Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Алексейковская средняя общеобразовательная школа
Лесного района Тверской области»
Урок литературы в 10 классе.
«Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Работу подготовила:
учитель русского языка и литературы
Гаврилова Ирина Викторовна.
2011г.
Всё обман, всё мечта.
Всё не то, что кажется.
Н. В. Гоголь.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
2.Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы воспет поэтами 18 и 19 века. Вспомним «Медный всадник» А.С. Пушкина. Петербург изображён как город контрастов. Эта тема была расширена и углублена Гоголем. В основу «Петербургских повестей» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Город поражал писателя картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель всё отчётливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных друг на друга домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя.
3.Чтение отрывка «Всемогущий Невский проспект».
4.Беседа по вопросам:
— Как изображена улица? ( Как живое существо, она – источник всех зол и несчастий).
-Кто или что появляется на улице? ( Не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии и пр.)
— Какой художественный приём использует Н.Гоголь? ( Метонимия – приём, когда вместо целого изображена часть. Для обозначения человека автор использует неодушевлённые существительные с лексическим значением «часть тела» или «предмет гардероба». Этим самым Гоголь хочет показать, что в этом мире важна не личность, не душа человека, а нечто второстепенное. Человек уподобляется вещи, превращается в вещь.
5. Работа по группам:
Как изображён человек Гоголем? Найдите группу слов со значением «человек».
1 группа – анализ текста со слов «Начнём с самого утра…». (Сословная принадлежность, возраст, пол, род занятий, нет индивидуальных черт).
2 группа — анализ текста со слов «Ближе к двум часам…» . (Человек – вещь, часть тела).
3 группа – анализ текста со слов «В три часа…» (Появление не людей, а чинов).
4 группа – «И, наконец, сумерки…» (Повтор неопределённых местоимений выражает пренебрежение, неважность обозначенных персон».
Что хочет сказать автор? (Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. )
Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту («Нет ничего лучше Невского проспекта!»). Но чем дальше, тем отчётливее звучат сатирические ноты. Образ великолепного города развенчивается, обнажая свою пошлую сущность.
В конце описания проспекта Гоголь замечает: «В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное» . (Художественный приём градации. Автор подчёркивает бесцельность, бессмысленность и , более того, пошлость существования Петербурга.)
6. После описания Невского проспекта автор знакомит читателя с историей Пирогова и Пискарёва – это 2 главных сюжетных эпизода, 2 части общей картины Невского проспекта и Петербурга.
При описании героев используется принцип контраста. В чём он проявляется?
Пискарёв | Пирогов | |
таланты | Художник (красота) | Волочится за женщинами, искусство обольщения (пошлость, разврат) |
цель | Спасти понравившуюся девушку | Обольстить, получить наслаждение |
результат | Погибает, т.к. не в силах бороться с Петербургом, городом пошлости. Человеку-романтику, мечтателю нет места в жестоком и пошлом мире человеческих отношений, олицетворением которых предстаёт Невский проспект. Какой смысл вкладывал Гоголь в именование своего героя? Фамилия Пискарёв( от слова писк. Человек так угнетён, притеснён, ему ещё хватает сил на какое-то слабое сопротивление, но безжалостный Петербург убивает любую живую душу, т. к. этот продажный бездушный мир задавит любого. | После позорной истории быстро утешился в булочной. Фамилия героя говорящая – автор подчёркивает круг интересов и пустую сущность этого человека. Он из числа тех усов, фраков, которые прогуливаются по проспекту. |
В.Г. Белинский писал: «Пирогов и Пискарёв – какой контраст. И какое действие производит этот контраст! Пискарёв и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!»
В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Действительно, это город – обман! (см. эпиграф). Обратимся к образу незнакомой девушки, встреченной Пискарёвым: за внешней красотой – пошлая суть. И так во всём. Страшное противоречие между видимостью и сущностью.
Итог: чтение отрывка «О, не верьте этому Невскому проспекту!»
Где увидели на Невском проспекте красоту, коммуникацию, выставку лучших произведений человечества? Всё – обман, всё – не то, что кажется.
Домашнее задание: Образ Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект».
Индивидуальное задание: Какая общая мысль объединяет все петербургские повести Н.В.Гоголя? Докажите.
Использованные ресурсы:
Розанов В. В. Опавшие листья. — М., 2001.
Гоголь Н. В. Невский проспект // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 3.
Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 1.
http://www.prosv.ru/ebooks/Belaeva_Literatura_10kl/6.html