечательные иллюстрации. Теперь давайте изучать это литературное произведение. Поможет нам в изучении темы видеоурок. Смотрим и слушаем.
IV. Работа с видеоуроком. Время ролика — 9 мин.02 сек. Смотрим урок фрагментарно, делая остановки для выполнения заданий.
-
Показ 1 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 1 мин.13 сек.
1) Откройте учебники и запишите определение «легенды» в тетрадь.
Вернёмся к видеоуроку.
-
Показ 2 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 2 мин. 45 сек.
2) Работа с карточками.
Я делаю остановку, чтобы проверить, насколько внимательно вы слушали рассказ о древнегреческом историке Геродоте.
Внимание на доску. Вы видите карточки. Но все они даны вразброс. Ваша задача — найти сопоставление: термин — определение, имя — профессия.
Учащиеся выходят к доске и передвигают карточки. Проверка.
Материал для карточек:
Слова: ТИРАН, КИФАРЕД, ДИФИРАМБ, ГЕРОДОТ, ПЕРИАНДР, АРИОН МЕТИМНЕЙСКИЙ.
Значения слов: в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии – единоличный правитель; тот, кто играет на кифаре (музыкальный инструмент, родственник лиры); преувеличенно восторженная похвала; древнегреческий историк; тиран, правитель Коринфа; несравненный, великий кифаред.
3) Теперь вновь вернёмся к видеоуроку и познакомимся с «Легендой об Арионе». Слушаем и делаем в черновиках пометки.
-
Показ 3 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 6 мин. 53 сек.
4) Здоровьесберегающая пауза.
Остановимся на минуту. Давайте поднимемся со своих мест, закроем глаза и представим себя на борту корабля. Покажите, как Арион умолял корабельщиков сохранить ему жизнь? А в какой позе Арион пел, стоя на корме?
Учащиеся делают небольшую разминку, изображая то, что было задано.
5) Снова возвращаемся к уроку и слушаем дальше.
-
Показ 4 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 8 мин. 39 сек.
6) Фронтальная беседа.
Что же мы узнали о замечательном произведении Геродота «Легенда об Арионе»? Сейчас я задам вам вопросы и посмотрю, насколько внимательно вы слушали то, о чём вам рассказывал учитель.
-
Почему Арион хотел спеть в полном наряде певца?
-
Как изображены мореходы?
-
Кто спас Ариона?
-
Каким изображён Периандр?
-
Что привлекает в образе Ариона?
-
Почему это произведение называется легендой?
Учащиеся отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.
А теперь давайте ответим на главный вопрос — какова основная идея произведения?
Выслушиваем ответы учащихся.
Проверим, правильный ли вывод вы сделали.
-
Показ 5 фрагмента видеоурока Отличие мифа от легенды. Геродот. Легенда об Арионе до 9 мин. 02 сек. (Комментируем ответы, если необходимо).
V. Сопоставительный анализ «Легенды об Арионе» и стихотворения А.С. Пушкина «Арион».
Сейчас мы займёмся сложной работой — будем учиться сопоставлять произведения. На партах у вас лежит распечатанное стихотворение А.С. Пушкина «Арион» (Приложение 2). Прочитаем его.
Чтение стихотворения вслух подготовленным учеником.
Обратимся к таблице, которая также лежит у вас на партах (Приложение 3). Давайте найдём общее в этих двух произведениях.
Учащиеся находят общее, комментируют свои ответы, записывают выводы в таблицу.
Теперь давайте поищем, чем же эти произведения отличаются друг от друга. В этом нам помогут наводящие вопросы:
-
Кто окружает Ариона в одном и в другом произведении?
-
Что происходит с Арионом у Геродота и А.С. Пушкина?
-
Какова дальнейшая судьба Ариона?
-
Что происходит с песнями Ариона?
Учащиеся отвечают на вопросы и записывают ответы в таблицу.
Заполненная таблица примерно выглядит так:
«Арион» А.С. Пушкина | |
Общее | |
Одинаковое название Драматизм сюжета Герои-корабельщики Спасение Ариона Талант поэта и ценность искусства | |
Отличия | |
Корабельщики — враги Ариона. | Арион в кругу друзей. |
Арион бросается в воду. | Вместе с другими становится жертвой «вихря». |
Ариона спасает дельфин. | Все погибают, Арион спасён грозою. |
Поёт последнюю песнь. | «Я гимны прежние пою…» |
Чтобы понять, почему А.С. Пушкина привлёк образ Ариона, послушаем историческую справку.
Подготовленные ученики кратко рассказывают о восстании декабристов и истории создания стихотворения «Арион».
Определим взаимосвязь исторического события со стихотворением Пушкина.
-
Кто же такие в стихотворении А.С. Пушкина «дружные пловцы»? (Друзья-декабристы.)
-
Как можно объяснить данную цитату: «Иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёсла»? (Все заняты общим делом.)
-
Что поэт хочет сказать этими словами: «А я, беспечной веры полн, пловцам я пел…»? (Певец духовно близок своим путникам.)
-
Как вы понимаете слова «погиб и кормщик, и пловец»? (Погибли вожди декабристов, многие оказались в тюрьмах и на каторге.)
-
Почему Пушкин пишет «Я гимны прежние пою…»? Что он хочет этим сказать? (Арион (автор) остаётся верен идеалам декабристов.)
VI. Вывод.
Если известно, что А.С. Пушкин положил в основу стихотворения «Легенду об Арионе», то можно ли считать, что он её пересказал? Почему?
Выслушиваем ответы учащихся и их комментарии к ответам.
Сделайте вывод о том, что удалось узнать в результате сравнения?
(Учащихся важно подвести к выводу о том, что сюжет легенды был переосмыслен русским поэтом. Для Пушкина было важно сопоставить своё творчество с творчеством древнего кифареда. Выразить горе по поводу гибели друзей.)
VII. Рефлексия.
Сегодня на уроке вы очень много и активно работали А что вам дал сегодняшний урок? Продолжите представленные предложения (записаны на доске):
-
Я узнал…
-
Я научился…
-
Я понял, что могу…
-
Мне понравилось…
-
Для меня стало новым…
-
Меня удивило…
-
У меня получилось…
-
Я приобрёл…
-
Мне захотелось…
-
Меня воодушевило…
Спасибо за работу и сотрудничество!
Приложение 1
Мифы Древней Греции «Подвиги Геракла»
Тест. 6 класс.
1. Миф – это:
а) народные легенды о древнем мире;
б) сказочное представление о жизни древних людей;
в) реальные исторические события, отражённые в литературных памятниках;
г) представления человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.
2. В греческой мифологии Геракл – это:
а) сын царя Элиды;
б) сын бога Аполлона;
в) сын Зевса и Алкмены;
г) сын Посейдона и богини земли Геи.
3. Для того чтобы очистить от навоза весь скотный двор царя Авгия, Гераклу потребовалось:
а) пять минут;
б) неделя;
в) один день;
г) два дня.
4. Как отомстил Геракл царю Элиды за невыполненное обещание:
а) убил его;
б) победил в битве и убил его стрелой;
в) отобрал у него всех быков;
г) убил его сыновей?
5. Победители на Олимпийских играх получали в награду:
а) оливковый венок;
б) золото;
в) терновый венок;
г) медали.
6. Путь Гераклу в сады Гесперид указал:
а) дракон;
б) прекрасные нимфы;
в) великий титан Атлас;
г) старец Нерей.
7. Великий Антей во время борьбы получал всё новые и новые силы:
а) от отца – бога морей;
б) от матери – богини земли;
в) из воздуха;
г) от противника.
8. Найти и получить замечательные яблоки Гесперид Гераклу помогают:
а) друзья;
б) его мужество и хитрость;
в) его меткость и богатырская сила;
г) отвага и наблюдательность.
9. Кентавр – это:
а) получеловек-полуконь;
б) полуконь-полулев;
в) полулев-получеловек;
г) лошадь с крыльями.
Мифы Древней Греции «Подвиги Геракла»
Тест. 6 класс.
Ключи
1. г
2. в
3. в
4. б
5. а
6. г
7. б
8. б
9. а
Приложение 2
А.С. ПУШКИН
АРИОН
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны вёслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик, и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Приложение 3
«Арион» А.С. Пушкина | |
Общее | |
| |
Отличия | |
|
|
|
|
|
|
|
|