Урок словесности

Тема: Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства).

Цель: сформировать понятие «былины», познакомить с видами былин, миром, героями, былинным стихом; показать близость былины другим жанрам фольклора, её художественное своеобразие, отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся.

Презентация «Былины».

Ход урока.

1. Рассмотрим иллюстрации «Три богатыря», «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей Тугарин», «Вольга и Микула», «Алеша Попович» и др.

— Что знаете о героях иллюстраций?

— Какие читали произведения? Какие видели фильмы (мультфильмы?)

— Кто главные герои? Что можете рассказать о богатырях?

— В каком жанре ведется рассказ об их подвигах?

— Сформулируйте тему и цель урока.

2. Понятие «былины». Слово учителя. Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

Записать в тетради. «Былина – от слова «быль», рассказ о том, что когда-то было, во что верили». Слайд 1.

3. Былины – жанр устного народного творчества, т.е. былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.

Слайд 3

3. Отличие сказки от былины. Вспоминаем художественные особенности сказки. Работаем с Диаграммой Венна.

Сказка

Общее

Былина

— не верят в реальность

Вымысел

— верят в реальность

— композиция единообразная

-индивидуальная композиция

— герои – люди, царевичи, животные

— герои — богатыри

4. Виды былин. Прочитайте материал статьи учебника, стр.55, составьте самостоятельно кластер по теме вопроса.

Виды былин

↓ ↓

героические социально-бытовые

— перечислите отличительные признаки былин.

(Героические: в основе бой, столкновение, схватка богатыря с врагом.

Социально-бытовые: нет схватки, есть ссора, спор, соперничество).

Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской земли от кочевников, герои – три богатыря-воина; Новгородский цикл – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин).

5. Мир былины. Общеклассная работа. Читаем словарную статью, выписываем ключевые слова и словосочетания (умение выбирать главное).

— пространство и время условные, необычные

— герои одни и те же, борются с фантастическими существами

— место действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде…

– откуда сказители знали о далеких землях? ( Киев – столица русской земли)

— время действия – правление князя Владимира. (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями).

Проверяем правильность выполнения задания с содержанием слайда 7.

6. Герои былин — богатыри. Работа в группах. Прочитать характеристики богатырей. Заполнить недостающие графы таблицы (учащиеся получают таблицы, в которых отдельные графы пустые).

1 группа: Илья Муромец

2 группа: Добрыня Никитич

3 группа: Алеша Попович

Результаты работы:

1 группа.

Имена

Общее

Отличия

Илья Муромец

— обладает необыкновенной физической силой

— прямота

— добрый

— чувство собственного достоинства

— защитник русской земли

— стремление к сплоченности

— мужественный

— большой жизненный опыт

— нет семейной жизни

2 группа.

Имена

Общее

Отличия

Добрыня Никитич

— обладает необыкновенной физической силой

— одаренный

— культурный

— добрый

— великолепно воспитан

— защитник русской земли

— умен, играет в шахматы

— мужественный

— стреляет из лука

— поет, играет на гуслях

3 группа.

Имена

Общее

Отличия

Алеша Попович

— обладает необыкновенной физической силой

— самый молодой

— «напуском смел»

— добрый

— лихая смелость

— защитник русской земли

— хитрость

— мужественный

— жизнерадостный

— самый веселый

— Обмен мнениями – рассказом о своем герое.

— Напишите одним-двумя предложениями вывод о героях былин, их задачах (подчеркнуть мысль о том, что былинные герои привлекают целостностью своих характеров; это защитники покоя и благополучия русской земли).

). В этом помогут слайды 11-15.

7. Композиция былин.

1) Запев (для привлечения внимания)

2) Завязка действия (поручение)

3) Развитие действия

4) Кульминация

5) Развязка действия (расправа с врагом)

6) Исход

8. Особенности былинного стиха. Читаем отрывок былины в статье учебника, наблюдаем, находим повторы слов, делаем выводы:

1) Речитатив (полупение).

2) 12 – 14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от 1-го до 3-х слогов

3) Последнее ударение на третьем слоге от конца

4) Повторение предлогов, междометий

5) Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.

6) Повторы слов и выражений

9. Рефлексия.

Напишите свободное письмо по ключевым словам и словосочетаниям.

поэтические сказания

гусляры

защитники русской земли

богатыри

мир былины

история народа

Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

10. Домашнее задание. Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», составить план былины.

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here