Урок словесности
Тема: Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства).
Цель: сформировать понятие «былины», познакомить с видами былин, миром, героями, былинным стихом; показать близость былины другим жанрам фольклора, её художественное своеобразие, отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся.
Презентация «Былины».
Ход урока.
1. Рассмотрим иллюстрации «Три богатыря», «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей Тугарин», «Вольга и Микула», «Алеша Попович» и др.
— Что знаете о героях иллюстраций?
— Какие читали произведения? Какие видели фильмы (мультфильмы?)
— Кто главные герои? Что можете рассказать о богатырях?
— В каком жанре ведется рассказ об их подвигах?
— Сформулируйте тему и цель урока.
2. Понятие «былины». Слово учителя. Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.
Записать в тетради. «Былина – от слова «быль», рассказ о том, что когда-то было, во что верили». Слайд 1.
3. Былины – жанр устного народного творчества, т.е. былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.
Слайд 3
3. Отличие сказки от былины. Вспоминаем художественные особенности сказки. Работаем с Диаграммой Венна.
Общее | Былина | |
— не верят в реальность |
Вымысел | — верят в реальность |
— композиция единообразная | -индивидуальная композиция | |
— герои – люди, царевичи, животные | — герои — богатыри |
4. Виды былин. Прочитайте материал статьи учебника, стр.55, составьте самостоятельно кластер по теме вопроса.
Виды былин
↓ ↓
героические социально-бытовые
— перечислите отличительные признаки былин.
(Героические: в основе бой, столкновение, схватка богатыря с врагом.
Социально-бытовые: нет схватки, есть ссора, спор, соперничество).
Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской земли от кочевников, герои – три богатыря-воина; Новгородский цикл – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин).
5. Мир былины. Общеклассная работа. Читаем словарную статью, выписываем ключевые слова и словосочетания (умение выбирать главное).
— пространство и время условные, необычные
— герои одни и те же, борются с фантастическими существами
— место действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде…
– откуда сказители знали о далеких землях? ( Киев – столица русской земли)
— время действия – правление князя Владимира. (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями).
Проверяем правильность выполнения задания с содержанием слайда 7.
6. Герои былин — богатыри. Работа в группах. Прочитать характеристики богатырей. Заполнить недостающие графы таблицы (учащиеся получают таблицы, в которых отдельные графы пустые).
1 группа: Илья Муромец
2 группа: Добрыня Никитич
3 группа: Алеша Попович
Результаты работы:
1 группа.
Общее | Отличия | |
Илья Муромец | — обладает необыкновенной физической силой | — прямота |
— добрый | — чувство собственного достоинства | |
— защитник русской земли | — стремление к сплоченности | |
— мужественный | — большой жизненный опыт | |
| — нет семейной жизни |
2 группа.
Общее | Отличия | |
Добрыня Никитич | — обладает необыкновенной физической силой | — одаренный — культурный |
— добрый | — великолепно воспитан | |
— защитник русской земли | — умен, играет в шахматы | |
— мужественный | — стреляет из лука | |
| — поет, играет на гуслях |
3 группа.
Общее | Отличия | |
Алеша Попович | — обладает необыкновенной физической силой | — самый молодой — «напуском смел» |
— добрый | — лихая смелость | |
— защитник русской земли | — хитрость | |
— мужественный | — жизнерадостный | |
| — самый веселый |
— Обмен мнениями – рассказом о своем герое.
— Напишите одним-двумя предложениями вывод о героях былин, их задачах (подчеркнуть мысль о том, что былинные герои привлекают целостностью своих характеров; это защитники покоя и благополучия русской земли).
). В этом помогут слайды 11-15.
7. Композиция былин.
1) Запев (для привлечения внимания)
2) Завязка действия (поручение)
3) Развитие действия
4) Кульминация
5) Развязка действия (расправа с врагом)
6) Исход
8. Особенности былинного стиха. Читаем отрывок былины в статье учебника, наблюдаем, находим повторы слов, делаем выводы:
1) Речитатив (полупение).
2) 12 – 14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от 1-го до 3-х слогов
3) Последнее ударение на третьем слоге от конца
4) Повторение предлогов, междометий
5) Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.
6) Повторы слов и выражений
9. Рефлексия.
Напишите свободное письмо по ключевым словам и словосочетаниям.
поэтические сказания
гусляры
защитники русской земли
богатыри
мир былины
история народа
Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.
10. Домашнее задание. Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», составить план былины.